грозныегоды«Трудяга» — так называли в армии знаменитый ЗИС-5 С честью прошел автомобиль-солдат Великую Отечествен' ную Войну. Это фото воспроизводит будни фронтовой дороги, ередний край осенью вести: контролер завода Васорок первого проходил силий Кузьмичев отличился здесь, неподалеку от Москпри форсировании Днепра. вы. Но жизнь в городе не Автозаводец Моисей Марьязамирала, только менялись новский на своем танке разритм, уклад. Другим стало громил вражескую батарею. и лицо автозавода. ВоенТокарь Александр Курзенные заказы—уже привычная ков, став военным летчиком, продукция цехов. У дверей смело сражается с воздушпарткома и комитета комсоными пиратами. Инструменмола очереди добровольцев тальщик Владимир Федов народное ополчение. Шестров — теперь старшина втонадцать тысяч своих сынорой статьи. Он действует в вей послал автозавод на тылу врага. Скупые, отрыфронт. Мастера, инженеры, вочные сведения. А за ними сталевары, сборщики, эконогероические дела сыновей мисты, счетоводы — война завода. перетасовала профессии и Ныне мы знаем больше — должйости, предъявив иной об их ратных подвигах рассчет человеческим качестсказывают многочисленные вам. Автозаводцы оплачивастенды, выставки, уголки ли его со всей щедростью. боевой славы, оборудованные в цехах, где до войны На место ушедших к стантрудились герои. Тысячи авкам становились жены, дети, тозаводцев, сражавшихся на пенсионеры, домохозяйки. фронтах Великой ОтечестРаботали, не считаясь с вревенной войны, награждены менем. Выматывали бомбежорденами и медалями. На ки, тушение «зажигалок». Не главной аллее завода — фокаждый вечер люди добиратовитрина. На ней 16 портлись до дома — в дороге их ретов — это Герои Советскозаставала воздушная тревого Союза, воспитанники зага, и тогда приходилось провода. ' водить ночь в бомбоубежище, без сна. А утром — сноТысячи рабочих и служава на завод, снова к станщих отмечены орденами и кам. медалями за доблестный труд для фронта. А коллекВ те дни в цехах горели тив завода от начала и до костры (не было отопления). конца войны не выпускал А работа шла: завод ковал из рук переходящее Красное оружие для фронта. Каждый знамя Государственного Котрудился за двоих. митета Обороны. И теперь ЗИЛ наращивал темпы. А оно хранится у нас, как там, Далеко на востоке, кусимвол мужества и доблести. да ушли эшелоны с заводДва ордена — орден Ленина ским оборудованием, куда и орден Трудового Красного специально были посланы Знамени — награда коллекквалифицированные кадры, тиву ЗИЛа за его подвиги в родились новые заводы. Это были младшие сыновья Мосуровую военную пору. сковского автомобильного. И. КУЛИКОВ, И они тоже работали дли мастер цеха, ударник фронта. коммунистического труда С мест боев приходилиЭтот снимок относится к 1935—1936 годам. Сделан он на автозаводе, где часто бывал командарм тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе. Рядом с ним (слева) И, А. Лихачев, чье имя носит гигант автомобилестроения.ПНРАСНЫЙ ДИРЕКТОРКрасной плоТ ак звали его на АМО. Он похоронен наего имя прищади. По просьбе рабочих всех Цехов своено заводу. Впервые этот человек появился на заводе вскоре после рождения автомобилей АМО. За плечами его лежал большой и трудный путь. Сын рабочего, он пятнадцати лет встал к. станку. Работал в Питере, на Лутиловском. В первую мировую войну призвали молодого слесаря в армию. В солдатской шинели встретил Иван Лихачев великий Октябрь и стал коммунистом. Партии отдал свою жизнь слесарь-путиловец. По ее заданию работал в вЧК, потом в Московском совете профсоюзов. И вот новый приказ: расширить Производство моторов и автомобилей на АМО. Стране нужны стальные кони! И завод реконструируется. Своего опыта еще не было. Иван Алексеевич с группой рабочих и инженеров едет в США, знакомится с проектированием автомобильных предприятий, закупает оборудование. И с новой энергией продолжает работу на родном заводе. И. А. Лихачев принадлежит к тому поколению новых советских хозяйственников, которое было выдвинуто из народных глубин великой Октябрьской революцией ив котором великолепно сочетались революционная страстность, преданность делу, организаторский талант с техническими и экономическими знаниями. Именно благодаря сумме этих замечательных качеств И. А. Лихачеву удалось сплотить коллектив рабочих, техников, инженеров, чьими руками заложены основы советского автомобилестроения. АМО стал неузнаваемым. Многие десятки тысяч грузовых автомобилей дал народному хозяйству завод перед войной, в годы войны филиалы московского автозавода появились в Ульяновске, Челябинске, Миассе. Лихачев руководил огромнейшим хозяйством, раскинутым на тысячи километров. Страна высоко оценила заслуги красного директора: пять орденов Ленина и другие почетные награды украсили его грудь. В июне 1966 года многотысячный коллектив предприятия торжественно отметил 70-летие со дня рождения И. А. Лихачева. При возложении венков у Кремлевской стены, где покоится его прах, на многолюдном собрании работавшие вместе с выдающимся руководителем ветераны призвали автозаводцев отдавать все свои силы и знания развитию советского автомобилестроения. Одна из Новинок завода — ЗИЛ-Э167 — автомобиль высокой проходимости. Максимальная скорость 65 км/час, грузоподъемность 5 тонн, передние и задние колеса — управляемые.