За нашу Советскую Родину!№ 8 - август - 1 966ВСЕСОЮЗНАЯ ЛЕТУЧ КАы живем в замечательное и требовательное время. Решения XXIII съезда КПСС, принятые им Директивы по новому пятилетнему плану раскрывают грандиозную панораму коммунистического созидания и вместе с тем указывают путь достижения поставленных целей. Гордясь могучей поступью Родины, каждый советский человек отчетливо осознает себя непосредственным участником коммунистического строительства, постоянно чувствует, что и от него лично во многом зависит успешное решение начертанных партией задач. С особенным удовлетворением восприняты Директивы XXIII съезда КПСС теми, кто связал свою жизнь, свои интересы с созданием, обслуживанием, использованием автомобильной и мотоциклетной техники. Запланированный на пятилетку стремительный рост производства автомобилей и мотоциклов, резкое увеличение технической оснащенности сельского хозяйства, быстрый подъем автотранспорта, — все эти радостные события повлекут за собой благотворные изменения не только в различных сферах народного хозяйства, но ив жизни многих людей. Наш журнал считает своей главнейшей обязанностью содействовать — насколько это в его силах — тем, кто трудится за рулем в народном хозяйстве, готовится к службе в Вооруженных Силах, водит автомобиль, мотоцикл. Сотни тысяч читателей хотят видеть в журнале своего друга, помощника, советчика, а стать им — не такая уж простая задача! Для того чтобы иметь возможность лучше выполнять эту задачу, редакция провела всесоюзную заочную конференцию читателей. Цель ее состояла в том, чтобы полнее узнать их интересы, запросы, пожелания. iHa вопросы, предложенные редакцией в январском номере журнала, прислали свои ответы 16 048 человек. Уже одно только количество участников конференции свидетельствует о том, что разговор редакции с читателями давно назрел. Итоги конференции позволяют с большей вероятностью определить категории читателей журнала и тем самым внести ясность в затянувшийся заочный спор, в котором каждая категория читателей в письмах в редакцию настаивает на своем приоритете. Среди участников конференции тех, кто водит мотоцикл, оказалось 44,9 процента, шоферов-профессионалов — 37,6 процента, автолюбителей —• 33,0, спортсменов — 10,0, военных водителей — 5,9, преподавателей автомотодела — 5,8, специалистов по безопасности движения — 4,6 и автомоделистов — 1,5 процента. Естественно, что общая сумма составила более 100 процентов, так как шофер одновременно может быть мотолюбителем, специалист по безопасности движенияиметь -собственный автомобиль и заниматься мотоспортом и т. п. По возрасту участники конференции распределились так: от 25 до 40 лет — 9 463 человека, старше 40 лет — 3 110, от 20 до 25 лет — 2 295, до 20 лет — 1 180 человек. По водительскому стажу: от 3 до 10 лет — 7 055 человек, свыше 10 лет — 4 638, от 1 до 3 лет —• 2 939, до одного года — 954,ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ДОСААФ СССРИздается с 1928 года• Редакция советуется с •читателямиучастников заочной кон• Комуференции • Что хорошо и что плохо отдать предпочтение?не имеют водительских прав — 462 человека. Редакцию интересовал также «читательский стаж» участников конференции. Наиболее многочисленной (6 522 человека, или 40,6 процента) оказалась группа, читающая журнал от 1 до 3 лет. Это радует: значит, журнал с каждым годом приобретает все большее число читателей, что соответствует и быстрому росту тиража (в 1964 году — 500 тысяч, в 1965 — 800 тысяч, в 1966 —г 1 300 тысяч). Что же читателей большего всего интересует в журнале? На это конференция дает такой ответ. Материалы по безопасно-^ сти движения читают 74,1 процента ее участников, раздел! I "«Советы бывалых» — 73,5 процента, новости автомобильной техники — 72,0, новости мотоциклетной техники — 46,1, | «Справочную службу» — 37,5, «Клуб «Автолюбитель» —32,5, | научно-популярные статьи — 27, 6, материалы по туризму — 24,37 раздел «Как вас обслуживаТспч» — 20,/,. wajjepjiaHbrn о caapty_^ = _20 £ 6, статьи в помощь молодым шоферам — 19,5, молодым мотоциклистам — 18,9, статьи по обмену опытом обучения — 18,8 процента. Специальная графа анкеты позволила уточнить, что подавляющее большинство участников конференции (12 405 человек, или 77,5 процента) постоянно читают от трех до восьми разделов журнала из перечисленных в анкете, и только незначительная часть читает журнал строго избирательно, интересуясь узким кругом вопросов. Для редакции не явилась неожиданностью популярность таких разделов, как вопросы безопасности движения, «Советы бывалых», новости автомототехники. Единодушное мнение читателей лишь подтвердило необходимость освещать эти темы еще шире и лучше. Учитывая это, журнал ввел новые постоянные рубрики — «Техника пятилетки», «Зеленая волна», наладил более строгий отбор материалов для раздела «Советы бывалых». Нам очень хотелось бы отводить этим разделам гораздо больше страниц, и мы надеемся, что в 1967 году сможем это сделать. Пожелания значительной части участников конференции сводятся к просьбам увеличить объем «своего» раздела журнала. Vi здесь, естественно, много противоречивых мнений. Автолюбители пишут, что слишком много внимания уделяется мотоциклистам, а последние, наоборот, жалуются на «засилие» автомобильной тематики. Шоферы-профессионалы ревнуют журнал к автолюбителям, а владельцы легковых автомобилей, ссылаясь >на существование журналов «Автомобильный транспорт» и «Автомобильная промышленность», выражают недовольство публикованием статей о грузовых машинах. Любители спорта говорят, что слово «спортивный» в титульных данных журнала необоснованно, так какв нем мало пишется о спорте, а другие заявляют, что спортивным материалам не место в журнале «За рулем» и т. п. Как примирить эти противоречия? Конечно, наиболее кардинальным решением вопроса было бы увеличение количества материалов для всех, кто читает наш журнал. Очевидно, в дальнейшем так оно и произойдет. Однако в данных конкретных условиях, исходя из имеющейся журнальной пло-16 048ЯИ,*> \\%lif щади, редакция не считает себя вправе отдать предпочтение I единую форму одежды шофера и значок, отражающий его одной категории читателей за счет другой. Мы стремимся KV ' квалификацию и стаж. Б. Печников из Тирасполя предлагает тому, чтобы журнал стал надежным и незаменимым другом iв каждом городе создать^ клуб водителей. Называются темы: • человека за рулем независимо от того, какой машиной он ' статей по медицинским вопросам- Несколько женщин-шоферов беспокоятся, не забыл ли журнал о них. управляет — грузовиком, легковым автомобилем или мото354 участника конференции написали о необходимости циклом. Естественно, при этом учитывается удельный вес, иметь в журнале раздел «В часы досуга». «С песней легче в который каждая категория занимает а общей массе читатедороге», — замечает В. Кобзарев из Калужской области, И лей. Этот удельный вес и помогла выяснить заочная читачего поддерживают еще 24 человека, которые просят хоть изтельская конференция. редка давать текст и ноты песен о шоферах. 135 читателей Большая группе пожеланий — это конкретные «заказы» на хотят видеть в журнале «Литературную страницу», 66 человек статьи, рассказывающие об определенных марках машин. Около 200 человек просят давать рекомендации по ремонту ав- V предлагают_^»вео™зОтраничкуиетлр^1и», 39 — рубрику «Вам_ отвечает юр_ист», 96 настаивают на возобновлении раздела о томобилей прежних выпусков и модернизации их с испольводно-моторном спорте. зованием агрегатов и деталей новых моделей. Более 300 учаНа конференции был высказан ряд критических замечаний стников конференции напоминают о необходимости чаще в адрес журнала. 128 человек упрекают его в отставании от писать об эксплуатации и ремонте мотоциклов, импортируесобытий, в запаздывании с описанием новых моделей машин. / мых в СССР, в основном чешских марок, так как литературы 111 читателей напомнили, что около года назад журнал обепо этим мотоциклам крайне мало. Около 300 человек хотят щал подробно рассказать о новом «Запорожце», но до сих больше узнать о «Запорожце», свыше 100 — о тяжелых мопор не выполнил своего обещания. тоциклах, 75 — об автомобилях с дизельными двигателями, Признавая справедливость этих упреков, мы в то же время 50 — о самодельных прицепах к мотоциклам и автомобилям. должны сообщить читателям, что с момента сдачи рукопиПожелания эти вполне обоснованны, и редакция постарается сей в набор до получения журнала подписчиками проходит их удовлетворить в самом ближайшем будущем. три месяца. Величина этого «производственного цикла» не Кроме пожеланий, под которыми подписались десятки и зависит от редакции и определяется техническими возможсотни читателей, имеются предложения, высказанные всего ностями «омежников» (типографии, «Союзпечати»). Что канесколькими участниками конференции, но, по нашему мнесается нового «Запорожца», то по договоренности с руконию, также представляющие широкий интерес. К ним мы отводством завода «Коммунар» статья о нем будет опубликоносим, например, предложения больше заботиться о нуждах вана, как только эту модель поставят на конвейер. Нам изавто- и мотолюбителей, начиная с момента покупки автомовестно, что это произойдет в ближайшие месяцы. биля или мотоцикла до обеспечения его стоянкой и запасными частями. iB журнале нужны, пишут читатели, рекомендаБольшая часть критических замечаний будет учтена при ции по ремонту машины в домашних условиях при отсутствии подготовке очередных номеров журнала. Это касается, в чаоборудованных мастерских ис минимальным набором инстстности, его оформления, объема так называемых «общих» рументов и приспособлений. Одобряя «Советы бывалых», материалов, критики в адрес конструкторов и производстнекоторые участники конференций просят сообщать-" адреса венников, качества некоторых «срветов бывалых», отчетов о авторов этих советов с тем, чтобы можно было запросить спортивных соревнованиях и т. п. Вместе с тем с некоторыми у них "дополнительные разъяснения. Читатель И. Заславский упреками мы согласиться не можем. «Материалы по правииз Киева вносит предложение об организации мастерских салам движения транспорта не печатать — загромождают журмообслуживания, где бы авто- или мотолюбитель мог своими нал», — предлагает В. Савельев из Латвийской ССР. «О туризруками выполнить тот или иной «совет бывалого». Редакция ме исключить — есть журнал «Турист», — в унисон с ним может только присоединиться к этому пожеланию. требует Г. Емельяненко из Ленинграда. «Для рассказов и , Одна группа читателей советует печатать статьи ведущих очерков есть «Огонек» (В. Кудинов, г. Сызрань). «Карикатуинженеров заводов с рекомендациями по ремонту и эксплурам и зарисовкам — место в «Крокодиле» (И. Сергеев, атации машин этих заводов (что, кстати, редакция и делает). г. Вятские Поляны). Высказывания этих товарищей идут в разДругая предлагает публиковать обращения водителей к зарез с мнением подавляющего большинства читателей, настаиводам-изготовителям с указанием недостатков той или иной вающих на увеличении количества материалов по безопасномашины и советами по их устранению. 17 участников конфести движения, желающих видеть на страницах журнала марренции просят хотя бы изредка помещать в журнале шруты и карты для автомототуристов, очерки и рассказы о статьи по теории автомобиля. Многие хотят познакомиться с передовых водителях, уголок сатиры и юмора и т. п. Журнал, организацией дорожных испытаний автомобилей и мотоциккак резонно отмечают многие участники конференции, не лов и работой шоферов-испытателей. бюллетень, не инструкция, он должен быть разнообразным как тематически, так ив жанровом отношении. Это, по нашеСреди 1600 участников конференции, высказавших пожеламу убеждению, и есть правильное решение вопроса. ние об увеличении количества материалов по безопасности движения, есть и такие, которые выдвигают перед редакцией Для полноты картины считаем необходимым сообщить, что конкретные темы. Так, 52 читателя просят больше писать о7 участникам конференции журнал не понравился в целом. взаимоотношениях между работниками ОРУД — ГАИ и води1931 участник конференции безоговорочно одобрил все телями, о воспитании среди них взаимного уважения. Как содержание и оформление журнала. Вот несколько выдержек. справедливо заметил Д. Яницкий из Донецкой области, журБолее 20 читателей, словно сговорившись, написали кратко: нал должен «подружить водителя с инспектором». С этой «Так держать!» 8. Новохатний i(r. Днепропетровск), Л. Баранов целью читатели призывают работников ГАИ чаще выступать (г. Ярославль) и другие заявляют, что они читают журнал «от на страницах журнала, а редакцию — глубже анализировать корки до корки». «Первым помощником в работе» называет / деятельность ОРУД <— ГАИ, а когда следует, принципиальнее журнал А. Тройский из Курганской области. «Изучив ваши / критиковать ее. С этим, очевидно, не согласен Л. Чернов из советы, — заверяет Ж. Даулетналиев из г. Уральска, — обяКраснодара, предлагающий «меньше критиковать ГАИ, а зуемся работать без аварий». больше писать о нарушителях». Критические замечания, Пожелания, советы, одобрительные Есть письма с просьбой организовать обмен передовым отзывы—все это поможет делать журнал таким, каким его хоопытом обучения водителей, печатать описания наглядных чет видеть подавляющее большинство читателей. Изучив и пособий. Спортсмены хотят видеть больше выступлений в обобщив материалы конференции, этой, если пользоваться журнале известных мастеров спорта, тренеров, спортивных журналистской терминологией, своеобразной всесоюзной судей, рекомендаций по форсировке двигателей мотоциклов,, летучки, редакция постарается как можно полнее использоописаний гоночных машин, картов, автомоделей, правил игвать их в своей работе. Мы будем настойчиво улучшать кары в мотобол. Туристы хотят видеть на журнальных страничество материалов, воспитывающих любовь к советской Родицах карты и маршруты автомотопутешествий. Именно для не, ее славным вооруженным Силам, прославляющих труд воэтой категории читателей редакция проводит в 1966—1967 годителя, всесторонне помогающих всем тем, кто сидит за рудах заочный конкурс «Дорогами подвигов и славы», посвялем. щенный 50-летию Советской власти, с публикацией почти в Редакция благодарит всех принявших участие в конференкаждом номере маршрутов и карт. ции, приславших свои отзывы, пожелания, советы. Вместе с Ряд писем посвящен труду и быту шоферов. Многие учатем хочется оговориться, что разговор с читателем мы не стники конференции хотят получше узнать о работе передосчитаем законченным. Да он и не может никогда быть оконвых автохозяйств в новых условиях экономического стимуличен, ибо только в постоянном общении с читателями, только рования. 59 шоферов написали о необходимости давать в при их повседневной помощи и поддержке можно улучшать журнале разъяснения по вопросам труда и зарплаты. Группа «наш журнал», как любовно называют его в своих письмах читателей требует от редакции повести кампанию за установмногие участники всесоюзной заочной конференции «За руление «Дня автомобилиста». Пишут о необходимости иметь лем».»2-