т.поиски, цэем, разработкиНадежный союзникДВИГАТЕЛЯВ последнее время задача фильтров резко облегчилась—появились масла с диспергирующими* свойствами, например АС-8 с присадкой ВНИИНП-360. При работе двигателя с таким маслом, в отличие от автола и СУ, загрязняющие частицы не слипаются и находятся во взвешенном состоянии. Удалить их значительно проще, чем продукты загрязнения автола и СУ, слипающиеся в крупные асфальто-смолистые частицы. Эти частицы быстро загрязняют даже фильтр грубой очистки, у которого, как известно, проходные каналы большого сечения. При этом проход масла через фильтр резко сокращается, и он пропускает лишь незначительную часть потока, идущего в главную магистраль для смазки подшипников. С использованием высококачественных масел с присадками появилась возможность подвергать тонкой очистке все масло, идущее в главную магистраль. Этот способ называется полнопоточной фильтрацией. Полнопоточный фильтр (см. рисунок) состоит из корпуса и фильтрующего элемента тонкой очистки. Масло нагнетается насосом в корпус, проходит через фильтрующую перегородку элемента, подвергаясь очистке, и затем поступает в главную магистраль двигателя. При загрязнении элемента или при работе на вязком масле (например, во время пуска и прогрева двигателя) часть масла может пройти в главную магистраль через перепускной клапан, минуя фильтр. После загрязнения элемент необходимо заменять новым. * Д исперсность — тонкое или жидких тел в данной среде. измельчение твердыходной в Водном комнате, или, как принято здесь говорить,друбоксе — большие стеклянные шкафы, в гой — работающие двигатели. Этап за этапом идет поиск. Исследуются различные конструкции масляных фильтров и сорт» бумаги, из которой они изготовляются. Надежная очистка масла — необходимое условие нормальной работы двигателя. Она же в огромной степени определяет срок его службы. Поэтому так важно создать наиболее совершенную систему фильтрации. Во всех современных отечественных автомобилях эта «миссия» возложена на фильтры грубой и тонкой очистки. Первый отбирает из масла загрязняющие его частицы неорганического происхождения размером больше 120 микронов. Его «коллега» занят тем, что вылавливает очень мелкую примесь из частиц менее 5 микронов. У фильтра тонкой очистки с' пористой перегородкой есть серьезные недостатки: первый — в малой пропускной способности, второй — в том, что очищенное масло сливается в картер, а не направляется в главную магистраль. Исследователи установили, что примеси, состоящие из углеродистых частиц размером до 1—2 микронов, составляют 90 процентов всех загрязняющих примесей в масле. Они не являются врагами двигателя, а наоборот, заполняя микронеровности поверхностей поршня, препятствуют его непосредственному контакту с другими деталями и уменьшают их износ. Лишь остальные 10 процентов, имеющие неорганическое происхождение и размер выше 15 микронов, необходимо скорейшим образом удалять из циркулирующего в двигателе масла. Именно они «враг номер 1» двигателя, они вызывают его абразивный износ.РОТОРи мотоциклопытный образец роторно-поршневого двигателя (РПД) внутреннего сгорания *, предложенного немецким инженером Феликсом Ванкелем. Появление его на технической арене вызвало бурные споры в инженерных кругах. Одни превозносили новый двигатель как достижение века, другие, оценивая по достоинству множество заманчивых преимуществ, указывали на его ненадежность. Период «младенчества» миновал более или менее благополучно, и сейчас двигатель такого типа привле• См. журнал «За рулем» № 2 за 1960 г. и № 12 за 1965 г.десяти лет с того Прошло около был испытан первый времени, каккает пристальное внимание многих конструкторов. Его все чаще используют для лодок, газонокосилок, в качестве привода электрогенераторов, насосов и даже в мелкосерийном производстве автомобилей. Спрашивается: а почему бы не поставить РПД на мотоцикл? Ведь налицо такие преимущества, как небольшой вес и высокая мощность, отсутствие возвратно-поступательного движения и полная уравновешенность вращающихся частей, значительно меньшая, чем у поршневых двигателей (особенно одноцилиндровых), неравномерность крутящего момента, меньшее количество деталей. Все объяснялось очень просто. Корпус двигателя Ванкеля охлаждается водой, а ротор — маслом. Это значит, что необходимы водяной и масляный радиаторы и насосы, системы трубопроводов. На автомобилях, имеющих такие агрегаты и системы, установка РПД благодаря его компактности и небольшому весу все равно выгодна. У мотоциклов же, как известно, двигатели имеют воздушное охлаждение (исключение составляет небольшое количество гоноч-Роторно-поршневой двигатель с воздушным охлаждением.ных мотоциклов с двухтактными двигателями). Поэтому если применить РПД, то необходимо дополнительное водо-масляное охлаждение. А это намного увеличит вес силовой установки, усложнит и удорожит машину. Кроме того, водяной радиатор на мотоцикле располагается за передним колесом и значительно ниже, чем у автомобиля, а значит, он более уязвим для механических повреждений, особенно при езде по бездо-•12-