мобиля остается лишь то, что называется запасом мощности. Ценность мощностного баланса в том, что он позволяет раздельно оценить величину различных сопротивлений и потерь при движении автомобиля на разных передачах. На рис. 2 показаны потери мощности в момент «прохождения» при разгоне «Волги» на скоростях 30 и 95 км/час. Подобные балансы дают также возможность раздельно определять различные виды потерь мощности и оценивать тем самым совершенство предлагаемых конструкций. А это особенно важно при создании и доводке новых моделей автомобилей. Посмотрите на рис. 1: поле 2, характеризующее потери, связанные с ухудшением смесеобразования при разгоне, составляют значительную часть в общем балансе потерь. Стремясь улучшить рабочий процесс двигателя при разгоне, конструкторы создают новые карбюраторы, всасывающие трубопроводы, камеры сгорания, применяют новые системы питания двигателя, например, такие, как непосредственный впрыск. Приходится уделять внимание и инерционным потерям в двигателе, поэтому конструкторы работают над проблемами облегчения маховика, коленчатого вала и других деталей. Уменьшение их веса и габаритов способствует не только экономии металла, но и снижению инерционных потерь. Из года в год благодаря применению новых, высокопрочных материалов наши двигатели становятся легче и эффективнее. Созданы шины с радиальным расположением корда, которые обладают меньшим сопротивлением качению, чем обычные. Ученые и конструкторы стремятся постоянно снизить этот неумолимый «налог» на драгоценную мощность. Исследование мощностного баланса, проводимое на заводах, имеет прямое отношение ик тем, кто сидит за рулем. Оно служит научной основой при разработке инструкций по эксплуатации. Обратимся к рис. 1. Поле 6 графика, обозначающее потери в шинах ведущих колес, и поле б — потери в шинах ведомых колес — должны привлечь внимание водителей. Ведь расход мощности на деформацию при качении и нагреве зависит от того, как установлено колесо и каково в нем давление воздуха. Следовательно, те разделы инструкции по уходу за автомобилем, где говорится о правильной установке колес и требуемом давлении, основаны опятьтаки на этих графиках. Причем все это необходимо не только для снижения износа шин, но и для экономии мощности. Уровень масла и его сорт также влияют на увеличение или сокращение «налога» на мощность. Поле 4 графика отражает работу, производимую шестернями при перемешивании масла в картере коробки передач и главной передачи, а главное — потери из-за трения в зубьЯх шестерен и подшипниках, Не тот сорт смазки — и сразу же расширится поле, а то и последует поломка. Надо помнить, что любая рекомендация, приведенная в инструкции, была многократно проверена испытателями, прежде чем машине дали «путевку в жизнь». М. ЛУРЬЕ, кандидат технических наук, К. СЫТИН, инженер«...присвоить звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» ...Терентьеву Алексею Ивановичу — шоферу лесовозного автомобиля Ухтинского леспромхоза комбината «Печорлес». Из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1966 года. А. И. Терентьев.Самый счастливый деньС утра я собирался с ним в рейс. Но когда пришел в гараж, его там уже не было. — Поехал выручать товарища, — коротко сообщил диспетчер. Оказалось, что сменщик Алексея Ивановича Анатолий Мартынов, работавший во вторую смену, застрял в пути. На первой же попутной машине Терентьев поспешил на помощь сменщику. С трудом они вместе с Мартыновым довели по раскисшей дороге груженый автомобиль до склада. Как ни было тяжело — лес не сбросили на полпути, довезли. А на следующий день рано утром отправился Терентьев в свой рейс. У них с Мартыновым заповедь: что бы ни случилось — выручай. А в работе всякое бывает. Дороги здесь трудные, груз — тоже. Дни складываются в недели, месяцы, годы. На одном только автомобиле-лесовозе наездил Алексей Иванович почти 130 тысяч километров ив «капиталку» не ставил. Когда я спросил у старшего механика Н. В. Кулика, чем объяснить столь долгую жизнь двигателя, он ответил: — Высокая квалификация у Алексея Ивановича. Да и любит он автомобиль, ухаживает за ним, словно за живым существом. А секретарь партбюро, один из старейших работников лесопункта А. К. Мишарин дополнил: — Вообще он весь в деле, в труде. Сколько я помню, не было у него месяца, когда бы не справился с заданием. Семилетку за пять лет выполнил. Случалось водителю преодолевать не только дорожные трудности. И тут он свой характер рабочего человека показал. По вине нерасторопных людей на нижнем складе подолгу простаивали лесовозы под разгрузкой. Пошли водители к одному, другому ответственному лицу. Просили, спорили, ругались. Не помогало. Тогда Алексей Иванович выступил на собрании, в газету написал, всюду доказывал: драгоценное время теряется, сколько бы ещелеса можно вывезти! А когда простои прекратились, выработка у водителей почти удвоилась. Теперь, вспоминая о тех днях, Алексей Иванович улыбается: — Без труда, кан говорится, не выловишь и рыбку из пруда. С бюрократами да делягами воевать тоже ведь усилия нужны. А уважения к труду, честности, принципиальности ему не занимать. С малолетства он такой. Я понял это, поближе познакомившись с Алексеем Ивановичем. Четырнадцать лет ему стукнуло, ногда с фронта пришла весть: солдат Иван Терентьев пал смертью храбрых. Не перенеся горя, умерла мать. На рунах Алексея, оказавшегося старшим в семье, осталось четверо детей. Каким-то уже совеем не детским чутьем понял: семью надо сохранить. Учебу пришлось бросить. Пошел работать: летом — в своем колхозе, зимой — возчиком на лесозаготовках. Даже в первый послевоенный год, когда техники совсем не было, а на поля выходили женщины, инвалиды, старики да подростки, нолхоз все-таки вырастил урожай. Алексею только семнадцать исполнилось, а его уже среди лучших наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В восемнадцать он стал бригадиром. Потом — служба в армии. Здесь укрепилось в человеке все то хорошее, что дала с юных лет трудовая закалка. Вернулся из армии — потянуло к технике. Пошел на курсы ДОСААФ, стал шофером. С тех пор на вывозке леса. ...В то утро Алексей Иванович вернулся из рейса, лег спать. А тут один за другим потянулись в дом друзья, товарищи по работе. Только что радио передало радостную весть: Президиум Верховного Совета СССР ему, Алексею Ивановичу Терентьеву, шоферу далекого леспромхоза, присвоил звание Героя Социалистического Труда. Растормошили, обняли, поздравили. — День этот, — говорит Алексей Иванович, — самый счастливый в моей жизни. Вечером, как обычно, он выехал в очередной рейс. Г. ЛУЦКИН, сотрудник республиканской газеты «Красное знамя» Ухтинский леспромхоз Кош АССР Фото И. Лесного•15'