ели взять автомобильный справочник и посмотреть характеристику автомобиля М-21 «Волга», то в графе «максимальная эффективная мощность» мь, увидим цифры 70 л. с. *. Однако, как показывают испытания, с шин ведущих колес автомобиля снимается значительно меньшая мощность. Из-за различного рода потерь практически мощность при разгоне едва превышает 50 л. с. на третьей передаче, а на первой не достигает и 40. в чем же дело? Почему происходят такие потери мощности? Над решением этих вопросов работают многие конструкторы и инженеры. Задача, которую они ставят, — не только выяснить причины потерь, но и устранить их или снизить до минимума. Давайте теперь посмотрим на схему (рис. 1), где приведен дифференцированный мощностной баланс разгона автомобиля М-21 «Волга» на всех трех передачах. Составляющие этого баланса (кроме мощности сопротивления воздуха) были получены на испытательном стенде с беговыми барабанами. Мощность сопротивления воздуха определялась в комбинированных испытаниях на шоссе и на стенде. Мощностной баланс разгона позволяет дать наиболее полную оценку автомобиля с точки зрения динамики. Внимательно разберем этот график. Левая часть его характеризует разгон на первой передаче, средняя — на второй и правая — на третьей. Границы этих участков соответствуют моментам переключения передач. Для каждой из передач верхняя, огибающая кривая обозначает «статическую» мощность двигателя. Эта кривая построена по ряду значений, полученных при движении автомобиля на различных установившихся скоростях. Как видим, верхняя ее точка соответствует мощности в 70 л. с, Но... Вот тут-то и начинаются потери. Атмосферное давление и температура под капотом отличаются от нормальных (нормальными инженеры считают температуру плюс 15 градусов и атмосферное давление 760 мм ртутного столба). Под капотом двигатель разогревает воздух. С повышением температуры воздух начинает расширяться, иначе говоря, плотность его падает, хотя объем сохраняется прежний, следовательно, вес воздуха, засасываемого в цилиндры, уменьшается. Это и является первой причиной падения мощности. Величину потери показывает на графике поле 1. На режиме разгона рабочий процесс двигателя меняется, становится не таким, как при движении на установившемся режиме. В частности, ухудшается смесеобразование, так как двигатель и его карбюратор не успевают приспосабливаться к быстрому нарастанию скорости вращения коленчатого вала — вот и еще потери (поле 2). Нужно раскрутить вращающиеся детали двигателя — а на это тоже приходится жертвовать часть мощности. Инерционные потери обозначает поле 3. 1, 2, 3 — вот сколько теряется мощности в одном только двигателе. А дальше идут потери в силовой передаче — трансмиссии (поле 4). Они возникают из-за трения в зубьях шестерен ив подшипниках, а также • Сейчас мощность двигателя достигает 75 л. с. Исследования были проведены ранее.юго40SO60706090100110 УшСкорость движенияКОЛА ОЛОДОГО ОфЕРАР ис . 1. Мощностной баланс автомобиля М-21 «Волга».разгонаКуда девается мощностьиз-за неизбежного перемешивания масла шестернями в картерах коробки, а также главной передачи. Поле 5 — потери на раскручивание вращающихся масс колес и, наконец, потери в шинах ведущих колес (поле 6), возникающие из-за того, что при качении шины деформируются и нагреваются — а это тоже требует энергии. И лишь величина, обозначенная пунктирной стрелкой, — это та часть мощности, которая остается в месте контакта ведущих колес с дорогой. Сразу видно: по сравнению с первоначальной мощностью уменьшение очень большое, особенно на первой передаче. Но и это не все. Мощность, дошедшая до ведущих колес, расходуется на преодоление сопротивления качению теперь уже передних, ведомых колес (поле б), их подшипников (поле в) и сопротивления воздуха (поле а). А на разгон авто-Р ис . 2. Потери мощности от различных причин в момент «прохождения» и разгона «Волги» на скоростях 30 и 95 км/час.-У=зо&. -14-