шаш автоспорт начался с гонок на серийных машинах. «Победы» и «Москвичи» — вот два класса первого чемпионата страны. Но, увы, серийные автомобили впали потом в немилость, и лишь в 1962 году их восстановили в правах. Ныне гонки на них стали весьма популярны как среди спортсменов, так и среди зрителей. Яркий тому пример — нынешнее первенство страны в Таллине. Оно привлекло 28 участников на «Москвичах» и 42 на «Волгах». Кстати, заявок было подано несравненно больше (в группе «Волг», например, свыше семидесяти). Это важное свидетельство массового развития автогонок. И все же не только это является главной чертой чемпионата 1966 года, Самое важное — автономия, которую наконец обрели серийные автомобили. Ведь впервые в истории отечественного автоспорта они «размежевались» с гоночными машинами во «времени и пространстве». Теперь признана их ведущая роль на пути массового распространения и популяризации гонок по кольцу. А какую же выбрать трассу для автономного чемпионата? Гонки для серийных машин должны стать всесторонним испытанием. Следовательно, нужна разнообразная и сложная трасса, и довольно длинная, чтобы вместить как можно больше автомобилей (ожидалось, что их наберется три-четыре десятка). Федерация автоспорта Эстонской ССР учла все это и заявила: «Тэрэ Туулемаст! — Добро пожаловать на новую трассу!» Да, да, на новую, потому что прежнее, знаменитое по мотогонкам, Таллинское кольцо пришлось основательно перестроить. И «боевое крещение» оно получило как раз на первенстве СССР. Очень интересное кольцо — вот всеобщее мнение спортсменов и тренеров. Большое число сложных поворотов и длинные прямые требуют отточенного искусства гонщика и высокой мощности двигателя. Ширина для обгонов — везде достаточная. Но на старте тесновато. «Так держать, ленинградцы!» — под таким девизом шестерка гонщиков с берегов Невы провела финальный заезд автомобилей группы «А» (серийные «Волги»), Она победила в обоих полуфиналах и уверенно выиграла все призовые места в финале. Зато московские спортивные организации с их давними традициями и солидным парком «Волг» были представлены лишь двумя армейцами, выступавшими к тому же довольно слабо. Пошатнувшийся было престиж столичных спортсменов пришлось восстанавливать гонщикам МЗМА. Высокое мастерство Ю. Лесовского, Н. Шевченко и В. Ржечицкого плюс прекрасная подготовка их «Москвичей» принесли 'заслуженный успех. Заметим, что гонки машин группы «Б» (серийные «Москвичи») проходили под проливным дождем. Он превратил трассу в каток и свел на нет преимущества 72-сильных моторов (рис. 1) заводских гонщиков. И наконец, надо отметить упорнейшую борьбу в обеих группах — порой даже места в конце десятки доставались ценой больших усилий — машины почти всю гонку шли с разрывом в пять-семь метров. Если говорить о машинах, то сразу отметим, что новые технические требования подхлестнули инициативу спортсменов. Кое-кто правильно понял, что теперь можно рассчитывать на успех и за счет технической изобретательности. Отчасти поэтому выросло число участников, особенно на «Москвичах». Очень разнообразны были выпускные коллекторы и трубы: теперь в этой части «многое дозволено». Большой интерес вызвали два новых опытных карбюратора К-016 (на «Москвиче» ленинградца Э. Сингуринди). Это первые отечественные горизонтальные карбюраторы для автомобилей. Хотя почти на всех «Москвичах» стояли двухкамерные карбюраторы К-126, спортсмены МЗМА, как и гонщики из Туркме-отслаивается протектор. Настала пора начать выпуск специальных шин для движения на повышенных скоростях. К сожалению, некоторые автомобильные заводы и институты недооценивают автоспорт. Печальную традицию прошлого возродили горьковчане, не выставив на первенство ни одной машины, хотя в прошлом году автозаводец В. Мосолов был чемпионом страны. Научный автомоторный институт (НАМИ) вообще отрекся от гонок. Лишь МЗМА считает нужным и полезным для себя регулярно выступать на гоночных трассах — спортсмены завода в этом году в 19-й раз выиграли первенство СССР.3нОПРАВДАННАЯ АВТОНОМИЯнии, предпочли четыре мотоциклетных Среди участников чемпионата наряду карбюратора К-28. Что ж, быть может, в с испытанными ветеранами <В. Орловым, будущем году и на «Волгах» взамен исД. Борисовым, О. Гарсеванишвили, пытанных двух К-105 появятся четыре Ф. Смуровым стартовали и молодые карбюратора. Зато уже сейчас на «Волспособные «кольцевики». Это В. Землянгах» стояли четырехступенчатые коробский (Молдавия), О. Лысенко и Э. Синки передач, а на некоторых «Москвигуринди (Ленинград), Ю. Штыков (Москчах» — коробки передач со «сближенва), И. Вайтенас (Литва). Отраден и тот ными» передаточными числами. факт, что к «старожилам» кольцевых гонок из Ленинграда и Москвы, Грузии И конечно, приятно было видеть, что и Прибалтийских республик «подселив группе «Б» добрая половина участнились» теперь спортсмены из Туркмении, ков шла на «Москвичах-408». Молдавии, Азербайджана. А вот гонщиПрежде считалось, что залог успехаки РСФСР в этом году на первенство не мощный мотор. Поэтому шасси уделяли приехали. Это тревожный симптом. мало внимания. Теперь же многие спортсмены стремятся улучшить устойВ заключение несколько слов об орчивость и управляемость машины. ганизации чемпионата. Все-таки его лучУ всех претендентов на первые месше проводить не в два заезда, как это та — автомобили с «посаженными» (за фактически вышло в этом году, а в два счет укороченных пружин и подкладок этапа. Конечно, при двух заездах веропод рессоры) кузовами и со стабилизаятность случайной победы меньше, чем торами поперечной устойчивости на задпри одном. Но еще меньше она при соней подвеске. ревнованиях на двух различных по характеру трассах. Наконец, в этом году появились уширенные (на 15—25 мм) обода колес. Л. ШУГУРОВ, Благодаря им шина на повороте не так спец. корр. «За рулем» сильно «подворачивается» и поворот г. Таллин удается пройти намного быстрее. Такие обода использовали И. Ермаков, Ю. ЛеРЕЗУЛЬТАТЫ совский, Н. Шевченко. СОРЕВНОВАНИИ Шины, шины... Многие спортсмены, Г руппа «А»: 1. И. Ермаков; 2. Б. Щевыступавшие на «Москвичах», нелестно тинский; 3. Ф. Смурое (все — Ленинотзывались о шинах М107 размером град); 4. Э. Мирзоян (Азербайджанская ССР); 5. О. Лысенко (Ленинград). 6,00—13. У них невыгодный рисунок Группа «В»: 1. Ю. Лесовский; протектора и плохое сцепление с мок2. Н. Шевченко; 3. В. Ржечицкий (все — рой дорогой, из-за этого не раз возни(Москва); 4. В. Куузик (Эстонская ССР); кали аварийные ситуации. «Поведение» 5. Е. Андреев (Ленинград). шин в гонках серийных автомобилей (да еще на мок- | рой дороге) должно вызвать интерес у работников шинной промышленности, опыт гонок необходимо учесть при совершенствовании конструкции серийных шин. Может возникнуть вопрос: стоит ли много говорить о шинах? Стоит, ибо это крайне важно для безопасности. Например, у казавшихся одно время удачными шин 175-15 типа «Р» за последнее время часто IOOO 30003000 40О0 SOOO <*fa 1. Внешняя характеристика форсированного двигателя «Москвич-408» Ю. Лесовского. 2. Выпускные коллекторы форсированных двигателей серийных автомобилей.• в3• вн11