Оодном из номеров английского «Мотора» появился краткий очерк о советских легковых автомобилях и отчет о проведенных журналом 800-километровых испытаниях «Москвича-408». Но прежде чем перейти к сути дела, скажем несколько слов о самом журнале. «мотор» — одно из старейших в Англии автомобильных изданий. Он выходит с 1903 года и рассчитан на широкие массы автолюбителей и спортсменов. В каж ­ дом номере публикуется подробный отчет о проведенных его сотрудниками испытаниях какого-либо нового легкового автомобиля. По большей части это машины, продающиеся в Англии. За свою более чем 60-летнюю историю «Мотор» зарекомендовал себя как один из наиболее компетентных и авторитетных технических журналов. Знакомя своих читателей с опытным заднемоторным такси, новым «Запорожцем», ЗИЛ-111 и другими советскими машинами, журнал одобрительно отзывается о реалистическом подходе к созданию легковых автомобилей в нашей стране. Они просты и надежны, легко ремонтируются и полностью соответствуют своему назначению. Специфические местные условия — продолжительная и снежная зима, значительные расстояния между городами, наличие проселочных дорог — обусловили большие колеса, мощные отопители, внушительный набор шоферского инструмента. «Мотор» отмечает, что для советских машин в первую очередь характерна солидность конструкции и долговечность, а не скоростные показатели. Далее еженедельник рассказывает о том, что «интерес в СССР к легковым автомобилям велик, и новая пятилетка призвана поднять их годовой выпуск до 800 тысяч. При этом фотографии новых моделей автомобилей и информация о них публикуются задолго до начала их выпуска, и это полное отсутствие секретности, свойственное западным фирмам, ошеломляет иностранцев». Кроме этого общего обзора журнал публикует беседу с Т. Уильямсом. Два года назад он купил «Волгу» с кузовом «универсал» и очень доволен. Эта простая и надежная машина безупречно служит своему владельцу — он пробирался на ней в труднопроходимые места, возил по 500 килограммов груза, даже таскал на прицепе небольшую бетономешалну Но центральный материал номера — отчет об испытаниях «Москвича-408», которые проводились и на полигоне, и в центре города, и на загородных шоссе. Итак, читаем: «Конструкция автомобиля исключительна проста, и ее назначение быть неприхотливой к обслуживанию. Внешнее оформление неброское, и машина имеет характерную русскую особенность — высокий клиренс». Все это констатируется сдержанно, просто хорошей машиной англичанина, вроде, и не проймешь. Но распахиваются двери, он садится в автомобиль и... В Англии, да ив других западных странах, приемник и отопитель обычно устанавливают за дополнительную плату. На «Москвиче-408» это стандартное, обычное оборудование. Привлекают и откидывающиеся назад спинки переднего сиденья — ложись и спи, если устал. Прикуриватель, к рючки для одежды, масса инструмента, запирающиеся изнутри багажники одновременна с ним пробка бензобака — все это вызывает у британца радостное удивление. Он садится за руль... «Водитель сидит почти как за обеденным столом, его посадка комфортабельна и хорошо сочетается с расположением руля и педалей. Все органы управления удобно (если не сказать логично!) расположены, особенно рычаг переключения».. Тут мы отвлечемся и обратим внимание читателей на то, что испытывался «Москвич» с правым расположением руля, к ак это принято в Англии. Рычаг переключения передач в этой модификации находится в полу, а не на рулевой колонке. Обратимся опять к журналу. «Благодаря очень высокой посадке пассажиров их ногам в «Москвиче» свободнее, чем кажется на первый взгляд из-за малой длины машины». Малая же длина оказывается очень выгодной при маневрировании и заходе на стоянку в перенаселенном автомобилями Лондоне! А теперь в дорогу, на полигон. Максимальная скорость местами доходит до 135 км/час (по секундомеру, а не по спидометру), а в среднем по всем заездам она составляет 129 км/час. Разгон с места до скорости 80 км/час происходит за 15,1 секунды, а четверть мили — примерно 400 метров — с места машина преодолевает за 22,0 секунды. «На всех режимах от холостого хода до «полного газа» двигатель работает плавно. Он работал даже на низкооктановом бензине, причем с помощью легкооступного октан-корректора на распределителе подладиться под самый скверный ензин — полуминутное дело». Теперь следующее испытание — троганье с места на 18-градусном уклоне. «Благодаря сверхнизкой первой передаче это было детской забавой, а вообще лишь в редких случаях у четыреста восьмого может не хватить тяги для преодоления препятствия». Читаем дальше. «Амортизация хорошая, а при быстрой езде переход на неровную дорогу становится заметен лишь по усилившемуся «гулу подвески». В общем-то уровень шума в машине очень низкий». Автор статьи в «Моторе» высокого мнения о подвеске «Москвича», потому что «чем хуже дорожное покрытие, тем лучше он себя ведет». Не уступает подвеске и рулевой механизм! «Москвич» — одна из тех машин, что сразу реагирует на поворот рулевого колеса. Усилие на нем достаточно мало, руль обеспечивает хорошее чувство дороги и «не отдает на поворотах». Да, кстати, о поворотах. Испытания показали, что при их прохождении машина имеет нейтральную поворачиваемость. Если проходить поворот очень резко, то даже когда переднее внутреннее колесо приподнимается над дорогой, машина уверенно удерживает заданное направление. При этом водитель чувствует себя вполне удобно — «спинки переднего сиденья благодаря своей форме на поворотах фиксируют тело водителя в боковом направлении». Что же касается пассажиров на заднем сиденье, то даже «при полностью сдвинутом назад переднем сиденье у них достаточно места для ног и спинка переднего сиденья не мешает коленям». Конечно, журнал не только отмечает сильные стороны «Москвича-408», но и высказывает ряд критических замечаний — по поводу недостаточно тщательной отделки и большого усилия на педали сцепления. В конечном итоге журнал заключает, что «машина в целом создана как рациональное, выносливое и комфортабельное средство транспорта». Ну, а каков успех, спросит наш читатель, «четыреста восьмого» у английского потребителя? Ответим словами журнала «Мотор»: «Русских «Москвичей-408» расходится столько, сколько их ввозят». Т ак что же , «гуд лак, «Москвич», всего тебе хорошего! . Л . ШУГУРОВ, инженер4 0 КОЛЕСл я перевозки сверхтяжелых грузов английская фирма «Гран Фрауф Трайлере» выпустила специальный 40колесный прицеп собственным весом 59 т. Грузоподъемность в 197 т позволяет перевозить на нем детали гидрогенераторов, гигантские трансформаторы и т. д. Все колеса прицепа имеют гидравлическую подвеску, благодаря чему регулируется высота как грузовых тележек, т аки опирающейся на них рамы прицепа длиной около 10 метров. Прицеп буксируется спереди -и сзади двумя мощными тягачами. В качестве двигателя применен дизель мощностью 237 л. о.Дмосквичп оенП ЕСКУЕГУ.И ВОДЕЫ овый швейцарский вездеход «Кат-А" К атор » может передвигаться по глубокому снегу и пескам, по грязи и гор ами даже плыть по воде, перевозя при этом от 550 до 900 кг груза. У него все шесть (или восемь, в зависимости от модификации) колес — ведущие. Скошенная, к аку танка, передняя часть позволяет ему переползать через высоту до 60 см. А конструкция машины дает возможность преодолевать на большой скорости 70-процентные подъемы. Для того чтобы безостановочно передвигаться по грязи, на колеса надевают гусеницы из твердой резины . Вездеход имеет прицеп. корпус которого выполнен в виде лодки.8ИТАЛЬЯНСКИЕМотоцикл «Лаверда-125» (фото 7) — совершенно новая модель. Двигатель одноцилиндровый четырехтактный рабочим объемом 125 емз (52 х 54). Мощность — 9,5 л. с. при 8500 об/мин, степень сжатия 9,5. Коробка передач четырехступенчатая. У горизонтально расположенного цилиндра и Головки двигателя оригинальное оребренне. Телескопическая Мотоцикл «Лаверда-125».