ПЕРВЕНСТВО СТРАНЫ ПО АВТОМОБИЛЬНОМУ ДВОЕБОРЬЮо последнего времени этим соревнованиям в спортивном календаре отводилось весьма скромное место, хотя именно они составляют базу нашего автоспорта, его фундамент. Я говорю о двоеборье — состязании самом доступном для широких шоферских масс и потому самом распространенном. * До сих пор не перевелись у нас еще спортивные руководители, которые смотрят на двоеборье этак свысока, стараются не замечать его. «Что это за соревнование без зрителей, без доходов», — рассуждают они. Такие, с позволения сказать, «деятели» не хотят понять, что автомобильные соревнованияне самоцель, а средство привлечения миллионов людей к активным занятиям военно-прикладными видами спорта. Я начал свой краткий отчет о первенстве СССР по двоеборью с такого вступления не случайно. Прошедший смотр выявил, так сказать, две ведущие тенденции. Первая. Соревнования по комплексу «экономия топлива и мастерство вождения» горячо полюбились водителям. Показательно, что из 64 участников финала 42 — шоферы, работаю-Дщие в различных автохозяйствах нашей страны. И вторая — двоеборье по-прежнему не пользуется вниманием ряда областных и республиканских организаций ДОСААФ, а в особенности руководителей профсоюзных ДСО и ведомств, культивирующих автоспорт. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в протоколы первенств РСФСР и СССР. Из 71 автономной республики, края и области Российской Федерации только 27 выставили команды. Среди тех, кто замыкает таблицу всесоюзного первенства, — коллективы Эстонии и Латвии — республик, где автоспорт пользуется большой популярностью и где ДСО «Калев» и «Даугава» объединяют десятки тысяч водителей. Следует добавить, что не только эти спортивные общества, но и «Спартак» не проявляет интереса к соревнованиям в низовых коллективах. Успеха в первенстве страны, естественно, добились представители тех республик, где двоеборье прочно вошло в спортивную жизнь, где регулярно на старты массовых соревнований в автохозяйствах, колхозах и совхозах, в районах и городах выходят тысячи людей. Командное и личное первенства завоевали отлично выступавшие спортсмены Украины. Очень хорошо подготовились к соревнованиям и автомобилисты Молдавии, занявшие призовые места в командном и личном зачете.ЦЕЛЬМАССОВОСТЬБудущий год — год IV Спартакиады народов СССР, посвященной 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В этом юбилейном празднике советского спорта достойное место отводится двоеборью. Уже в январе — феврале пройдут массовые районные и городские состязания команд предприятий, учебных заведений, совхозов на приз ЦК профсоюза работников связи, рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Эти соревнования будут посвящены Дню Советской Армии. В июне начнутся зональные соревнования Спартакиады РСФСР, которые за-МОЛОДЕЦ,ИГОРЬ!В середине лета мы получили сообщение о том, что вице-чемпион мира и чемпион СССР Игорь Плеханов попал а аварию и не сможет долго выступать. Обидно, когда такое происходит на гонках, но еще обиднее, когда причиной травмы становится глупый случай. В «Волгу», на которой наши спортсмены возвращались из-за рубежа, врезалась машина. Игорь спал на заднем сиденье и не успел даже сообразить, что произошло. В больнице констатировали — перелом ноги. По существу это означало, что сезон потерян. Надо было распрощаться с надеждой на успех в чемпионате мира, в первенстве страны и других соревнованиях. Но не так думал Плеханов. Среди участников первенства страны мы не увидели нашего четырехкратного обладателя золотой медали. Игорь решил не рисковать — поберечь ногу. Зато на «Уэмбли» в Лондоне, где еще недавно бушевали футбольные страсти, любители • спидвея дружно приветствовали советского гонщика . I В Лондоне на европейском финале он занял пятое место и получил визу в фиi нал чемпионата. Потом он помог нашей команде стать «серебряной» в командном чемпионате мира и, наконец, во вто> рой раз стал обладателем «Золотого шлема». 1 Если не считать финала чемпионата мира, то нет в спидвее соревнования боа лее значимого и представительного, чем розыгрыш «Золотого шлема». Стать обладателем «шлема» почетно и для чемпио> нов. В этом году в чехословацком городе ц Пардубице, где постоянно разыгрывается приз, можно было увидеть всех чемпионов мира последних лет — Фундина, .' 1 Кнутссона, Бриггса. Но все они должны были отступить перед советским гонщи" ком. Игорь Плеханов во второй раз надел ' «Золотой шлем». Успешно выступили в этих соревнованиях и другие наши спортсмены. Б. Самородов был третьим ! за Б. Бриггсом, а Ф . Шайнуров — ше' стым. Трехкратный чемпион мира Фун '• а дин довольствовался седьмым местом, а а победитель первенства мира 1965 года Кнутссон остался лишь одиннадцатым.РАЗ «СЕРЕБРЯНЫЕ»В нынешнем сезоне мастера спидвея не радовали нас . Неудачи во встречах личного чемпионата мира, когда уже вполуфиналах континентальной зоны все наши кандидаты, кроме Игоря Плеханова, сложили оружие, с ерьезные поражения втоварищеских матчах заставляли думать о том, что нашгаревый спорт переживаетранний закат. С большим трудом удалось советским мотогонщикам завоеватьправона участие вфинале командного чемпионатамира по гаревым гонкам. И все-таки «под занавес» сезона ребята, что называется , тряхнули стариной и поднялись « а пьедестал почета. Это произошло на переполненном мототреке польского города Вроцлава, где состоялся финал командного чемпионата. Как ивпрошлые два года, встретились старыесоперники — команды Англии, Польши, СССР и Швеции. Вне конкуренции оказались прошлогодние чемпионы — гонщики Польши. На протяжении всего сезона они демонстрировали высокую подготовку. Во Вроцлаве они смогли набрать наибольшее количество очков — 41, причем трое участников из четырех — А. Выг1 ленда, А. Ворына и М. Росе — п ринесли ;; команде по 11 очков из 12 возможных; у А. Погожельского — 8 очков. Хорошо выступили советские мотоциклисты. Отразив все атакинеоднократных чемпионов мира шведов, они набрали 25 очков. Б ольше всего очков — девять — вложил в общую «копилку» Борис Самородов. К концу сезона он наконец «нашел себя». Игорь Плеханов (после травмы он выступал осторожно) и Виктор Трофимов имели в своем активе по 6 очков, а чемпион страны Фарид Шайнуров — 4 очка. Даже блестящее выступление чемпион амира 1965 года Бьерна Кнутссона, наб равшего 11 очков и установившего рек орд трека, не помогло шведам. Они прои гралинашей команде три очка и остались на третьем месте. Четверку финалистов замкнули англичане, среди котор ых был известный новозеландский гонщик чемпион мира 1964 года Барри Бриггс. Итак, с оветская команда во второй раз «серебряная». Вверху слева направо: обладатель «Золотого шлема» 1966 года! Игорь Плеханов; Б орис Самородов; Фарид Шайнуров; Виктор Трофимов.•12-