имой прошлого года на заснеженных дорогах Якутии появилась колонна грузовых автомобилей с табличкой «Испытания». Это первые образцы ГАЗ-53С отправились держать экзамен в глубь Сибири и на Крайний Север. Здесь еще мало железных дорог, а навигация по рекам длится недолго. И автомобиль, летом преодолевающий сотни километров по лесным дорогам, а зимой по льду замерзших рек, — основной вид транспорта. Директивы XXIII съезда партии по пятилетнему плану предусматривают значительный подъем промышленности и сельского хозяйства отдаленных районов Сибири и Крайнего Севера. С каждым годом растет разработка несметных богатств Якутии и Колымы, Коми АССР и Чукотки. Нефть, каменный уголь, золото, олово, железная руда, алмазы — далеко не полный перечень ценностей, которые дают они нашей стране. Не будет преувеличением сказать, что успешное претворение этой программы в большой мере зависит от работы автотранспорта. Вот поэтому-то, несмотря на 60-градусный мороз или пургу, когда шквальный ветер «свистун» достигает скорости 20—30 метров в секунду, когда в камень превращаются резиновые детали, разрушается пластмасса, а иногда не выдерживает даже металл, автомобили все-таки уходят в рейс. Во время испытаний в Якутии нам постоянно встречались мужественные, стойкие люди — водители этих машин. Они с большим радушием принимали нас, «гостей с материка», на своей знаменитой золотой Колымской трассе (дорога от Якутска до Магадана), знакомили со своими северными «секретами». Это были и обитые меховыми шубами кабины, и с большим старанием «закутанные» двигатели, и, конечно, «печки-буржуйки» с этаким самоварным коленом на капоте или крыше кабины. Эксплуатировать автомобили здесь нелегко, а к тому же они мало приспособлены к тяжелым местным условиям. Попала машина в занос, наледь или просто случилась поломка двигателя в пути — спасти водителя может только костер или самодельная печка, работающая независимо от двигателя. Трудно приходится водителям с резиновыми изделиями и гидравлическими тормозами. Шины на морозе трескаются, ломаются шланги, рвутся вентиляторные ремни. Водитель, выходя в рейс, аккуратно укладывает на кабину полдюжины камер — на одно запасное колесо рассчитывать не приходится. Вместо тормозных жидкостей в систему заправляется спирт с глицерином, антифриз, а то и просто одеколон, а в результате — коррозия металлических деталей и массовое разруше-И по таким дорогам ездят на Севере. Фото Н. Добровольского ние тормозных манжет. Детали тормозной системы, как правило, меняют каждый год. Сейчас все эти «чудеса» известны автомобильным заводам. Наибольший опыт испытаний машин на Севере накопили два гиганта — ЗИЛ и ГАЗ, которые вот уже в течение четырех лет ведут работу по приспособлению своих базовых моделей для эксплуатации при низких температурах. Зимой 1965—1966 года Горьковский автозавод совместно с отраслевыми институтами и непосредственными «хозяевами» Севера — местными автобазами провел в Якутской АССР и Магаданской области с остановкой в районе полюса холодаОймяконе — междуведомственные испытания автомобилей ГАЗ-53С на пяти образцах. Автомобили с нагрузкой 4 тонны прошли по пересеченной местности, по замерзшим рекам, лесным зимникам и постоянно действующей дороге 15 тысяч километров. Все три с половиной месяца они хранились под открытым небом при морозе до 60 градусов и ветре до 12 метров в секунду. ГАЗ-53С — первая модель, специально предназначенная для Севера. Эти автомобили были оборудованы безламповым пусковым подогревателем и заправлены антифризом М-65. Это обеспечило быстрый прогрев холодного двигателя после ночной стоянки на морозе. Для прогрева и подзарядки на ходу аккумулятор помещали в подкапотном пространстве и укрывали чехлом, сохраняющим тепло во время длительной стоянки. Была также повышена эффективность стандартного отопителя кабины, а для того чтобы обеспечить обзорность, мы установили двойные стекла на всех окнах, кроме опускаемых боковых. Стабильный тепловой режим двигателя обеспечивала электромагнитная муфта, отключающая вентилятор. Дополнительно мы обложили панель капота и брызговики крыльев стегаными ватниками из стекловаты и стеклоткани. Пришлось значительно улучшить термоизоляцию кабины: пол, двери, крыша, щиток передка и задняя стенка были обиты листовым поролоном и стегаными ватниками. Кроме того, в ногах установили дополнительный отопитель, работающий по принципу стандартного. Благодаря этому можно было сидеть за рулем даже без рукавиц и шапки. В качестве трансмиссионных мы опробовали масла ТСЗ-9 и ТД-10, изготовленные ВНИИ нефтяной промышленности. По морозостойкости хорошие результаты показало ТСЗ-9. ПриЗАПОЛЯРНЫЙЭКЗАМЕН