АВТОМОБИЛЬ, КОТОРЫЙ НЕ ЗАМЕТИЛИЧто в этом самое удивительное, так это то, что электромобиль, то есть автомобиль, движимый электромотором, существует и успешно эксплуатируется уже десятки лет. Все мы видим его в цехах заводов, на перронах вокзалов и на полях аэродромов, но никогда не обращаем на него особого внимания. Это обычный электрокар. Кстати, в переводе с английского это и значит электроавтомобиль. Однако очень небольшая скорость и грузоподъемность, а главное радиус действия, ограниченный по сути дела длиной цеха или перрона, заставили нас относиться к электрокару столь снисходительно, что его попросту отнесли к так называемому внутрицеховому транспорту. Почему же электрокар за десятки лет так и не перешагнул порог цеха и не вышел на магистрали? Прежде всего потому, что его аккумуляторы способны питать тяговый мотор в течение очень ограниченного времени. У них, как говорят инженеры, мал запас электроэнергии. Тогда возникает другой вопрос: почему до сих пор инженеры не создали электроэкспресса, способного мчаться с большой скоростью по шоссе? Пути развития определенных отраслей науки всегда соразмерялись с требованиями техники. Для примера достаточно вспомнить двигатель Стирлинга (см. «За рулем» № 10, 1966 г.). Он опередил свое время на полтора столетия, но не получил признания и развития лишь потому, что тогда технике достаточно было паровой машины. И электромобиль был не нужен. Двигатель внутреннего сгорания — и карбюраторный и дизельный — вполне удовлетворял инженеров. Но так было. А как обстоит дело сегодня и что будет завтра?ученые во всем мире, и пока наука не нашла способа кардинально решить эту задачу. Зато есть множество частных решений, которые в очень большой степени сгладят «антагонизм» между городом и его автомобилями. И когда ученые занялись поисками частных решений, они тут же вспомнили об электрокаре.их невелика — 30—40 километров в час. Но ведь в городе больше практически не надо. Радиус действия, ограничиваемый емкостью аккумуляторной батареи, тоже невелик — несколько десятков километров. Более того, компания «Скоттиш Эвиэйшн лимитед» уже проектирует массовое производство двух-Р и с. 1. Схема соединения частей воздушно-цинковой аккумуляторной батареи: 1 — подача воздуха; 2 — воздушный компрессор; 3 — насос для электролита; 4 — резервуар для электролита; 5 — фильтры; 6 — выход избыточного воздуха и азота; 7 — воздушный сепаратор. Р ис . 2. Компоновка воздушно-цинковой аккумуляторной батареи на 100 квт.ч для электромобиля: 1 — подача воздуха; 2 — четыре группы по 60 элементов; 3 — отстойник и насос для электролита; 4 — бак для окиси цинка; 5 — фильтры; в — теплообменник для электролита; 7 — выход воздуха; 8 — воздушный компрессор.«ЗАДОХНУВШИЙСЯ»ГОРОД3 ш 03&, ЗФП 08)3 S3&,Сегодня улица большого города, занятая стадом медленно движущихся автомобилей, властно диктует ученым и конструкторам свои требования. Прежде всего — чистота атмосферы. О вредных свойствах выпускных газов говорят все. Загазованность улиц в больших городах всего мира — это' очень серьезная проблема. Решить ее крайне сложно. Ведь автомобиль — основное транспортное. средство. Оставить город без транспорта — значит- парализовать его. Оставить автомобиль в городе — значит где-то в перспективе задушить его. О проблеме города и транспорта задумываются очень многиеТак социологическая проблема рождает оригинальное техническое решение. Прежде всего обратимся к троллейбусу. Вместителен, прост в устройстве, практически бесшумен. Вот только привязан к проводам. Когда конструктор склоняется над чертежной доской, первое, что он должен сделать, — это определить область применения машины, которую проектирует. Итак, теперь определим назначение электромобиля. Наш век — век специализации. Статистика сухим языком цифр убедительно говорит об изменении структуры мирового парка грузовых автомобилей. Грузовиков-универсалов становится все меньше и меньше. Каждый тип грузового автомобиля имеет четкое назначение — только так можно .повысить производительность труда. Очевидно, создавать электромобиль большой грузоподъемности для межгородских перевозок нет необходимости. Во всяком случае, пока с этим отлично справляются дизельные и карбюраторные грузовики. На магистрали он пока не нужен. А вот внутри города явно необходим. В некоторых странах уже появились экспериментальные образцы легковых электромобилей. И не только легковых, но и 1—2тонных грузовичков. Они необходимы для нужд бытового обслуживания. Юркие, бесшумные, небольшие, они очень удобны, особенно на узких улицах. Скоростьместных электромобилей шСкэмп». Скорость «Скэмпа» порядка 50 — 60 км/час, Любопытно отметить, что электромобили к тому же весьма экономичны. Достаточно сказать, что стоимость одномильного пробега (1,6 км) составляет всего-навсего 0,5 пенса (около Vs копейки). А сравнительно небольшие размеры машины позволяют легко найти место для стоянки. Есть и другая область применения аккумуляторного двигателя — автобус. Недавно на дорогах Англии появился электробус. Его тяговый электродвигатель потребляет энергию от кислотных свинцовых аккумуляторов: Длина экипажа 5750 мм, высота 2590 мм. В нем 10 пассажирских мест. Корпус сделан из стеклопластика. Скорость — 24—32 км/час. Разумеется, речь идет о первом, опытном образце. Но эти работы интересны еще и тем, что конструктивно электромобиль вообще имеет целый ряд преимуществ перед автомобилем.ДОСТОИНСТВА ЭЛЕКТРИЧЕСТВАНо начнем не с машины, а с водителя. Ему за рулем электромобиля удобнее и проще. Ведь перед ним лишь руль и одна педаль (не считая, разумеется, тормоза). Эта педаль, по сути дела, сразу выполняет несколько «автомобильных» функций — стартера