Если заглянутьв завтра...Перенесемся мысленно а 1970-й год. С конвейеров наших автозаводов каждый день сходит более чем по две тысячи легковых автомобилей. Они заполняют улицы городов, автомобильные дороги. Среди грузовиков преобладают автопоезда: тягачи с полуприцепами или прицепами. Вообще состав грузового парка очень разнообразен: автомобили малой грузоподъемности, средней, большой и, наконец, сверхвысокой грузоподъемности, >причем, как правило, специализированные. И много автобусов: быстроходных, комфортабельных, для междугородного сообщения и туристские, городские большой вместимости. Так выглядит .картина, иллюстрирующая развитие автомобильной промышленности за пятилетку. Оно уже идет по принципиально новому пути. Ведь за такой короткий срок, как пять лет, увеличить выпуск грузовиков почти в полтора раза и легковых автомобилей в три с половиной — четыре раза, сохранив прежнюю организацию производства, нецелесообразно. И вот почему. Еще совсем недавно автомобили почти полностью производились несколькими заводами. Там .изготовлялись все основные узлы, детали и агрегаты и велась сборка. На каждом таком заводе номенклатура деталей была чрезмерно широкой. Это сдерживало рост производительности труда и удорожало автомобили. В новой пятилетке большое внимание уделяется специализации и кооперированию производства. Начато большое строительство специализированных предприятий. Их назначение — изготовление заготовок массовых деталей, отдельных агрегатов автомобиля. Поясним это на примере. Известно, что Горьковский автозавод прекратил производство двигателей для «Волги». Ими, а также двигателями для ГАЗ-53 теперь снабжает его построенный близ Горького Заволжский моторный завод. Или другой пример. Двум крупнейшим автозаводам страны — ЗИЛу и ГАЗу — предстоит в ближайшие годы передать производство некоторых узлов и запасных частей к старым моделям на специализированные заводы. Освобождающиеся производственные площади на головных заводах предполагается использовать для увеличения выпуска грузовиков ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А. В результате будет больше не только автомобилей, но и деталей и узлов для запасных частей. Всего в текущем пятилетии предусмотрено реконструировать и построить более 60 специализированных предприятий, предназначенных для изготовления деталей и агрегатов. Вот, например, некоторые из них. Это заводы гильз и поршней в Центральном районе, карданных валов и рулей в Белоруссии, клапанов в Челябинске, рессор на Украине и на Урале, тормозов в Мордовской АССР. Выгоды здесь налицо. Появятся реальные возможности значительно увеличить выпуск, снизить себестоимость, наиболее эффективно 'использовать специальное оборудование. Эти предприятия благодаря ограниченной номенклатуре продукции и высокому уровню механизации и автоматизации производственных процессов не потребуют значительного числа рабочих и могут быть размещены в небольших и средних городах. Не случайно пятилетний план развития автомобильной промышленностипредусматривает использовать более двух третей всех капиталовложений для создания специализированных предприятий и лишь одну треть для завершения реконструкции так называемых комплексных автозаводов. Будет доведен до проектной мощности Минский автозавод. С его конвейеров станет сходить больше восьмитонных дизельных грузовиков семейства МАЗ-500, способных работать в составе автопоездов грузоподъемностью 1416 тонн. Намного увеличится выпуск 12-тонных машин на Кременчугском заводе. На базе их предполагается создание автопоезда грузоподъемностью 22—24 тонны. Благодаря реконструкции и расширению Белорусского автозавода резко увеличится производство 27-тонных самосвалов. Кроме того, намечено освоить изготовление самосвалов грузоподъемностью 40 тонн и более. Все возрастающие с каждым годом потребности в перевозках мелких партий грузов как в городе, так ив сельской местности, будут удовлетворяться фургонами и бортовыми автомобилями грузоподъемностью 0,(3—1,2 тонны. Их выпуск предполагается увеличить на Ульяновском, а также на создаваемом сейчас Ереванском автозаводах. М икро ­ грузовики-фургоны (0,3—0,4 тонны) будут производиться на базе «Москвича» и «Запорожца». Среди задач, которые стоят перед автомобильной промышленностью в пятилетке, особое место занимает развитие легкового автомобилестроения. Темпы его очень велики. Основными типами машин, предназначенных для индивидуального пользования, по-прежнему останутся «Москвич» и «Запорожец». Как же решаются эти задачи? Достигнет своей проектной мощности Запорожский завод «Коммунар». Производство микролитражек «Запорожец» увеличится до 150 тысяч в год. Реконструируется и расширяется Московский завод малолитражных автомобилей. На площадке рядом с его нынешними цехами вырастут новые корпуса. После реконструкции из ворот МЗМА будет ежедневно выходить свыше 600 «Москвичей». Кооперируясь с ним, эти же автомобили начал выпускать Ижевский машиностроительный завод, продукция которого — мотоциклы ИЖ — хорошо известна в нашей стране и за рубежом. А двигатели для ижевских автомобилей станет поставлять специализированный завод. С конвейеров ГАЗа и УАЗа сойдет гораздо больше автомобилей класса «Волги» и УАЗ-469. Параллельно с выпуском «Волги» на ГАЗе начнется изготовление новой модели совершенного и комфортабельного легкового автомобиля с более мощным двигателем — ГАЗ-24. На Луцком заводе в Украинской ССР полным ходом идет подготовка к производству микролитражного вездехода с обоими ведущими осями, предназначенного для сельской местности. Справиться с широкой программой развития легкового автомобилестроения, рассчитывая только на действующие заводы, конечно, невозможно. Должны вступить в строй новые предприятия. Как известно, принято решение о строительстве в городе Тольятти крупнейшего в стране завода малолитражных автомобилей. Когда он достигнет проектной мощности, каждый день из заводских•4-