12
13
S STФРОНТАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯрией. И так по другим темам. Практические же работы даются не непрерывно, а циклично, через две-три недели. Естественно, что большой разрыв отрицательно влияет на усвояемость материала. Такую же картину мы встретили в классе технического обслуживания автомобилей. Здесь два автомобиля ГАЗ, два автомобиля ЗИЛ и четыре двигателя для горячей регулировки; восемь бригад второй учебной группы выполняют различные упражнения темы № 6. («Обслуживание трансмиссии и ходовой части»). Один автомобиль обслуживают две бригады: одна работает в кабине и занята сцеплением; вторая (снизу) обслуживает коробку передач. На втором автомобиле также две бригады: одна выполняет упражнение № 3 по обслуживанию ступиц колес и поворотных цапф, а вторая здесь же работает с рессорами и амортизаторами. Такую организацию практического обучения нельзя считать удовлетворительной. Конечно, это выход из положения. И пользуются им, как мы уже отмечали, в клубах, где слаба материальная база. Но ведь Николаевский клубэто клуб 1-го разряда, для него табелем предусмотрено достаточное количество учебных машин и агрегатов, дающих возможность перейти на более прогрессивный, фронтальный способ практического обучения. Наш автомотоклуб тоже 1-го разряда. Мы внедрили фронтальный способ выполнения практических работ. Представим аналогичную картину — войдем в класс разборочно-сборочных работ. Тут шесть рабочих мест, оснащенных верстаками, инструментами, стендами, приспособлениями. На каждом рабочем месте удобно расположен полный ком ­ плект агрегатов и узлов автомобиля. Три рабочих места специализированы на разборке — с борке агрегатов ЗИЛ м три — агрегатов ГАЗ. На смежной с классом закрытой площадке расположены шесть автомобилей-экспонатов, входящих в комплекты рабочих мест. В класс прибыла учебная группа на очередное занятие. Мастер производственного обучения расставил бригады по местам. Отрабатывается первое упражнение темы № 4. все бригады разбирают, изучают и собирают сцепление автомобиля. Бригады № № 1, 2 и3 зани-Перед нами программа подготовки водителей-профессионалов в автомотоклубах ДОСААФи училищах профессионально-технического образования. Она довольно полно отражает требования нашей педагогики о тесном сочетании теории с практикой. Для изучения автомобиля программой предусмотрено 144 часа теоретической подготовки и 282 часа для практического обучения, в том числе на разборочно-сборочные работы 108 часов, на техническое обслуживание 124 часа и на вождение 50 часов. Как видим, практическое обучение, следуя за теоретическим, закрепляет знания, расширяет и углубляет их.. К сожалению, учебно-материальная база некоторых автомотоклубов ДОСААФ не всегда может обеспечить полное выполнение этого требования. В некоторых учебных организациях поэтому довольно часто прибегают к так называемому индивидуальному методу практического обучения, суть которого состоит в том, что каждый курсант выполняет на очередном занятии лишь одно из упражнений обширной темы. Конечно, при этом нарушается единство. теории и практики, непрерывность и последовательность процесса обучения. Скажем, до начала первых практических работ по разборке — сборке и техническому обслуживанию при индивидуальном способе необходимо посвятить 46 часов теории. А до того, как приступить к практическим работам по разделу «Электрооборудование», предварительно следует 34 часа заниматься тео1ДВА МЕТОДА — ДВА РЕЗУЛЬТАТАВверхуРис. 1. Схема оборудования учебного пункта технического обслуживания Одесского автомотоклуба (шестипостовой вариант): I —- класс технического обслужив ания автомобилей ГАЗ: II — класс технического " о бслуживания автомобилей ЗИЛ; III — класс горячей регулировки двигателей ГАЗ и ЗИЛ. Техника и оборудование: 1 — автомобили ГАЗ: 2 — автомобили ЗИЛ; 3 — двигатели ГАЗ; 4 — двигатели ЗИЛ; 5 — рабочее место (верстак); 6 — вентиляция; 7 — осмотровые канавы ; 8 — центр ализованная подача топлива.М ы побывали в Николаевском автомотоклубе ДОСААФ . Здесь применяется индивидуальный метод практического обучения. Не в порядке критики своих соседей, а в порядке объективного суждения о разбираемой проблеме хотел бы сделать некоторые сравнения. М ыв классе разборочно-сборочных работ. Он находится в новом хорошем помещении. Тут расположен известный работникам автомотоклубов универсальный комплект, состоящий из набора узлов и агрегатов автомобиля, дающего возможность выполнять все упражнения, предусмотренные программой. Восемь рабочих мест и один автомобиль ГАЗ (для автомобиля ЗИЛ, который должен находиться в комплекте, места в классе не нашлось). Мастер производственного обучения, несколько смущенный присутствием гостей, проводит краткий инструктаж и расставляет учебные бригады по рабочим местам. Это первое занятие по теме № 4 — «Агрегаты трансмиссии». Бригады № № 1 и2 отрабатывают первое упражнение по разборке и сборке сцепления ГАЗ и ЗИЛ. Бригады № № 3 и4 — второе упражнение — «Коробка передач». Бригады № № 5 иб — третье упражнение — «Раздаточные коробки и карданные передачи». Наконец, бригады N9№ 7 и8 разбирают задние мосты. Мастер затрудняется провести общий инструктаж и дать конкретные указания относительно особенностей занятий: ведь у всех бригад задания разные. Затруднен и контроль: мастер не может сравнить работу бригад и вовремя подвести итоги занятий.•12- мают рабочие места № № 1, 2, 3 и разбирают сцепление ЗИЛа, а бригады № № 4, 5 и6 на рабочих местах № № 4, 5, 6 — разбирают оцепление ГАЗа. После двух часов занятий бригады меняются местами. Это и есть фронтальный метод выполнения практических работ. Руководителю занятий предоставляется возможность конкретно дать вводный инструктаж, указания по технике безопасности, организовать и контролировать работу бригад. Перевод разборочно-сборочных работ на фронтальный способ потребовал расширения учебного пункта технического обслуживания и перевода этих работ также на фронтальный способ с тем, чтобы они следовали непосредственно за упражнениями по разборке — сборке. Учебный пункт технического обслуживания нашего автомотоклуба расположен в трех смежных помещениях, соединенных между собой. В центре — класс горячей регулировки на шесть двигателей — три ГАЗ и три ЗИЛ. Справа пункт технического обслуживания .автомобилей ЗИЛ на три машины, слева — автомобилей ГАЗ, также на три машины, что обеспечивает расстановку шести бригад одной учебной группы для выполнения любого упражнения программы фронтальным способом. Шестипостовую схему, внедренную у нас, следует рассматривать как один из вариантов. М ожно пользоваться аналогичным восьмипостовым вариантом, к о ­ торый позволяет уменьшить число учащихся в бригаде.держка из учебного плана Одесского автомотоклуба (таблица 2). Как видите, равномерное распределение практических работ ло всему курсу облегчает планирование учебного процесса, ликвидирует заторы {часы «пик») в классах практического обучения, дает возможность значительно увеличить количество учебных групп, обучающихся одновременно, равномерно загрузить мастеров ив полной мере распорядиться агрегатами и механизмами. Вот результат: у нас все учащиеся, как правило, сдают экзамен с первого раза; поднялся средний балл оценок по основным предметам, курсанты показывают хорошие знания и навыки самостоятельного обслуживания и вождения автомобиля в разных условиях.КАК МЫ ОБОРУДОВАЛИ КЛАССЫПРЕИМУЩЕСТВАвнедрение фронтального метода позволило нам ликвидировать разрыв меж ­ ду теоретическим и практическим обучением. Теперь практические работы ло разборке — сборке и техническому обслуживанию идут сразу же за теоретическими занятиями ло устройству автомобиля {после 12 часов лекций) и распределены .равномерно и беспрерывно по всему курсу. Перед вами развернутый план подготовки водителей при 24-часоеой учебной неделе по индивидуальному методу практического обучения, рекомендованный программой ДОСААФ (таблица 1). Иначе этот план выглядит при фронтальном методе, что показывает вы-Конечно, переход на фронтальный метод требует расширения площадей, отводимых для класса разборочно-сборочных работ и учебного пункта технического обслуживания. В классе для одного рабочего места требуется 20 кв. м. Кроме того, нужно помещение на восемь машин-окспонатов. Пункт технического обслуживания ав« томобилей нашего клуба при шестипостовом варианте занимает площадь 233 кв. м и, как указано выше, размещен в трех смежных классах (рис. 1). Этот вариант прост и удобен: создаются условия для специализации классов по маркам машин. Кроме того, выделение отдельного помещения для горячей регулировки двигателей позволяет лучше выполнить технические требования, предъявляемые к таким классам {вентиляция, герметизация электропроводки, централизованная подача топлива, отвод выпускных газов, питание от групповых аккумуляторных батарей). Фронтальный метод создает удобства и безопасность для выполнения курсантами упражнений, предусмотренных программой. Это особо относится к классу разборочно-сборочных работ. У нас, например, создан комплект стандартных 'стендов и подставок. Для разборки и сборки двигателей ГАЗ и ЗИЛ можно рекомендовать консольный стенд с креплением у стены (рис. 2). Он занимает мало места и безопасен. Удобен универсальный стенд для разборки и сборки коробок передач {рис. 3). Если Таблица 1планом занятий предусмотрена разборка и сборка раздаточных коробок, тогда коробку передач снимают со стенда вместе с несущей площадкой и ставят на подставку для хранения, а на стенд для разборки устанавливают раздаточную коробку. В клубе разработаны и изготовлены также стенды для разборки и сборки задних и передних мостов и других агрегатов автомобиля. Еще одно преимущество фронтального метода: он создает возможность снабдить рабочие места инструментом, приспособлениями и учебно-наглядными пособиями. Заметим в заключение, что оборудование класса разборочносборочных работ и учебного пункта технического обслуживания должно соответствовать уровню механизации, достигнутому в передовых автомобильных хозяйствах. Тогда и уровень подготовки водителей будет отвечать современным требованиям. К. ШАПАРЕВ, начальник автомотоклуба з. Одесса Ри с. 2. Стенд для разборки и сборки двигателей ЗИЛ и ГАЗ: 1 — двигатель; 2 — вал со скобой для крепления двигателя; 3 — з ащелка для фиксации положения двигателя; 4 — полка для инструмента; 5 — кронштейн для крепления стенда к стене; 6 — болт для крепления стенда к стене; 7 — болты крепления двигателя на стенде.Р ис . 3. Стенд для разборки и сборки коробки передач автомобилей ЗИЛ и ГАЗ: 1 — коробка передач; 2 — поворотный стол; 3 — стоика (труба диаметром 100 мм); 4 — кронштейн для крепления стенда к стене (швеллер № 12); 5 — полка для инструмента; 6 — шарнир; 7 — откидная площадка; 8 — болты для крепления коробки передач; 9 — болты для крепления стенда к стене.Предметы Устройство автомобиля Разборочно-сборочные работы Техническое обслуживаниеКоличество часов 144 108 124Распределение часов ПС неделям123 4 16456 6 12789 10 11 12 и т. д -12 12 44 12 16—4 1612 12 10—8 82——— ~ — —4 1В 8Таблица Предметы Устройство автомобиля Разборочно-сборочные работы Техническое обслуживание Количество часов 144 108 124 Распределение часов по неделям 3456789 10 11 12 И т. д. 6 10 668 10 12 8661 1428— 8 4488 — 4 4888448844844484•15-