5T?UFL#1^ЗИЛ-131НОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИВ №№ 4 и6 нашего журнала за 1967 год инженер-конструктор ЗИЛа В. П. Митрофанов познакомил читателей с общей характеристикой нового вездехода и отдельными его узлами и агрегатами. В настоящей, заключительной части описываются особенности конструкции мостов, подвески, тормозов и ряда других агрегатов и узлов автомобиля. Все мосты автомобиля ЗИЛ-131 — ведущие со сварными балками. Редукторы мостов двухступенчатые с парой конических и парой цилиндрических шестерен. Передаточное отношение редукторов — 7,339 : 1. Редуктор переднего моста расположен горизонтально, а редукторы среднего и заднего мостов — вертикально. 'Редуктор среднего моста — проходной. Средний и задний мосты взаимозаменяемы. Взаимозаменяемыми являются также основные детали всех трех редукторов. Дифференциалы — конические с четырьмя сателлитами. Полуоси полностью разгруженного типа. Передний мост управляемый, с полуосями, снабженными шарнирами постоянной угловой скорости. Максимальный угол поворота шарниров — 30 градусов. Конструктивной особенностью переднего моста автомобиля ЗИЛ-131 является боковой наклон шкворня. Подвеска ЗИЛ-131 имеет улучшенную упругую характеристику главным образом благодаря увеличению активной длины рессор. Она выполнена на продольных полуэллиптических рессорах, работающих совместно с гидравлическими амортизаторами телескопического типа двухстороннего действия. Задняя подвеска — балансирная на двух рессорах опрокинутого типа. Толкающие усилия и реактивный момент передаются реактивными штангами. Для них характерно трапецеидальное расположение. Такая установка штанг, несмотря на то, что мосты ЗИЛ-131 допускают большие, чем мосты ЗИЛ^157К, вертикальные перемещения, позволила получить меньшие углы перекоса карданных валов. А это в свою очередь дало возможность применить во всех валах (кроме вала привода среднего моста) стандартные шарниры. Дисковые колеса — с разъемным ободом и распорным кольцом. Шины — специальные односкатные размером 12,00—20 — большего диаметра, чем у ЗИЛ-157К. Давление в них при нагрузке 5 тонн должно быть 4,2 кг/см 2 , а при нагрузке 3,5 тонны изменяется в зависимости от условий движения от 3 до 0,5 кг/см 2 . Система регулирования внутреннего давления воздуха в шинах имеет ряд принципиальных отличий и конструктивных усовершенствований, направленных на повышение ее надежности и работоспособности. Увеличение размера шин в сравнении с ЗИЛ-157К при одновременном повы-• 1928 г., 31 МАРТА. Завод АМО отметил выпуск тысячного автомобиля. Юбилейная машина передана Моссовету. 9 1928 г., МАРТ. Ярославский завод начал производство грузовых автомобилей Я-4 грузоподъемностью 3,5 тс двигателем мощностью 60 л. с. 9 1928 г., АПРЕЛЬ. Вышел в свет первый номер журнала «За рулем» — органа Всероссийского общества «Автодор» — тиражом 15 тысяч экземпляров. До 1940 года «За рулем» выходил два раза в месяц. • 1928 г., АПРЕЛЬ. Сообщалось, что в Москве из 11,5 млн. квадратных метров мостовых булыжные составляют 96 процентов. 5 млн. квадратных метров улиц еще не было замощено. На январь 1967 года только площадь межквартальных городских проездов с твердым покрытием составила 47,6 млн. квадратных метров, из них лишь 1,5 процента имеют брусчатые и булыжные покрытия. Остальные покрыты асфальтом, бетоном или цементобетоном. 9 1928 г., МАЙ. В Ленинграде, население которого насчитывало 1690 тысяч человек, было на ходу 726 легковых автомобилей и свыше 3 тысяч легковых извозчиков. Сейчас ленинградцев и гостей города обслуживают, кроме других легковых автомобилей, 3100 такси. • 1928 г., 22 ИЮЛЯ. В Парке культуры и отдыха дан старт всесоюзному испытательному мотоциклетному пробегу по маршруту Москва — Тифлис — Москва. В пробеге стартовало 10 машин разных марок. Участники прошли 5700 километров по трудным дорогам и финишировали 26 августа. 9 1928 г., ИЮЛЬ. По инициативе Московского автомобильного клуба на стадионе МГСПС было проведено первое состязание шоферов по фигурному вождению. В нем принял участие 31 водитель Для того, чтобы все участники были в равных условиях, они выступали на одной машине. В программу соревнования входили: габаритная дорожка, качающийся трамплин, перевозка стакана воды, заезд в тупик задним ходом, две восьмерки задним ходом, перевозка мячей с поворотами. 9 1928 г., СЕНТЯБРЬ. Закончено сооружение первой на советском Севере шоссейной дороги длиной 185 километров, соединяющей Кемь с Ухтой. Она была проложена на месте бывших болот. • 1929 г., ФЕВРАЛЬ. В Сибири совершен первый пробег на двух аэросанях по маршруту Омск — Новосибирск — Омск. 9 1929 г., ФЕВРАЛЬ. В Киеве к этому времени было 12 частных прокатных автомобилей и ни одного государственного такси. Сейчас в столице Украины — 1500 таксомоторов. 1928 г. В гостях у рабочих Московского автомобильного завода (б. АМО) побывал великий пролетарский писатель Алексей Максимович Горький. На снимке: А. М. Горький рядом с директором автозавода И. А. Лихачевым. Фото А. Тартаковского (с юбилейной выставки «Моя Москва»)•8- ftшйКВЛчм*"\ айШ>|ПЕРЕДНИЙ МОСТ.шении скорости движения приводит к заметному влиянию их дисбаланса на работу автомобиля, и в первую очередь на его управляемость. Поэтому - колеса в сборе подвергаются статической балансировке при помощи специальных грузов, устанавливаемых под гайки стяжных шпилек обода. Тормоза — колодочные, барабанного типа. Ножные — с пневматическим, а ручной — с механическим приводом. Ножные тормоза включаются и выключаются посредством двухсекционного тормозного крана. Привод ручного тормоза сблокирован с секцией тормозного крана, управляющей тормозами прицепа. Это позволяет затормаживать на стоянке как автомобиль, так и прицеп.Повышена надежность и работоспособность колесных тормозов. Достигнуто это увеличением как общей площади тормозных накладок, так и удельной площади (на тонну полезной грузоподъемности и на тонну веса автомобиля). Электрооборудование (распределитель, катушка зажигания, свечи, стартер и др.) автомобиля ЗИЛ-131 в основном герметизировано. Другие приборы, например реле-регулятор, защищены от брызг. Они не могут работать при погружении в воду, но брызги не влияют на их работоспособность. Опытные образцы автомобиля ЗИЛ-131 всесторонне испытывались в разнообразных условиях. Они были в пробегах не только в средней климатической зоне, но ив районах Крайнего Севера, в барханных песках пустыни Кара-Кум и на высокогорных трактах Памира. Кроме того, проведены многочисленные специализированные испытания в реальных условиях эксплуатации при перевозке людей и различных грузов, бродовые испытания и сравнительные с гусеничными тягачами. Эксплуатационные качества автомобиля ЗИЛ-131 оценены весьма высоко. Начало серийного выпуска его во втором году пятилетки будет достойным трудовым подарком коллектива завода к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В. МИТРОФАНОВ, инженер-конструктор•9-