ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИРазбегОформлен путевой лист — выезд разрешен. Автомобиль, выйдя из ворот гаража, двинулся в путь. Вперед, навстречу ветру, дождю, жаре, стуже. Ему предстоит, может быть, дальняя, в несколько сотен километров дорога, а может быть, близкая — по городу, поселку, от склада к складу, с поля на ферму, от дома к вокзалу. Сотни тысяч автомобилей ежедневно выходят на линию. Тяжелые сорокатонные БелАЗы и приземистые ЗИЛы, подвижные ГАЗы и УАЗы, стремительные «Волги», «Москвичи» и «Запорожцы», трудяги МАЗы, КраЗы, «Колхиды», УралАЗы. Они вывозят с полей хлеб, снабжают заводы металлом, население одеждой и продуктами. Мы еще в постелях, но не спят машины, бодрствуют шоферы. Они везут цемент и бетон на стройку новой ГЭС в Усть-Илиме, через болота и снега пробиваются к далеким геологическим партиям, доставляют в пустыни стальные трубы нефтяникам и газовщикам. География нашего автотранспорта обширна, как обширны просторы страны. Автомобиль тысячами нитей пронизал экономику, стал мощным рычагом в хозяйственном, техническом, культурном подъеме национальных республик Советского Союза. А в таких ранее отсталых окраинных районах России, как Тува, Якутия, Калмыкия, Колыма, автомобиль является главным средством доставки грузов и пассажиров. Атомобильная трасса там — самая щедрая, самая надежная кормилица! Сейчас автомобили перевозят грузов почти в пять раз больше, чем железные дороги. Только автобусами в городах и на междугородных маршрутах пользуются ежедневно 50 миллионов пассажиров (это в 8,2 раза больше, чем на железнодорожном транспорте). Население обслуживают десятки тысяч легковых таксомоторов. Такими выдающимися успехами работники автомобильного транспорта встретили пятидесятилетие Великого Октября. Людям старшего поколения помнятся иные годы. После гражданской войны страна переживала тяжелую разруху, И при одном лишь упоминании ложена основа правопорядка испольоб автомобилизации Советской Респубзования общественного транспорта, лики за рубежом слышались саркастиразработаны такие важные проблемы ческие, а то и прямо враждебные выорганизации работы автотранспортных крики. «Как! В России, с ее сохой и предприятий общего пользования, как телегой, думать о собственном автомоцентрализованное планирование перебилестроении, — это же утопия, абвозок, задачи хозяйственного расчета. сурд!». Помню, уже в середине двадцаМногое было узаконено и детализиротых годов одна реакционная английвано. В частности, были выработаны ская газета опубликовала ехидную каположения о путевых листах, номеррикатуру: два тощих вола тщетно синых знаках на автомобили, о докуменлятся вытащить из густой грязи легтах на право управления автомобилем, ковой автомобиль. Карикатура и проо правилах движения. Это важнейшие странная подпись под ней означали: документы, которые легли в основу глядите, мол, какая участь ждет автодальнейшего развития автомобильного мобиль в России... транспорта и порядка его работы. А мы начинали и верили: первые десять советских грузовиков АМО-Ф-15, возглавившие в день седьмой годовщиНа базе социалистической ны Октября колонну демонстрантов на Красной площади, знаменуют собой индустриализации первый шаг, отправной пункт для развития автомобильного транспорта. Именно от Московского Кремля, от года Советская страКрасной площади маршруты первых на. Год отсъезд мужалапартии, состоявXIV нашей отечественных машин, окрашенных в шийся в 1925 году, определил пути красный цвет —• цвет революционного пятилетка созидания, пролегли к первым социаиндустриализации. Перваязаводов для ознаменовалась созданием листическим новостройкам, в народное массового производства современных хозяйство. по тому времени грузовых автомобиОт первых десяти АМО-Ф-15 нам полей. С конвейеров Московского, Горьтребовалось менее полутора десятков ковского, Ярославского заводов сходилет, чтобы по выпуску грузовых автоли 2,5-тонный АМО-2, 3-тонный АМО-3, мобилей выйти на первое место в полуторка ГАЗ-АА, пятитонные ЯЗы. Европе и второе (после США) в мире. Все увеличивающийся автомобильПостроив в годы первых пятилеток гиный парк страны требовал новых мегант на Волге -— Горьковский автозатодов использования. Уже в те годы вод, реконструировав, а по существу разрабатываются теоретические основы возведя заново Московский автозавод, транспортного процесса. Устанавливарасширив Ярославский, Советский Соются технико-экономические показатеюз в 1938 году стал производить более ли эксплуатации автомобилей, более 200 тысяч автомобилей, в том числе совершенной становится система их 180 тысяч грузовиков. Эти успехи выобслуживания и ремонта. Строятся двинули СССР в число стран с развиавторемонтные заводы, мастерские и тым автомобилестроением. Средняя станции технического обслуживания. грузоподъемность производимого груОткрываются учебные заведения по зового автомобиля превышала приподготовке рабочих массовых професмерно в полтора раза среднюю грузосий, инженеров, экономистов и техниподъемность автомобиля, выпускавшеков для автомобильного транспорта. гося в США. В 1930 году создается «Союзтранс», Это был мощный разбег, выдающаяобъединивший автобазы различных ся победа социалистического производорганизаций и ведомств, а в 1939 году ства. в союзных республиках учреждаются наркоматы автомобильного транспорта, в ведение которых передаются автоЗа подписью Ленина транспортные предприятия общего пользования, авторемонтные заводы, Естественно, наш автомобильный учебные заведения. Таким образом, транспорт развивался и набирал силы успехи в автостроении подкрепляются вместе с ростом экономического, индуорганизационными и научными меростриального и оборонного могущества приятиями по наиболее рациональностраны и на его основе, по мере оснаму использованию автомобилей. Результаты этих мер видны из слещения автомобильной техникой. Советское правительство, лично Владимир дующих показателей. В 1938 году в Ильич Ленин сразу же после того, как стране эксплуатировался парк численбольшевики взяли власть в свои руки, ностью уже в 760 тысяч автомобилей. уделяли автомобильному транспорту С 1928-го по 1940 год — за время, косамое пристальное внимание. Вот пегда объем перевозок на всех видах редо мной более двадцати правительсттранспорта увеличился в 7,6, а грузовенных декретов, принятых при жизни оборот в4 раза, — на автомобильном Ильича ив значительной части подпитранспорте они возросли соответстсанных им. О реорганизации и центравенно в 43 и 44 раза. Одновременно лизации автомобильного хозяйства улучшались и качественные показаРеспублики; об автодвижении по готели. роду Москве и ее окрестностям; о повойрядке пользования грузовыми и легны,В годы Великой Отечественной перекогда народное ковыми автомобилями предприятиями строилось на военныйхозяйство лад, автомобии учреждениями, состоящими на госули, и из дарственном бюджете; о финансироваобщегопрежде всего былиавтохозяйств пользования, оперативно нии автохозяйств; о порядке приобремобилизованы и направлены в армейтения за границей автомашин и автоские части и соединения и для непоимущества... средственного обслуживания фронта. Характерно, что в правительственВсе годы войны транспорт был важнейных постановлениях тех лет была зашим средством связи между тылом и10