фронтом, обеспечивал действующую армию вооружением, продовольствием, обмундированием и топливом для боевых машин, а также перевозил промышленные и продовольственные грузы, необходимые для населения и нормального функционирования промышленных и сельскохозяйственных предприятий.В новых условиях по-новомуПосле окончания войны и короткого восстановительного периода, когда был достигнут уровень 1940 года, советская экономика твердым шагом двинулась вперед. Быстрое расширение производства, появление новых отраслей потребовали не только количественного увеличения автомобильного парка, но и оснащения транспорта подвижным составом, технически более совершенным и разнообразным. В стране значительно расширяется производство автомобилей: реконструируются действующие заводы, вводятся в строй новые. Огромные средства страна вкладывает в строительство, ремонт, улучшение дорожного хозяйства, разрушенного войной. С 1950-го по 1957 год протяженность дорог с твердым покрытием возросла со 177,3 до 225,7 тысячи километров (на 27 процентов), в том числе с усовершенствованным покрытием — с 19,2 до 52,0 тысячи километров (в 2,7 раза). Сама жизнь, бурное развитие индустрии, размах промышленного и жилищного строительства, дальнейшее развитие сельского хозяйства, а вместе со всем этим резко увеличивающаяся потребность в перевозке массовых грузов предъявили свой счет и автомобильному транспорту. Решениями партии и правительства в стране началось повсеместное сосредоточение автомобилей в крупных, самостоятельных автохозяйствах. Закрылись десятки тысяч мелких гаражей, и половина автомобильного парка страны сосредоточилась в мощных хозрасчетных автомобильных предприятиях. Укрупнение автохозяйств не было чисто административным актом. Этот широчайший по масштабам процесс базировался на прочной экономической и организационной основе, которую создали централизованные перевозки. Начало массового их развития принято относить к 1951 году. Они обеспечили возможность внедрения графиков движения автомобилей, способствовали лучшему использованию грузоподъемности, сокращению времени простоя автомобилей под погрузочно-выгрузочными работами ив конечном счете принесли большую выгоду как государству, так и непосредственно предприятиям, пользующимся автомобилями (а таких, кто в них не нуждается, практически нет). В результате централизованных перевозок при обслуживании строек, железнодорожных узлов и станций, аэропортов, морских портов и речных пристаней производительность автомобилей намного повысилась. Высвободились многие тысячи грузчиков, экспедиторов, которые перешли на другие участки работы.2*Централизованные перевозки явились тем экономическим рычагом, который стимулировал специализацию подвижного состава и предъявил новый счет автомобильной промышленности. Стало быстро расти производство самосвалов большой грузоподъемности, лесовозов, цементовозов, панелевозов, муковозов и других самых разнообразных «возов». Возникли благоприятные условия для повседневной и комплексной механизации погрузочновыгрузочных работ и многое другое. Автомобильный транспорт из местного, подсобного превратился в самостоятельный вид транспорта. Он обеспечен замечательной техникой, квалифицированными кадрами всех специальностей, располагает научной организацией труда, широким общественным активом рационализаторов и изобретателей. Автотранспорту по плечу любые задачи, которые выдвигает перед ним рост экномической и оборонной мощи страны, материального благосостояния и культурных запросов советских людей. ...Бегут, бегут по дорогам автомобили. Ведут их в путь неутомимые труженики — шоферы. А готовят к выходу на линию, обеспечивают нормальную, бесперебойную работу — слесари, техники, инженеры, диспетчерские службы, научные институты, лаборатории. Общая численность персонала, занятого на автомобильном транспорте, превышает 5 миллионов человек. Автотранспортники, как и весь советский народ, встречая полувековой праздник Великого Октября, подвели итоги своего труда. Подавляющее большинство коллективов с гордостью рапортовало Родине: социалистические обязательства, взятые к юбилею Советской власти, выполнены успешно. Перевезены сотни миллионов тонн грузов сверх плана, сэкономлены десятки тысяч тонн топлива. Работники автомобильного транспорта отдают себе ясный отчет ив том, что юбилейный год — это не только рубеж для подведения итогов пройденного, это и старт для новых свершений. В нынешней пятилетке будет построено около 67 тысяч километров дорог с твердым покрытием. На вновь строящейся и действующей сети дорог намечается широко развернуть строительство станций технического обслуживания, гостиниц и других объектов. Предстоит увеличить грузооборот автомобильного транспорта на 48 процентов. А это потребует резкого повышения производительности труда, научной его организации, совершенствования новой системы планирования и экономического стимулирования, широкого внедрения автоматизации и многого другого. Есть все основания полагать, что работники автомобильного транспорта, под руководством партийных организаций, широко развернув социалистическое соревнование, с успехом выполнят задачи, поставленные ХХШ съездом Коммунистической партии Советского Союза. А. ТАРАНОВ, профессор, заведующий кафедрой техники и эксплуатации автомобильного транспорта Московского инженерно-экономического института имени Серго Орджоникидзе• 1950 г., ДЕКАБРЬ. По инициативе столичных партийных организаций начато укрупнение автохозяйств Москвы, где насчитывалось 4534 мелких хозяйства, подавляющая часть которых имела от одного до девяти автомобилей. | . .' 9 1951 г., ИЮЛЬ. Н. Шумилкин на 500-кубовом гоночном мотоцикле собственной конструкции впервые в СССР взял «двухсотенный барьер» — довел абсолютный всесоюзный рекорд скорости на мотоцикле до 204,8 км/час. • 1951 г., 26 ОКТЯБРЯ. В канун 34-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции впервые в истории советского спорта абсолютный рекорд скорости на автомобиле превысил 200 км/час. Харьковчанин В. Никитин на машине «Харьков-3» с мотором 3 2500 см показал на дистанции 1 км с хода 201,342 км/час. 9 1951 г. Минский автозавод начал производство семитонных грузовиков МАЗ-200Г с бортовым решетчатым кузовом, седельных тягачей, а также 25-тонных самосвалов МАЗ-525, рассчитанных для тяжелых дорожных условий и карьерных .работ. С 1951 по 1959 год МАЗ-525 выпускался в Минске. С 1959 по 1965 год — на Белорусском автомобильном заводе в г. Жодино. © 1951 г. В Москве на автомобильном транспорте общего пользования начали в массовом порядке внедряться централизованные перевозки грузов. Прямой экономический эффект этого метода — резкое сокращение потребности в подвижном составе, грузчиках, экспедиторах, ускорение доставки грузов, упорядочение работы автохозяйств и их клиентов. Централизованные перевозки создали экономические предпосылки для укрупнения автохозяйств и быстрого развития автотранспорта общего пользования, занявшего ныне ведущее положение. 9 1951 г. На базе слияния трех самостоятельных обществ — Досарм, Досав и Досфлот — образовано единое Всесоюзное Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — ДОСААФ СССР — массовая добровольная организация трудящихся, имеющая целью всячески содействовать обороноспособности страны, подготовке технических специалистов массовых профессий, в том числе шоферов, трактористов, мотоциклистов, развивать военно-технические виды спорта. • 1954 г., СЕНТЯБРЬ. Впервые в нашей стране состоялись международные соревнования по мотокроссу. Победили В. Пылаев (750 см 3 ), Г. Вартаньян и В. Каржавин (750 см3 с коляской), Н. Севостьянов (350 см3) и чехословацкий гонщик М. Соучек (125 см 3 ). 9 1954 г. На Московском заводе малолитражных автомобилей начато производство существенно модернизированного «Москвича» — модели 401. 9 1954 г. Совет Министров СССР принял постановление о дальнейшем расширении централизованных перевозок автомобильным транспортом общего пользования.11