Окончание. Начало на стр. 13.ресевшие на эти машины с четырехтактных гоночных автомобилей, еще плохо «чувствуют» двухтактный двигатель. Вообще мне кажется, что путь в автоспорт (я имею в виду кольцевые гонки) должен начинаться с картинга. Там и машины простые и дешевые, и опыт кольцевых гонок можно быстрее приобрести. — Можно ли сейчас считать третью формулу самой многочисленной категорией гоночных автомобилей? — Я не знаю точно, сколько у нас гоночных машин других формул. Скажу только, что сейчас в стране более трех десятков автомобилей третьей формулы. Из них на первом этапе чемпионата стартовало двадцать восемь. Большинство составляют «Мелькус-Вартбурги» моделей 1966 и 1965 годов. Машины более раннего выпуска насчитываются уже единицами. Зато на соревнованиях было представлено шесть новых гоночных автомобилей «Эстония-9» отечественного производства. — Что Вы скажете о составе участников на минувшем первенстве, о ходе борьбы в группе автомобилей третьей формулы? — Здесь было много сильных соперников, опытных гонщиков. Сильнейшим среди них я считаю эстонца Энна Триффеля. Он тонко «чувствует» мотор, прекрасно управляет машиной и сейчас находится в очень хорошей форме. На втором, ленинградском, этапе первенства страны я не мог с ним конкурировать, так как у меня был неважный двигатель. Если на первом этапе в двух заездах я занял соответственно первое и второе места, то в Ленинграде пришлось довольствоваться четвертым и вторым. Но в итоге, как видите, это принесло мне золотую медаль чемпиона. Так что я имею все основания считать для себя спартакиадный год успешным. Успехом этим яв большой степени обязан своему механику Анатолию Панченко. Благодаря ему я мог полагаться на машину как на самого себя. — Ваши планы на будущее?МИГ, КОТОРЫЙ МЫ ЦЕНИМ...ВЯЧЕСЛАВ СОЛОВЬЕВЧемпион страны по автомоделизму (класс гоночных моделей 10 см*)В Кишиневе на первенстве Советского Союза, посвященном 50-летию Октября, были представлены все республики, а также Москва и Ленинград. Сам по себе этот факт говорит о растущей популярности автомодельного спорта. Моя «дееятикубовка» в первой попытке показала скорость 195 км/час. Должен сказать, что в мае этого года на 500-метровой дистанции у меня был результат 219 км/час. Поэтому на Кишиневском кордодроме, учитывая качество его дорожки, можно было рассчитывать на двести. Так и вышло. Вторым же оказался москвич В. Панков, дебютант в 10-кубовом классе. Теперь о скоростях. В нашем классе (между прочим, самом «резвом») они повышаются год от года, но качество дорожек серьезно препятствует их дальнейшему росту. Были ли на чемпионате страны модели с 10-кубовыми «самодельными» моторами? Не было. Очень трудно в домашних условиях изготовить такой двигатель. Необходимы особые станки и различное сложное оборудование. Вот мы и выступаем на итальянских «Супертиграх», но их у автомоделистов так мало, что можно пересчитать по пальцам. И срок работы этих моторов очень невелик, поэтому даже на всесоюзных соревнованиях порой не рискуешь все выжимать из модели. Отечественные 10-кубовые моторы нам крайне нужны. Видите, мы перешли уже к технической стороне автомоделизма. В связи с этим хочу сказать, что прошедшие всесоюзные соревнования, кроме всего прочего, показали непропорциональный рост скоростей по отношению к качеству изготовления моделей. Отсюда — и частые поломки. Скорости увеличиваются, а условия работы остаются те же. Автомоделистам приходится сталкиваться с большими трудностями. Многие, как заправские кустари, сами изготовляют шестерни, различные сложные детали. Уже настало время делать сложные детали на заводах, в централизованном порядке. В шестом номере журнала «За рулем» за нынешний год в заметке «Создают видимость...» уже говорилось о некоторых проблемах автомоделизма, в том числе и об этой. Вопрос поставлен правильно, но авторы письма — моделисты из Ростова-на-Дону, — видимо, не совсем в курсе дела. По их словам, Федерация автомодельного спорта не организует производство отдельных узлов и деталей на заводах. Тогда как Федерация, насколько мне известно, к ак раз проявляет инициативу в этом направлении, но не все зависит от нее. Число автомоделистов с каждым годом растет, а возможности предприятий, которые обслуживают их, например Киевского завода ДОСААФ, пока прежние. Скажу теперь о том, что привлекает меня в автомоделизме. Вы знаете, в нашем виде спорта есть миг наивысшего волнения, тревоги, радости, он очень короток, но мы его высоко ценим. Представьте себе, нужно много месяцев черновой работы, чтобы затем посмотреть на свою модель, которая за 9—10 секунд пробежит пятьсот зачетных метров по бетонному кругу. Эти секунды надолго остаются в душе истинного автомоделиста. Наконец, несколько слов о месте отечественного автомодельного спорта на европейской арене. Вот уже два года подряд советские спортсмены регулярно выходят на вторые (после команды Венгрии) места в соревнованиях моделистов социалистических стран. Мы пока не состоим в Европейской федерации автомоделизма. Эта федерация часто проводит крупные соревнования, на которых модели развивают высокие скорости. Хотелось бы попробовать силы в этих соревнованиях, почерпнуть полезное из опыта зарубежных спортсменов. Автомоделизм Командныйзачет . 1. РСФСР; 2. Ленинград; 3. Москва. Л ичныйзачет . Гоночные модели: 10 смз — 1. в. Соловьев (РСФСР); 2. В. Панков (Москва); 3. В. Геворгян (Армянская ССР); 5 смз — 1. я . Зингер (Узбекская ССР); 2. Б. Ефимов; 3. В. Якубович (оба РСФСР); 2,5 смз1. А. Давыдов (Москва); 2. В. Якубович (РСФСР); 3. В. Титов (Москва); 1,5 смз — 1. в. Ляпкин; 2. П. Пугачев (оба Узбекская ССР); 3. П. Адамян (Азербайджанская ССР). Модели полумакеты: 2,5 смЗ — 1. с. Воронов (Узбекская ССР); 2. В. Шишикин (РСФСР); 3. О. Сазон&нко (Азербайджанская ССР); 1,5 смз — 1. в. Сакун (Ленинград); 2. Н. Курганов (Узбекская ССР); 3. В. Чернявский (Москва). Радиоуправляемые модели: 1. Е. Медведев (Украинская ССР); 2. П. Осипов (Казахская ССР); 3. В. Олейник (Белорусская ССР).о Xос*ф— Трудно наперед загадывать. Буду продолжать выступать на «кольце», надеюсь попробовать свои силы в гонках на Кубок социалистических стран. Кольцевые автогонки Командныйзачет . 1. Ленинград; 2. Грузинская ССР; 3. Москва. Л ичныйзачет . Гоночные автомобили формулы 1 (3000 смз): 1. Е. Павлов; 2. В. Новожилов; 3. Н. Иванов (все — Ленинград). Гоночные автомобили формулы 3 (1000 смз): 1. В. Греков (РСФСР); 2. Э. Гриффель (Эстонская ССР); 3. Я. Вартпатриков (Грузинская ССР). Спортивные автомобили группы Г (3000 смЗ): 1. О. Данилов; 2. Ю. Романов; 3. М. Ковалев (все — Ленинград).Уо оОсос;