30
31
Город Копрживнице, один из центров чехословацкой автомобильной промышленности.«Президент» — первенец автомобильного завода в Копрживнице.Город Копрживнице вытянулся в длину так, что создается впечатление, будто состоит он всего из одной улицы. Впечатление, конечно, обманчиво, но не совсем: длиннющая главная улица, действительно, делит его на две примерно равные части. Это основная деловая артерия города, и ведет она к главной его достопримечательности — автомобильному заводу, на котором делают всемирно известные «Татры». Копрживнице, привольно раскинувшийся у подножия живописных Бескид, — город автомобилестроителей. Подавляющее большинство населения работает на заводе. Почти все городские учреждения так или иначе связаны с заводом, с обслуживанием тех, кто создает автомобили. Слово «Татра» н а устах у каждого. И немудрено. В городе нет ни одного жителя, в жизнь которого это слово не вошло бы с самого раннего детства, пожалуй, сразу же после слов «мама» и «папа». В этом году национальное предприятие «Татра» отметило свое семидесятилетие. Но еще за сорок с лишним лет до того, как из заводских ворот выехал первый автомобиль, мастерская, основанная в 1853 году Игнацем Шусталой, занималась изготовлением самых разнообр азных его предшественников — от простой повозки до роскошной раззолоченной кареты для какого-нибудь европейского венценосна. Первый автомобиль, выпущенный в Копрживнице в 1897 году и получивший название «Президент», тоже был каретой, только без конной тяги. Сейчас он «отдыхает» в городском (заводском?) автомобильном музее, « о в любую минуту его четырехтактный двухцилиндровый двигатель, установленный в задней части кареты, готов заработать во все свои пять механических лошадиных сил и развить (скорость в 17 км/час. В 1900 году здесь, в Копрживнице, был создан один из первых в мире грузовых автомобилей. Его двухцилиндровый двигатель мощностью 12 л. с. также располагался в задней части машины, под грузовой платформой. Для того времени грузоподъемность была огромной — 2 тонны! Но что самое главное — созданием этого грузовика впервые практически утверждался взгляд на автомобиль не как на интересную игрушку, служащую для развлечения любителей экстравагантного, а как на верного помощника человека в его жизнии труде. Тогда же, на рубеже столетия, хорошо понимая значение спорта для развития конструкторской мысли и рекламы, копрживницкие автомобилестроители изготовляют две гоночные машины, добившиеся в соревнованиях значительных успехов. В задней части двухместного гоночного автомобиля устанавливался четырехтактный двухцилиндровый двигатель мощностью 12 л. с. при 1360 об/мин. Рабочий объем цилиндров составлял 2750 смЗ, диаметр цилиндра и ход поршня были одинаковыми — 120 мм. Автомобиль весил лишь 975 кг и развивал весьма высокую для того времени максимальную скорость 112 км/час. В 1906 году, следуя концепции, считавшейся тогда классической, на автомобилях «Татра» стали помещать двигатель в передней части машины. Но этот переход на переднее расположение двигателя, ставший окончательным для грузовиков, неоднократно нарушался в автомобилях легковых («Татра 87», «Татраплан» и другие). Такое же заднее расположение двигателя характерно и для последней модели завода —i «Татра 2-603» (см. «За рулем», 1967, № 9). Ее конструкторы считают, что подобная компоновка дает ряд преимуществ. Между шрочим, они ссылаются ияа тот факт, что в настоящее время более трети выпускаемых в Европе легковых автомобилей имеют двигатель, расположенный сзади. Этапным для завода в Копрживнице был автомобиль «Татра 4/12», созданный в 1923 году. В его конструкцию было введено большое число новшеств: двигатель с воздушным охлаждением, хребтовая рама, независимая подвеска задних колес с качающимися полуосями и другие. Как показала последующая практика, многие из этих новшеств определяли путь, по которому суждено было развиваться автомобилестроению. Первым в мировом автомобилестроении завод в Копрживнице наладил серийное производство автомобилей с обтекаемым кузовом. Это была «Татра 77», выпущенная в 1934 году. Она быстро совершенствовалась — уменьшался ее сухой вес, был создан новый стальной кузов несущей конструкции, новый, более мощный двигатель. Так появилась получившая широкую известность «Татра 87».30 Ее восьмицилиндровый V-образный двигатель рабочим объемом 2968 смЗ размещ алсяв задней части машины. Мощность двигателя 75 л. с. позволяла развивать скорость до 150 км/час. «Татра 87» выпускалась и после войны (до 1948 года). На этом автомобиле прославленные исследователи Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд совершили свои первые путешествия — по Африке и Латинской Америке. На базе модели «87» была построена «Татра 97». Новый мощный импульс для своего развития чехословацкая автомобильная промышленность получила после установления в стране народной власти. В 1949 году в Пражском автомобильном салоне всеобщее внимание привлек перв ый из разработанных в Копрживнице после окончания мировой войны легковой автомобиль «Татраплан». Он отличался тщательно проработанным кузовом обтекаемой формы и имел горизонтальный воздушного охлаждения двигатель рабочим объемом 1950 см', находившийся в задней части машины. «Татраплан» показывал высокие ходовые качества даже на дороге о неудовлетворительным покрытием при скорости 130 км/час; особо следует отметить его отличную устойчивость на поворотах. О последней модели легкового автомобиля. созданного копрживницкими конструкторами — «Татра 2-603», — у же говорилось. Следует только добавить, что глубоко продуманная система подвески передних и задних колес, а также геометрия системы управления придают этому автомобилю единственные в своем роде ходовые свойства, особенно заметные на поворотах и на дорогах с несовершенным покрытием. На заводском дворе, ожидая отправки не только вразные районы Чехословакии, но ив различные страны мира, длинной шеренгой выстроились сверкающие черной эмалью новенькие «Татры 2-603». А мимо них, показываясь через определенные промежутки из ворот цеха сборки, проезжают могучие десятиколесн ые грузовики высокой проходимости. Это универсальные 12-тонные «Татры 138» — замечательное достижение конструкторской мысли и творческого труда копрживницких автомобилестроителей. Автомобиль «Татра 138» разработан на базе хорошо зарекомендовавшей себя модели «111». Отличается он от этой модели большей грузоподъемностью при значительно меньших эксплуатационных расходах. Установленный на нем четырехтактный восьмицилиндровый дизель воздушного охлаждения имеет рабочий объем цилиндров на 3063 смЗ меньше, чем у двигателя «Татры 111», однако развивает ту же мощность — 180 л. с. при 2000 об/мин. Двигатель подвешен на Тяжелая «Татра 2-138» с необычайной легкостью взбирается на крутые склоны.вспомогательной раме и соединен коротким карданным валом с коробкой передач. Пятиступенчатая коробка передач с дополнительным двухступенчатым демультипликатором предоставляет водителю возможность плавно включать десять скоростей для езды вперед и две — для езды назад. Вторая — пятая передачи синхронизированы. Подвеска передних колес независимая торсионная, а задних — на продольных листовых рессорах. Автомобиль оснащен надежными пневматическими тормозами, которые имеют две независимые системы привода — на передние и задние колеса. Кабина рассчитана натрех человек, имеет звуковую изоляцию, хорошо вентилируется и отапливается. При конструировании шасси «Татр ы 138» была заранее предусмотрена возможность самого широкого его использования — как для обычных автомобилей, так и для машин специального назначения. Например, у шасси без особых трудностей можно изменить базу. Основной вариант имеет три ведущих моста, состоящих из типизированных одноименных деталей. Автомобили, рассчитанные для эксплуатации на шоссейных дорогах, могут быть оснащены более легким и простым передним мостом. На базе модели «138» выпускается самосвал с кузовом, опрокидывающимся на три стороны, грузовик с открытой платформой, тягач. На шасси могут устанавливаться специальные кузова разных назначений, а также различное оборудование — пожарное, автомобильные краны, бурильные приспособления и т. п. Все это предопределяет многоцелевое использование «Татры 138», ее большую популярность в различных отраслях народного хозяйства ив разных климатических зонах. Особенно хочется отметить ее высокую проходимость. Оригинальная подвеска позволяет автомобилю даже на значительных подъемах и спусках (до 47 процентов) сохранять очень хорошую поперечную и продольную устойчивость. В этом легко убедиться не только по замечательным рекламным фильмам, которые можно просмотреть в заводском (городском?) кинотеатре. Неподалеку от города Копрживнице, на месте бывших каменоломен, я на некоторое время забыл, что нахожусь в кабине тяжелого 12-тонного грузовика — с такой необычайной легкостью, д аже изяществом преодолевал он крутые склоны, буераки. Управлял автомобилем заводской шофер-испытатель Иозеф Повала. Из своих 33 лет он 15 работает на заводе и хорошо, в деталях, изучил его продукцию. О «Татре 2-138», которую он сейчас испытывает и которую завод предполагает запустить в серию в 1968 году, Повала отзывается с большим уважением. Это большое уважение к продукции завода, стремление сделать все как можно лучше, эта присущая всем чехосло-Шофер - испытатель Иозеф Повала работает на заводе «Татра» уже 15 лет. вацким мастерам особая тщательность в работе остро чувствовались во всех цехах огромного предприятия. Инженеры Ендржих Прачек и Мирослав Новы, люди, безгранично влюбленные в свое дело, подходя к каждому станку, с увлечением говорили о том, что дает то или иное приспособление, какие резервы еще можно использовать. И, глядя на вдохновенный труд копрживницких автомобилестроителей, можно было со всей очевидностью убедиться в том, что все имеющиеся в их распоряжении резервы будут использованы возможно полнее. А рядом с заводом, в глубине городского (заводского?) парка, разместилось двухэтажное, выстроенное в современном стиле здание — автомобильный музей. И с такой же увлеченностью, с какой молодые инженеры рассказывали о новых моделях, старейший чехословацкий спортсмен Иозеф Вержмиржовский говорил об автомобилях конца прошлого и начала нынешнего века, показывал машины 20-х годов — на них он лично совершал дальние пробеги, скоростные заезды. Здесь, в непосредственной близости друг от друга, можно увидеть «Президент» и «Татру 603». много других моделей из тех ста с лишним, которые выпустил завод за семь десятилетий своего существования. А в старом гараже, позади музея, обрел вечную стоянку громоздкий легковой автомобиль 40-х годов, на который гитлеровцы пытались установить лыжи и тем самым поправить свои дела на Восточном фронте. Автомобилю так и не удалось покинуть заводской гараж... Век нынешний и век минувший соседствуют в стенах любовно оборудованного автомобильного музея. Как яркий народный праздник отмечали 70-летие национального предприятия «Татра» жители города Копрживнице. Свято чтут и хранят свои славные традиции чехословацкие автомобилестроители. Традиции эти — не только дань прошлому. Это могучее оружие в борьбе за дальнейший технический прогресс, за достижение еще больших успехов в создании новых отечественных автомобилей. Именно с такими чувствами покидаешь город Копрживнице, привольно раскинувшийся у подножия живописных Бескид. А. ИВАНСКИИ, спец. корр. «За рулем»г. Копрживнице, Чехословацкая Социалистическая Республика Фото Ю. Кривоносова31