МАСЛА ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙНи один двигатель не обходится без масла, которое выполняет одновременно роль и помощника и защитника его. Хорошие смазочные материалы продлевают жизнь двигателя, плохие — сокращают. Это известно всем автомобилистам. Однако многие хотят получить более подробные сведения о свойствах масел, особенностях тех или иных сортов, правилах их применения. Для ответа на эти вопросы читателей мы предоставляем слово начальнику сектора эксплуатационных испытаний отдела теплив и смазочных материалов Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта М. И. БОРИСОВУ.Масла, применяемые для автомобильных двигателей, должны обладать многими специальными качествами. Особенно важны в процессе эксплуатации их вязкостнотемпературные, антиокислительные, противоизносные и противокоррозионные свойства. Вязкость — качество, обратное текучести. Она определяется внутренним трением, возникающим между молекулами жидкости при перемещении их под влиянием внешней силы. Есть два способа количественного выражения этого качества — в единицах динамической или в единицах кинематической вязкости. В стандартах и технических условиях на автомобильные масла указывается вторая из величин, обозначающая отношение динамической вязкости жидкости при данной температуре к ее плотности при той же температуре. Вязкость зависит от температуры. Чем меньше масло изменяет вязкость с повышением или понижением температуры, тем оно лучше. Устойчивость масла против окисления кислородом воздуха и разложения под действием высокой температуры называется его стабильностью. От нее зависит практически допустимый срок службы масла. Длительное время для смазки двигателей применялись чистые минеральные масла. Однако в современных условиях, когда двигатели форсированы и по степени сжатия, и по числу оборотов, и по мощности, эти масла не обеспечивают нормальной их работы. Поэтому пришлось прибегнуть к помощи специальных добавок-присадок. По своему назначению присадки делятся на функциональные и многофункциональные (комплексные). Функциональные присадки — вязкостные, депрессорные, антиокислительные, антикоррозионные, моющие, противозадирные, противоизносные, антипенные и другие — предназначены каждая для улучшения одного из свойств- Комплексные — одновременно улучшают несколько эксплуатационных свойств масел. Они являются смесями различных присадок, дополняющих одна другую. Вязкостные присадки и депрессаторы не входят в состав комплексных присадок. Первые добавляют только к загущенным маслам для повышения вязкости, вторые — к зимним маслам для понижения температуры их застывания. Наиболее распространены многофункциональные присадки ВНИИ НП-360; МНИ ИП-22К; СБ-3; СК-3; БФК; Д Ф - 1 ; Д Ф - 1 1 ; АзНИИ-7; АзНИИ-8; вязкостные — полиизобутилен и винипол; депрессорные — АзНИИ; АзНИИ — ЦИАТИМ-1; полиметакрилат «Д». Смазочные масла необходимо подбирать и применять с учетом условий эксплуатации автомобилей. Поэтому в действующих сейчас стандартах моторные масла обозначаются следующим образом: АС-6 (М6Б); АС-10 (MlОБ); АКЗп-10 (М10Б) и т. д. Здесь буква «А» указывает на принадлежность масла к классу автомобильных, «К», — на кислотную, а «С» — на селективную (избирательную) очистку. Буква' «3» свидетельствует о наличии в масле загущающей (вязкостной), а «п» — комплексной присадки. Цифра после дефиса обозначает кинематическую вязкость масла в сантистоксах (ест) при 100 градусах. Это производственная характеристика масел. Кроме того, все они разделены на группы по вязкости и эксплуатационным свойствам и имеют указываемые в скобках индексы (М6А; М6Б и т. д.), в которых буква «М» обозначает принадлежность масла к классу моторных, цифра — вязкость масла, а последняя буква указывает на область его применения. Так, масла группы «А» предназначены для карбюраторных двигателей старых моделей, «Б» — дня форсированных карбюраторных двигателей и нефорсированных дизелей, «В» для форсированных дизелей. Масла для автомобильных карбюраторных двигателей изготовляют двум стандартам: ГОСТ 1862-63 и ГОСТ 10541-63. сейчас поГОСТ 1862-63 устанавливает выпуск автотракторных, дистиллатных масел селективной и кислотно-контактной очистки АСп-6 (М6Б); АСп-10 (М10Б); АКЗп-6 (М6Б); АКЗп-10 (М10Б); АКп-10 (М10Б); АК-15 (тракторное). Дистиллатные масла АСп-6 (М6Б); АСп-10 (М10Б); АКп-10 (М10Б) вырабатываются с тремя типами присадок: АзНИИ-8у; СК-3 и СБ-3. Из .них смазочные материалы с присадкой СБ-3 наилучшие с эксплуатационной точки зрения. Загущенные масла АКЗ'п-6 (М6Б) и АКЗп-10 (М10Б) вырабатывают только с при-Характеристики масел для карбюраторных двигателей ГОСТ Показатели АСп-6 (М6В) АСп-10 (М10Б) 1862-63 АКЗп-10 (М10Б) АКп-10 (М10Б) АС-6 (М6Б) ГОСТ 10541-63 АС-8 (М8Б) АС-10 (М10Б)АКЗп-6 (М6Б)Вязкостькинематическая, сантистоксыпри 100 градусах С при 0 градусах С, не более Содержание механических примесей в процентах, не более Температура вспышки в градусах С, не ниже» Температура не выше застывания в градусах С,не менее 6 1600 0.03 175 180 180 —3510 ± 0,5 не нормируется 0,03 190 200 200 —25не менее 6 600 0,03 160 —4010 ± 0.5 1000 0.03 160 —4010 ± 0,5 не нормируется 0.03 190 200 200 —25 АзНИИ-8у,не менее 6 1000 0.012 1908 ± 0,5 1200 0,012 20010 ± 0,5 2000 0.012 200— 30—25 и— 15 третье —* При трех значениях 'показателя пе рвое знач ение — для масел СБ-3.с присадкойвторое — СК-318