10
11
'Слово11968 • В путь,«СВОБОДНЫЙпоиск»АНАТОЛИЙ ОЛЕЙНИКОВЧемпион страны по шоссейно-нольцевь/м мотогонкам(класс 175 см3)Впервые к московскому армейцу Анатолию Олейникову успех пришел в 1956 году. Тогда в Таллине, на первенстве страны по кольцевым мотогонкам, он завоевал бронзовую медаль в классе 125 см3. С тех пор он трижды был чемпионом страны по мотокроссу и на «кольце». В четвертый раз он добыл «золото» в нынешнем году, выступая на машине собственной конструкции класса 175 см 3 . Олейников известен среди спортсменов как большой специалист по гоночным двигателям. Поэтому, когда наш корреспондент встретился с ним после соревнований на первенство СССР, разговор сразу же зашел о 175-кубовых мотоциклах для кольцевых гонок. Наши мотоциклетные заводы специально для кольцевых гонок мотоциклов не строят. Поэтому ив 175-кубовом классе вге спортсмены выступают на «самоделках». За основу берут кроссовые двигатели Ковровского завода, а экипажную часть, обтекатель каждый делает сам в меру своих способностей и (что, пожалуй, важнее) в меру своих «производственных» возможностей. Но «секреты» форсировки ковровского двигателя ныне стали уже многим доступны. И вот те, кто всерьез задумывается об успехе на первенстве страны, отправляются в «свободный поиск». Одни, к ак литовец В. Будинкас, склонились в пользу форсированного мотора «МЦет», другие строят двигатели собствен-ководитель похода, имеющий удостоверение водителя. 4. Для участия в заочных соревнованиях секции (клубы) автомототуристов, первичные организации (автомотоклубы) Д ОСААФ , школы, профтехучилища, техI. Заочные соревнования-походы ав* никумы, институты и другие организатомототуристов проводятся под девиции, а также индивидуальные участники зом: «Идеи Ленина торжествуют!» Содолжны выслать в редакцию журнала ревнования-походы организует редакция заявку и схему маршрута путешествия. журнала «За рулем» совместно с ЦенПосле регистрации заявки команде тральным клубом автомототуризма ЦС (участнику) присваивается номер, котопо туризму в период с1 марта рый высылается ей (ему) вместе с эм1968 года по 1 января 1970 года. Итоги блемой соревнований и маршрутной походов публикуются в апрельском книжкой. Во время путешествия эмбленомере журнала 1970 года, посвященма с номером укрепляется на машине ном 100-летию со дня рождения Влади(ветровом стекле автомобиля, ветровом мира Ильича Ленина. щитке мотоцикла и т. п.). 2. Маршруты путешествий автомотоЗаявка подается не позже чем за туристав должны быть связаны с одной 15 дней до начала путешествия (форма из предлагаемых тем*: заявки приводится ниже). Участники за Жизнь и деятельность В. И. Ленина. период соревнований могут совершить В. И. Ленин и создание материальнодва или даже несколько походов, но технической базы коммунизма (элекпри этом на каждый поход должна быть трификация страны, развитие нефтяной, представлена отдельная заявка со ссылавтомобильной, тракторной, химической кой на предыдущий пробеговый номер. и других отраслей промышленности, 5. Время начала путешествия, график развитие Донбасса, создание крупной и скорость движения выбираются самипромышленности на Урале ив Сибири, ми участниками, на основе действуюгиганты индустрии первых пятилеток, щих «Правил организации туристских промышленные новостройки наших дней, путешествий по территории СССР», достижения социалистического сельскоутвержденных ЦС по туризму (путешесткого хозяйства и т. д.). вия организуются только в пределах В. И. Ленин и Вооруженные Силы Советского Союза). страны Советов (создание Красной Ар ­ 6. Основным путевым документом мии, организация Всевобуча, защита заучастников заочных соревнований являвоеваний Октября в гражданскую и Веются маршрутные книжки или маршликую Отечественную войны). рутные листы утвержденного образца, выдаваемые редакцией или же СоветаВ. И. Ленин и комсомол (рождение ми по туризму и секциями (клубами) Всесоюзного Ленинского коммунистичетуристов. ского союза молодежи, его путь за пятьВ пути следования каждая команда десят лет). или индивидуальный участник соревноВ. И. Ленин и культурная революция вания обязаны делать в маршрутной (социалистические преобразования в книжке или маршрутном листе отметки республиках Средней Азии и других о прохождении пунктов маршрута в ранее отсталых районах страны, развиодной из организаций: секциях (клубах) тие науки, просвещения, искусства). туристов, автомотоклубах ДОСААФ , в Жизнь и деятельность боевых сораткемпингах, пансионатах, гостиницах, турников В. И. Ленина — ветеранов партии базах или в местных советских, комсои революции. мольских, спортивных органах и, в по3. В заочных соревнованиях-походах рядке исключения, в почтовых отделемогут участвовать автомототуристы как ниях (погашением почтовой марки). в составе команд, так и лично (индивиБез отметок о прохождении пунктов дуально) на автомобилях, мотоциклах, маршрута жюри не принимает к расмотороллерах, мопедах и мотовелосисмотрению материалы о путешествии. педах любых марок и моделей. 7. Участники соревнований несут персональную ответственность за соблюдеКомандными считаются такие походы, ние правил движения по улицам и доs которых принимают участие не менее рогам страны. Организаторы соревнотрех человек на двух автомобилях или ваний не принимают на себя никакой двух человек на двух мотоциклах (моответственности за ущерб, который мо ­ тороллерах) или мопедах. Максимальжет быть причинен людям или имущеное число участников и машин в одной ству во время путешествий. команде не ограничено. Командное пу8. После окончания похода участники тешествие совершается по одной маршсоревнований составляют отчет и высырутной книжке (листу). лают его в адрес редакции «За рулем» Допускаются смешанные команды, с пометкой «Заочные соревнования». включающие, например, автомобили и Отчет должен быть составлен в мотоциклы. И в групповом ив индивиписьменном виде и по возможности дуальном путешествии должен быть руиллюстрирован. Отчеты о путешествиях принимаются до 1 января 1970 года. * В последующих номерах журнала 9. К отчету должны быть обязательно будут даны более подробные рекоменприложены: схема маршрута с указадации по разработке тематики походов. о ПОЛОЖЕНИЕ Всесоюзных заочных соревнованиях автомототуристов в ознаменование' 100-летия со дня рождения В. И. Ленина10 друзья! « 1 970нием расстояния между основными населенными пунктами (правильность указанного в схеме километража жюри определяет по «Атласу автомобильных дорог СССР»), маршрутная книжка или маршрутный лист (копии этих документов не принимаются). Маршрутные книжки и маршрутные листы возвращаются по просьбе руководителей путешествий. Присланные в. редакцию отчеты we возвращаются. 10. Победители соревнований определяются по очковой системе на основании представленных документов (отчетов, схем, маршрутных книжек). Очки начисляются за следующие показатели: а) выбор маршрута, массовая работа и сбор во время похода материала, отвечающего теме соревнований; б) содержание отчета и его оформление; в) сложность маршрута в зависимости от характера дорог, проделанный путь в километрах, количество машин и участников. Как в групповом (командном), так и в. индивидуальном зачете побеждает тот, кто, выполнив условия соревнования, наберет наибольшую сумму очков. 11. Победители, занявшие первые три места в групповых и индивидуальных походах на автомобилях, на мотоциклах (мотороллерах) и на мопедах, награждаются ценными призами, вымпелами и дипломами журнала «За рулем». (Смешанная команда рассматривается как автомобильная или мотоциклетная, судя по тому, каких машин больше. При равном числе — команда считается автомобильной.) Кроме того, присуждаются специальные призы: за наиболее интересные маршруты; за наиболее трудный по дорожным условиям маршрут; за самый дальний маршрут; секции (клубу) автомототуристов, которая выставит наибольшее число участников; первичной организации ДОСААФ , которая выставит наибольшее число участников; юношеской команде клуба, секции Дома (Дворца) пионероз и школьников, Дома (Дворца) школьников-комсомольцев или училища профтехобразования, которая организует наиболее интересный поход; лучшеи команде техникума, лучшей команде института. Памятным подарком награждаются команды .и участники, которые совершат за время соревнований походы по двум разным маршрутам в 1968 и 1969 годах, а также самый юный водитель, женщина-водитель, которые, преодолеют наибольшее расстояние за рулем, и самый пожилой водитель. 12. Все многодневные путешествия участников заочных соревнований, удовлетворяющие разрядным нормам и требованиям по автомототуризму, рассматриваются маршрутно-квалификационной комиссией Центрального клуба автомототуризма и квалифицируются в соответствии с категорией сложности. Это дает право на получение в установленном порядке соответствующих спортивных разрядов по автомототуризму. 13. В состав жюри всесоюзных заочных соревнований входят представители ЦК ВЛКСМ, ЦК ДОСААФ, музея В. И. Ленина, музея Революции, музея Вооруженных Сил СССР, редакции журнала «За рулем» и Центрального клуба автомототуризма. ЗАЯ ВКА на участие во Всесоюзных заочных соревнованиях на призы журнала «За рулем» Образецной конструкции. Например, московский гонщик В. Катомин — трудолюбивый и способный механик — создал удачный двухтактный двигатель "с водяным охлаждением. Это очень быстроходный мотор — он развивает до 13 тысяч оборотов в минуту. Не могу не заметить, что в чемпионате СССР по кольцевым мотогонкам были представлены три мотоцикла с моторами Катомина: одноцилиндровые классов 125 и33 175 см и двухцилиндровый 350 см . У всех трех распределение осуществляется не дисковым золотником, а поршнем. На интересной машине с двухцилиндровым мотором класса 3 175 см стартовал в этом году таллинец Адам Пярье. Пока она еще нуждается в доводке, но в будущем может стать очень быстроходной. Я тоже выступал на мотоциклах с «самодельными» моторами классов 3 125 и 175 см . Свое существование они начали восемь лет назад. Я всегда как-то больше надежд возлагал на 125-кубовый мотор, и вечно мне в этом классе не везло. Например, в нынешнем году на первом этапе чемпионата в Риге я финишировал вторым, а в Таллине из-за падения не закончил гонку. Другую же, 175-кубовую, машину я делал параллельно, просто хотел попробовать, что получится в этом классе. А выигрывал чаще всего почему-то на ней. Скажите, а какова мощность двигателей мотоциклов, которые были представлены на первенстве страны в классе 175 смЧ Многие двигатели сейчас уже имеют 20 л. с , а самые лучшие даже больше. Это позволяет 175-кубовым мотоциклам развивать скорость до 150 км/час. Моя машина, например, «идет 165». За счет чего достигаются эти 20 сил? Удачный подбор фаз, формы перепускных каналов, впускных и выпускных окон, перемычек оконвот те , казалось бы, нехитрые рецепты. Но мало их просто придерживаться, нужно очень тщательное, «каллиграфическое» выполнение — от этого многое зависит. И я считаю, что залог успеха в подготовке двигателя — хорошо сделанный цилиндр. Многие думают: удачно подобрать глушитель — вот, мол, что главное. Нет, все-таки, если цилиндр (то есть окна, каналы) подготовлен плохо, никакой глушитель дела не исправит. Теперь о трехканальной продувке. Кое-кому она представляется неизбежной для высокофорсированного мотора. Но не надо забывать, что это палка о двух концах. Конечно, поток свежей смеси из третьего канала лучше охлаждает поршень — деталь, которая в двухтактном двигателе работает в наихудших температурных условиях. Поэтому при трехканальной продувке можно идти на более высокую форсировку без риска загубить мотор. Но такой «перефорсированный» мотор нормально работает только в очень узком диапазоне чисел оборотов. Окончание на 24 стр.Прошу допустить нас (меня) к участию в заочных соревнованиях автомототуристов. Сообщаем (сообщаю) данные о себе. Название и адрес организации: секции (клуба) автомототуристов, первичной организации ДОСААФ и т. д. Сведения о руководителе и участниках похода. Фамилия, имя и отчество Год рождения • Спортивный разряд (вид спорта или туризма) Профессия Марки, модели и государственные номера машин Домашний адрес Схема маршрута путешествия при лагается. С Положением о Всесоюзных заочных соревнованиях автомототуристов озна комился. Руководитель путешествия (подпись)ПОБЕДИТЕЛИ РАЛЛИ «РОДИНА»Подведены итоги ралли «Родина». Оно проходило в юбилейном году и включало три этапа с финишем в Севастополе, Целинограде, Комсомольске-на-Амуре (четвертый этап был отменен). Как уже сообщалось ранее, первое место в Севастополе заняла команда НовоВоронежского клуба «Тихий Дон» (179 648 очков), в Целинограде — сборная.команда Казахстана (223 955), а в Комсомольске-на-Амуре — команда Московского клуба автомототуристов (304170). Она-то и стала победителем ралли «Родина» по сумме трех этапов. На последующих местах — автомототуристы Казахстана и клуба «Тихий Дон». В личном зачете первенствовал член Московского клуба автомототуристов В. Борябин, второе и третье места заняли представители ленинградского клуба И. Картошкин и Н. Орлов. Участники ралли «Родина», а их было свыше тысячи (700 мотоциклов и 92 автомобиля), покрыли расстояние в 228 519 километров. Это говорит о том, что туристское ралли завоевывает все больше и больше приверженцев, становится популярным. в 1968 году его предполагается провести под названием «Юность» и посвятить 50-летию Ленинского комсомола. С. ИВАНОВ. спортивный комиссар ралли «Родина», судья всесоюзной категории 2*11