Будущемук воину кОт мала до великаРаздел «Будущему воину» — новый в нашем журнале. Он вводится с этого номера и станет постоянным. Будущий воин... Сегодня ему, может быть, исполнилось шестнадцать-семнадцать. Он еще учится в школе или техникуме, возможно, пришел на завод, стройку, на колхозное поле, начав трудовую жизнь. Но где бы ни был молодой гражданин СССР, по достижении восемнадцати лет ему предстоит выполнить священный долг перед Родиной — пройти службу в рядах Вооруженных Сил. Так установлено новым Законом о всеобщей воинской обязанности. На учебные организации ДОСААФ, руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений возложена большая и ответственная задача — помочь молодым людям приобрести военные и технические знания, чтобы они пришли в армию технически грамотными, физически закаленными, уже знакомыми с требованиями, которые предъявит им жизнь в солдатском строю. Этим же целям станет служить и новый раздел нашего журнала. Для юноши, которому выпадет честь в армии быть водителем автомобиля, тягача, бронетранспортера, редакция намерена опубликовать ряд статей, бесед, знакомящих с основами устройства автомобиля, его отдельными узлами и агрегатами, правилами вождения в различных дорожных и климатических условиях. Рубрика «Будущему воину» рассчитана прежде всего на тех, кто находится пока, как говорится, на ближайших подступах к освоению техники. Поэтому и материалы здесь будут носить характер популярных бесед. Но мы надеемся, что их с интересом воспримут многие читатели журнала. Что это за материалы! Первую беседу «Какие бывают автомобили» вы прочтете на этих страницах. В дальнейшем мы расскажем о компоновке машин, о сердце автомобиля — двигателе, о том, почему автомобиль движется и как он управляется. Расскажем ио системе тормозов, усилителей, материалах, из которых изготовляются автомобили и т. п. Для тех, кто уже овладел автомобилем, получил водительское удостоверение, будут печататься статьи о мастерстве вождения в различных условиях — по бездорожью, в гололед, ночью, в колонне, в горах и другие. Ряд статей и чертежей ознакомят будущего воина с устройством некоторых видов автобронетехники, находящейся на вооружении нашей армии. Редакция будет привлекать в качестве авторов также ведущих мастеров спорта для бесед с начинающими автомотоспортсменами, готовящимися к службе в Советских Вооруженных Силах.•1 II « 1(Lrrtшз>/ / / t t /_zJ II II 1I II IlИТАК:КАКИЕ БЫВАЮТ ность более 40 лошадиных сил. СущестI фаэтон (со съемными боковинками на дверях). вуют автомобили с двигателями мощностью в несколько сот сил. Конечно, На рис. 1 (сверху вниз) показаны севся эта колоссальная мощность почти дан, универсал, два купе и кабриолет. никогда не используется. Некоторая Грузовые автомобили классифицичасть ее на больших автомобилях расруются прежде всего по грузоподъемходуется для приведения в действие ности, затем по типу кузова, и кабины. различных автоматов и усилителей, обКабины бывают двух типов — «задняя» легчающих водителю управление ма(установленная позади двигателя) и шиной (автоматическая трансмиссия, «передняя» (установленная над двигатегидровакуумный усилитель тормозов, лем, сбоку или впереди него). В слугидроусилитель руля и т. п.). чае установки «передней» кабины и сохранения прежних размеров платфорРаньше на автомобили ставили самые мы автомобиль получается коротким и разнообразные кузова, иногда — дикоманевренным, а при одинаковых габавинной формы, заимствованной от каритах >машины ее кузов становится борет и других экипажей. С увеличением лее- вместительным. Но при «передней» скорости автомобиля ис ростом массокабине увеличивается нагрузка на певости производства кузова упростились, редние колеса и уменьшается на стали, как правило, закрытыми для обзадние. Изменение распределения натекаемости и лучшей защиты пассажигрузки особенно существенно сказыров от ветра и непогоды. вается, когда автомобиль идет без груНезависимо от классов автомобилей за — оно ухудшает сцепление задних сформировалось несколько наиболее ведущих колес с грунтом, затрудняет практичных типов кузовов. движение автомобиля по вязким и скользким дорогам. Поэтому «передСедан (термин произошел от название» кабины применяются главным обния старинных крытых носилок-паланразом на автомобилях, предназначенкинов) — это закрытый кузов с двумя ных для хороших дорог (если ведущие рядами сидений и четырьмя дверями колеса — только задние) или в сочета(по две с каждой стороны). Купе (или нии с приводом на все колеса (автомоПо проекту классификации (который двухдверный седан) — закрытый кузов били повышенной проходимости). На обсуждается) современные легковые с двумя дверями, обычно — с более рис. 2 хорошо видно различие компоавтомобили делятся на малые, средние, покатой, чем у седана, крышей и удлиновок грузовиков с «передней» и большие и особо большие (иногда их ненным «хвостом». «задней» кабинами. называют автомобилями высшего класПри наличии перегородки за спинкой са). Типичный малый автомобиль пересиденья водителя закрытый кузов наОсновные типы грузовых кузовов — возит четырех (реже — двух) пассазывается лимузином. Такие кузова стауниверсальный и специальный. Универжиров, включая водителя, развивает вятся на особо большие автомобили с сальный — это платформа с откидными скорость до 120 километров в час, весит тремя рядами сидений. Причем в средбортами. Специальные кузова преднадо 800 килограммов, расходует меньше нем ряду сиденья могут быть складнызначены для перевозки массовых одно7 литров топлива на 100 километров ми и повернутыми лицом к заднему именных грузов и бывают следующих пробега и имеет двигатель рабочим ряду. К лимузинам относятся и некотовидов: самосвальный, цистерна, фургон, объемом до одного литра. Его основное рые специальные кузова автомобилейв том числе рефрижератор-холодильназначение — индивидуальное пользотакси, снабженные перегородкой. ник. Самосвалы предназначены для вание. Средний автомобиль перевозит В последнее время получили расстроительных и дорожных работ, перечетыре-пять пассажиров, весит не более возки различных сыпучих грузов. Ципространение кузова типа универсал. 1200 килограммов, расходует 10 литров стерныдля жидкостей и пылевидных По форме они напоминают грузовой и имеет двигатель объемом до двух грузов. Фургоны — для продуктов, одежлитров. Скорость его достигает 140 кифургон, но застеклены, оборудованы ды, мебели. Рефрижераторы — для скоскладными сиденьями и дверями как лометров в час. Он также предназначен ропортящихся продуктов. сбоку, так ив задней стенке. Универдля индивидуальных владельцев, но иссалы применяются и для пассажирских, Особую группу грузовых автомобилей пользуется и учреждениями. Для больи для грузовых перевозок (отсюда их составляют седельные тягачи с полушого автомобиля характерны данные: название). прицепами (один из видов автопоездов). пять-шееть мест, 150—160 км/час, вес Грузоподъемность такого автопоезда на Встречаются и смешанного типа кузооколо полутора тонн, расход топлива 70—90 процентов больше, чем у грузо12—13 л/100 км, рабочий объем 2 — ва, например, седаны с плавной, как у вого автомобиля, на базе которого купе, линией крыши, универсалы с3 литра. Соответственные цифры для сделан тягач. Достоинство полуприцепа особо большого автомобиля — шесть- сильно наклоненной задней стенкой, заключается еще ив том, что во время трехрядные седаны без перегородки восемь мест, около 200 км/час, вес его загрузки и разгрузки он может (например, наша «Чайка»). 2—3 тонны, расход топлива около быть отъединен от тягача (для этого он 20 литров, рабочий объем до 7 литров. Кузова с открывающимся мягким снабжен передними опорными колесаверхом носят название кабриолет (если Современные двигатели развивают на ми), а тягач тем временем совершит имеются боковые подъемные стекла) и каждый литр рабочего объема мощездку с другим полуприцепом (рис. 3). Автобусы различаются по назначению (городские, междугородные, туристские, служебные, школьные) и по размерам. В зависимости от назначения Рис . 1. Типы кузовов легковых автомобилей. Сверху вниз: седан, универсал. одна и та же базовая модель может два различных типа купе, кабриолет. Р ис . 2. Компоновки грузовых автомобилей. На рисунке хорошо видно, наскольиметь различную планировку салона, ко увеличивается емкость кузова грузовика с «передней» кабиной при тех же количество мест для сидения, число и габаритах машины. размеры дверей и т. п. Существуют Рис . 3. Основные типы грузовых машин. Их назначение ясно из рисунка: с бортовым кузовом, самосвал, тягач с полуприцепом-фургоном и цистерна (также на двухэтажные и сочлененные автобусы. полуприцепе). Они применяются в больших городах, Р ис . 4. Типы автобусов. Три верхних — городские: обычного типа, двухэтажгде много пассажиров. Три верхних авный и сочлененный. Внизу — междугородный. тобуса на рис. 4 — городские, внизу — междугородный. Кажется, нет ничего трудного в том, чтобы определить главные черты любого автомобиля. На деле — иначе. К какому типу и классу отнести машину, как назвать, какие данные важнее всего в технической характеристике, что они означают? Попытаемся кратко ответить на это. Одним из главных признаков для классификации легковых автомобилей считается суммарный рабочий объем цилиндров двигателя. Иногда его называют литражем. Отсюда пошли названия «малолитражный», «микролитражный» и тому подобные. В значительной степени он определяет класс автомобиля. Но совершенствование двигателей привело к тому, что даже маленькие стали мощными и пригодными для установки на сравнительно большие быстроходные и комфортабельные машины, «Литраж» теряет свое значение как мерило качества и сохранился для условного деления на классы: микролитражные — до литра, малолитражные 1 — 1,7 литра, среднего класса — до 3 литров и большого — все, что более 3 литров. В последнее время часто применяют другое деление.АВТОМОБИЛИ2. «За рулем» № 1Ю. ДОЛМАТОВСКИЙ, кандидат технических наук9Окончание в следующем номере.