М. АЛИ-ЗАДЕ, министр охраны общественного порядка Азербайджанской ССР Безопасная работа автомобильного транспорта — задача поистине государственного значения, и для успешного решения этой проблемы в стране делается многое. Создаются долговечные, .надежные в эксплуатации и быстроходные машины самых разнообразных видов; вводятся в строй тысячи километров пераоклассных шоссейных дорог, позволяющих наилучшим образом использовать мощность современных автомобилей; постоянно совершенствуется служба регулирования движения; все больше внимания уделяется профессиональной подготовке и организации труда водителей, поискам оптимальных режимов использования транспортного парка. Словом, складываются все условия для высокопроизводительной и безаварийной работы автомобилей. Отличная работа давно уже стала непреложным законом в лучших автохозяйствах Азербайджана. Так трудятся водители транспортного цеха нефтепромыслового управления «Орджоникидзенефть». За последние годы этот коллектив не знает дорожно-транспортных происшествий и за высокие производственные показатели первым в республике удостоился высокого звания предприятия коммунистического труда. Столь же успешно работают коллективы автотракторной базы Министерства нефтедобывающей промышленности, автобазы Академии Наук республики и другие передовые автохозяйства. Однако не похвалы ради написана эта статья. Ведь • тех же самых условиях другие автотранспортные предприятия работают совершенно неудовлетворительно. Здесь аварии следуют одна за другой, машины эксплуатируются на износ и преждевременно выходят из строя, а планы и графики движения зачастую срываются. И таких хозяйств, к сожалению, тоже немало. Отчего такое происходит? Оттого, на мой взгляд, что, придавая большое значение, и справедливо, градостроительным, инженерным и другим техническим мерам обеспечения безопасности движения, руководители автомобильных управлений и автохозяйств как-то забыли об основных и непременных условиях успешной работы — дисциплине и высокой профессиональной подготовке водительских кадров. А дорога не прощает такой беспечности. Чтобы работать хорошо, без происшествий и аварий, нужно прежде всего точно следовать принятым на этот счет правилам и инструкциям, бдительно следить за техническим состоянием машин, чувствовать личную ответственность за безопасность своей работы. Это азбучные истины. Но, видимо, и они не всеми усвоены. Неблагополучно в этом отношении обстоят дела, как ни странно, в таксомоторных, автобусных, троллейбусных и трамвайных парках, где безупречная четкость и обеспечение безопасности приобретают особенно важное значение, так как речь идет о массовых перевозках пассажиров. При попустительстве работников служб эксплуатации многие водители не соблюдают графиков движения. План выпуска машин на линию часто не выполняется, причем ма самых напряженных маршрутах. Отсутствуют должный контроль и требовательность к водителям такси. Неуважительное отношение к плановым началам в работе оборачивается и пренебрежением к правилам движения. А резупьтаты весьма плачевные. Пассажирский общественный транспорт в Баку составляет, например, лишь 8 процентов всего парка машин, но его водители являются виновниками почти четвертой части всех транспортных происшествий в городе. Низка производственная дисциплина в автохозяйствах Министерства автомобильного транспорта республики и Бакинского горисполкома. В Азербайджане, как и во всей нашей стране, постоянно ведется работа по улучшению условий движения транспорта. Только за последнее время в Баку появилось несколько подземных пешеходных переходов, реконструирован ряд городских улиц и дорог республики. Однако многие улицы в силу исторических особенностей их застройки остаются узкими, извилистыми, мало приспособленными для движения быстроходного транспорта. Не годятся еще для быстрой езды и многие горные дороги, имеющие малую пропускную спо -Д ОРОГА НЕ ПРОЩАЕТ БЕСПЕЧНОСТИсобность. При самой совершенной организации движения такие участки остаются трудными, требуют особого внимания и высокой дисциплины от водителей. А если эта дисциплина считается в автохозяйстве чем-то необязательным, то жди беды: аварии и происшествия станут неизбежными. Одной из серьезных причин, порождающих недисциплинированность среди водителей, является неправильное, незаконное использование автомобилей, бесконтрольность за выходом на линию и возвращением из поездки, хранение машин у шоферов «на дому». Проверка, проведенная работниками Министерства охраны общественного порядка республики, выявила много таких нарушений. Помимо прямого экономического ущерба государству, который наносят такие «левые» рейсы, они опасны для порядка на дороге. Уехавший в незаконную поездку шофер не может быть абсолютно спокойным и уравновешенным за рулем, он нервничает, постоянно опасаясь проверки, делает больше ошибок и нарушений. В борьбе с этим злом нам пришлось пойти даже на крайние меры. По представленным Министерством охраны общественного порядка материалам Совет Министров республики раопорядился отобрать у прежних владельцев около трех десятков автомобилей, задержанных при незаконном их использовании, и передать их Министерству коммунального хозяйства. Ряд руководителей автохозяйств получил взыскания, а некоторых начальников автобаз сняли с работы. Слабая производственная дисциплина, плохая организация работы парка и труда водителей неизбежно влекут за собой отставание в профессиональной подготовке шоферов. Техническая учеба в таких автохозяйствах, как правило, относится к делам третьестепенной важности и, в лучшем случае, существует лишь формально. А новые, все более совершенные машины, постоянно усложняющиеся условия движения требуют непрерывного повышения профессиональных знаний водителей. Нужен уже не технический минимум, а максимум осведомленности во всем новом, передовом. Анализ дорожных происшествий показывает, что многие водители плохо знают даже Правила движения, не понимают их сущности. Окончил человек лет 10—15 назад курсы шоферов, прошел первую, начальную ступень подготовки по своей специальности, а на следующую так и не шагнул, живет старым багажом, постепенно забывая и то, что знал когда-то. С таким положением дальше мириться нельзя. Регулярная учеба в автохозяйствах должна стать заботой не только администрации, но и профсоюзных и других общественных организаций. Общественность — большая сила. На каждом предприятии есть знающие инженеры, специалисты разного профиля, опытные шоферы, десятилетиями работающие без аварий. Им вполне по плечу провести интересные и полезные эеякр-17