соко» R 5» 8На дорогах всегосветааФРАНЦИЯК акэто случилось«Я не согласен с решением дисквалификационной комиссии ГАИ г. Тбилиси и считаю, что публикация схемы происшествия и разбор действий водителей будет полезен для читателей журнала», — тан начиналось полученное редакцией письмо водителя Г. (по просьбе автора письма мы не указываем фамилии водителей). Что же случилось дождливым днем на Авчальском шоссе в Тбилиси? Водитель Г. выехал на «Москвиче-402» со стоянки на проезжую часть для поворота налево, как показано на схеме, сделанной на основе данных автора письма. Слева помех не было, а в ISO метрах справа двинулся с остановки трамвай. Когда автомобиль достиг рельсов, водитель Г. увидел в 100 метрах справа «Моснвич-408», приближавшийся, к ак ему показалось, со скоростью 40 км/час. Он продолжал движение, освободил трамвайные пути и, повернув, выехал почти на середину проезжей части. В это время водитель «Москвича-408» Л., видимо, опасаясь столкновения, резко затормозил, повернул руль вправо и врезался в столб. Такова внешняя сторона этого происшествия. Проанализируем случившееся, исходя из требований Правил движения. Ну, прежде всего, отъезжая от места стоянки, водитель Г. обязан был руководствоваться статьей 30 Правил движения, то есть не создавать этим помех движущимся транспортным средствам. Правда, надо заметить, что выполнить это элементарное требование в сложившейся дорожной обстановке было непросто. Значительная ширина магистрали, зеленые насаждения, трамвайные пути — все это создавало определенные трудности. Идеальным явилось бы решение подождать, пона наступит перерыв в движении по всей ширине улицы. Но вполне оправдана и иная тактика — пересекать улицу как бы по ступенькам, пропуская каждый раз транспортные средства, приближающиеся с поперечных направлений. Создается впечатление, что таную именно тактикуи применил водитель Г. Он пропустил все транспортные средства слева, после чего пересек проезжую часть и первый трамвайный путь. Понятно, что, двигаясь на низших передачах, он не мог развить большую скорость, и, когда «Москвич-402» приблизился к следующей рельсовой колее, расстояние до трамвая, подъезжавшего справа, существенно сократилось. Здесь можно было бы остановиться и пропустить трамвай. Но в этот момент (см. рисунок) в поле зрения водителя Г. появился «Москвич-408», шедший попутно с трамваем. Перед водителем Г. возникла дилемма: либо задержать движение трамвая (безусловное нарушение статьи 30). либо оказаться на пути автомобиля «Москвич-408» (быть может, удастся не помешать ему). Выбрано второе решение. Но правильно ли оно реализовано? Ориентируясь на общее требование статьи 4 — «не создавать помех движению»,— следовало бы с минимальной скоростью продвинуться вперед ровно настолько, чтобы освободить путь трамваю, и здесь остановиться. При этом автомобиль «Москвич-402» занял бы на проезжей части полосу не более трех метров, а для водителя Л . стало бы очевидным, что водитель Г. соблюдает статью 30, и, следовательно, нет причин для того, чтобы прибегать к каким-то иным мерам безопасности, кроме движения по правой половине проезжей части. Но тут возникает вопрос. А разве пяти метров, оставшихся правее «Москвича-402», не достаточно, чтобы не опасаться столкновения? Для того чтобы найти правильный ответ, необходимо не формально, а по существу понять одно из важнейших требований статьи 4 — быть на дороге взаимно предупредительными. Это не красивая фраза, в этом основа культуры вождения. Каждый человек за рулем вправе рассчитывать на то, что и другие водители придерживаются правил движения. А водитель Л . к тому же пользовался преимущественным правом проезда. Он имел все основания ожидать, что выезжающий слева «Москвич-402» будет остановлен. Но что же происходит перед его глазами? Автомобиль настойчиво выдвигается на проезжую часть, хотя уже освободил путь трамваю. Назревает реальная угроза столкновения. Что делать? Тормоз, резкий поворот руля и... Результат нам известен. Объективно, может быть, и не требовалось так резко тормозить и поворачивать руль. Но можно ли не учитывать здесь и субъективные факторы, опыт водителя, его мастерство? Кто-нибудь скажет: нервы не выдержали. Но разве простительно такое «испытание нервов»? «Все участники движения обязаны быть... взаимно предупредительными». Забвение этого важнейшего принципа правил движения и явилось причиной происшествия. , Каково отношение к случившемуся со стороны официальных органов? Водитель Г. признан тбилисской дисквалификационной комиссией виновным в происшествии и лишен права управления автомобилями сроком на два месяца. Лишен прав на один месяц и водитель Л. — за то, к ак явствует из письма в редакцию, что вел автомобиль посредине проезжей части. Однако здесь мы должны заметить, что из материалов дела не видно, что «Москвич-408» двигался в крайнем левом ряду, л только таной поступок явился бы нарушением статьи 37 Правил. Мы не намерены входить в оценку меры наказания, но заметим, что водительский стаж Г. 26 лет, он шофер второго класса и, оказывается, имеет удостоверение преподавателя курсов по подготовке водителей. А эти обстоятельства мы склонны рассматривать как отягчающие его вину. Так опасно ездить ему непростительно. ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Водитель Г., не согласившись с решением ГАИ, задает редакции в своем письме и другой вопрос: «Требует ли знак 2.13 «Проезд без остановки запрещен» полной остановки, если водитель видит, что в пределах 100 — 2 00 метров нет транспортных средств, которые нужно пропустить. Достаточно ли в этом случае снизить скорость до минимума и медленно завершить выезд?» И сам отвечает: «Мое личное мнение, что достаточно, т аккакв противном случае живой мыслящий человек превращается в механического робота...». Видите, к ак своеобразно водитель Г. понимает (а может быть, и преподает своим курсантам?) требование статьи 2 Правил. Дисциплина — не для мыслящего человека. Это его водительское «кредо». Но сегодня он не остановился перед этим знаком, я завтра не остановится и перед красным сигналом светофора, если не увидит других транспортных средств. На наш взгляд, эта непредвиденная автохарактеристика еще более определенно указывает на обстоятельства происшествия и действительного его виновника.Автомобильные катастрофы, принимающие в некоторых странах Запада характер национального бедствия, заставляют все энергичнее искать меры, чтобы хоть в какой-то степени сократить их число. Все более жесткими становятся правила движения. Недавно обстоятельной переработке подвеглись и французские правила уличного движения. Серьезно повышены требования по 100 пунктам старых правил, введено 37 новых пунктов. Интерес представляют такие, например, нововведения. При движении автомобилей непрерывной цепочкой водителям разрешается выезжать из занимаемого ряда лишь для поворота на боковую улицу или дорогу. Делать обгон в этих условиях, во избежание столкновения с встречным транспортом, разрешается только с выездом в правый ряд и только при условии, если обгон не помешает движению в этом ряду. Обгон запрещен (в том числе и при многорядном движении), если обстановка не позволяет водителю тотчас же после завершения маневра вновь занять свой ряд. В любом случае при большом скоплении транспортных средств (например, перед перекрестком) водителю запрещается менять ряд и включать указатели поворота. Приближаясь к неохраняемому железнодорожному переезду, водитель обязан остановиться. Лишь убедившись в полной безопасности обстановки, он может продолжать движение, и только на низшей передаче. В темное время суток при движении на загородных магистралях запрещается включать дальний свет, если машина следует в непосредственной близости за другой. Новыми правилами вводится «скоростной лимит» для начинающих водителей. В течение первого года, даже на дорогах высшего класса, им разрешается ездить со скоростью не более 90 км/час. Для машин водителей-новичков введен государственный номерной знак особого образца. Каждая машина должна быть в обязательном порядке оснащена механическим стеклоочистителем и специальным устройством «антивор», затрудняющим возможность угона. Ряд пунктов нового свода правил касается специально скоростных автомобилей и мотоциклов. Для их водителей вводятся права особого образца, а сами машины должны регулярно проходить специальный техосмотр. Намечается также в ближайшее время ввести «скоростные лимиты» на дорогах всех классов. К экзаменам на получение любительских прав будут допускаться лишь лица, окончившие специальные курсы. Новые правила вводятся в действие декретом французского правительства с1 января 1968 года.19