ЗАСЕДАНИЕ СОРОК ВОСЬМОЕФ*ЬЪЗИМНИЕ РАЗГОВОРЫо+ка на выходе выпрямителя (на выводах конденсатора С) в вольтах; U 2 — требующееся стабилизированное напряжение на выходных клеммах устройства в вольтах; 'макс — ток через стабилитрон в амперах. Максимально допустимый по паспорту ток 1макс для стабилитрона Д813 составляет 20 ма. Чтобы повысить срок его службы при больших колебаниях напряжения в питающей сети, следует принять расчетный ток равным 15—18 ма. Д ля стабилитрона Д811 его можно установить равным 23 ма. Ток через стабилитрон и, соответственно, максимальная сила зарядного тока значительно увеличатся, если применить для охлаждения стабилитрона радиатор, описанный в журнале «Радио» (1966, № 2, стр. 46). Резистор R2 подбираем опытным путем. Для этого устанавливаем резистор Ri, а в качестве временной нагрузки подключаем к выходным клеммам устройства резистор на 1000 ом и параллельно ему — вольтметр. Величина сопротивления R2 должна быть такой, чтобы напряжение на выходе устройства, показываемое вольтметром, соответствовало конкретным условиям. То есть для компенсации саморазряда новых батарей — не более 14,2 в, а для старых батарей 13,3—13,6 в. Затем нагрузку (резистор на 1000 ом) и вольтметр отключаем — и устройство готово к работе. При этом падение напряжения в проводах, соединяющих устройство с батареей, не должно превышать 0,2 в. Если в качестве резистора R2 использовать потенциометр, можно будет в небольших пределах «подправлять» величину выходного напряжения. Еще лучше вместо резистора R2 установить кремниевые диоды любой серии (Д808—Д811, Д226, Д229А, Д242, Д202 — Д211, Д 101 — ДЮЗ и др.), включенные в прямом направлении (рис. 2). Можно применить и германиевые, серий ДГЦ или Д7, но их потребуется значительно больше. Величина падения напряжения на полупроводниковых диодах мало зависит от величины тока, и совместно с диодом Д5 они будут . обеспечивать более стабилизированное опорное напряжение. Тогда в качестве диода Д5 можно использовать менее дефицитные стабилитроны типов Д809—Д811. Количество последовательно включаемых диодов определяется тем же способом, которым устанавливается величина резистора R2 . Для подключения устройства на автомобиле устанавливается штепсельный разъем. Очень удобно использовать штеккер и гнездо от телевизора, что предотвращает подключение в обратной полярности.cmпро,5о ~ггоР ис . 1. Схема устройства для автоматической подзарядки аккумуляторов.-о + Р ис . 2. Замена ре зистора R3 диодами.Есть две автолюбительские крайности: одни с наступлением холодов ставят машину «на прикол», другие пользуются ею ежедневно. Не будем уточнять, сколько первых я сколько вторых. Лучше поговорим о третьих, которых очень много. Зимой они с удовольствием в дни отдыха, пусть и не каждую неделю, выезжают на прогулку. Хорошо если бы машина для таких редких поездок в любой момент была готова: нажал на стартер и... все в порядке. Для этого под рукой должна быть полностью заряженная батарея. Однако от холода ее отдача снижается, не говоря о естественном ежедневном саморазряде. Один из выходов предлагает автолюбитель и радиолюбитель (такое сочетание — не редкое теперь явление) из г. Северодвинска Ф. В. ЖУРАВЛЕВ. Он разработал устройство, автоматически подзаряжающее батарею малыми токами, что полностью компенсирует саморазряд. Кроме того, оно избавляет от неизбежных при обычных способах вредных перезарядов в конце зарядки, которые снижают срок службы аккумулятора. Такое устройство полезно применить и для хранения бездействующих батарей. Теперь слово автору конструкции.Всегда вготовностиПосле того, к ак были испытаны несколько пробных вариантов устройства для автоматической подзарядки, я остановился на самом простом и надежном, который и предлагаю. Применение его сводит к минимуму хлопоты автолюбителя по уходу за батареей и продляет срок ее службы, избавляя от перезарядов и от длительного пребывания в недозаряженном состоянии. Устройство (это видно из схемы) питается от сети переменного тока. Оно работает по принципу зарядки при постоянном напряжении. При разряженной батарее ток составляет 1,0—0,3 а, а к концу снижается и остается при полностью заряженной батарее равным 10—40 ма, компенсируя только саморазряд. Трансформатор (Тр) обеспечивает на выходе обмотки II напряжение 18—20 в при токе до 1 а. Для этой цели можно использовать любой трансформатор от магнитофона, телевизора (соединив обмотки накала ламп и кенотрона) или преобразователя напряжения автомобильного радиоприемника. Первичная и вторичная обмотки трансформатора не должны иметь электрической связи, а корпус его надо «занулить». По условиям безопасности недопустимо также применение автотрансформаторов. Вообще конструкцию устройства надо выполнить так, чтобы исключить возможность прикосновения к проводам, находящимся под напряжением 220 в. Диоды Д1-Д4 (типа Д 202) собраны по мостовой схеме, что обеспечивает двухполупериодное выпрямление. Их можно заменить другими с максимальным выпрямленным током не менее 300 ма. Конденсатор С (500—200 мкф, 30 в), установленный параллельно выходу, сглаживает пульсации. Постоянство напряжения обеспечивается стабилитроном Д5и транзистором Т. Дб — кремниевый стабилитрон Д 813. Вместо него можно поставить Д 811, однако при больших колебаниях напряжения сети стабилизация будет несколько хуже. Транзистор Т можно применить типа П4 любой серии (П4Б, П4Г, П4Д или П201 — П203). С увеличением коэффициента усиления возрастает первоначальный ток зарядки. Теперь о налаживании приспособления. Расчетным путем определяем величину сопротивления резистора Ri. IvОМ,где: Ui — напряжение постоянного то14