Новости, события, фактыЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ АВТОБУС ИЗ РИГИРижский опытный автобусный завод с 1959 года выпускает популярны* у нас микроавтобусы РАФ-977. Дважды (в 1962 и 1966 годах) эта модель подвергалась модернизации. Но завод продолжает поиски новых внешних форм, новых конструктивных решений.Им создан ряд опытных образцов, один из которых, РАФ-982, представлен на нашем снимне. Кузов этой машины имеет большую площадь остекления, четыре фары, более удобные сиденья и совершенную вентиляцию. Улучшена внутренняя планировка салона, в котором предусмотрено 10 мест для пассажиров.МОТОКРОСС ПАМЯТИ ГЕРОЯВ июле 1943 года во время наступления наших войск погиб смертью героя серпуховчанин Старший лейтенант Олег Степанов. В боях за укрепленный пункт он проявил отвагу и обеспечил успех своему подразделению.Мотоциклы с колясками на кросса в Серпухове.дистанцииОсенью 1966 года под Серпуховом впервые был проведен мотоциклетный кросс, посвященный памяти героя Советского Союза О. Степанова. Теперь он стал традиционным. Последние соревнования привлекли много участников из Серпухова, Москвы и Московской области. В классе мотоциклов 350 смз победителем стал 18-летний серпуховчанин, кандидат в мастера спорта Геннадий Кирюхин, а на мотоциклах с колясками — московские армейцы В. Алфеев и В. Кузичев.СЕМИНАРЫ ТРЕНЕРОВВ конце минувшего года Центральный автомотоклуб провел сборы тренеров по мотоциклетному и автомобильному спорту. Они включали в себя знакомство с организацией, судейством и характерными особенностями всех распространенных у нас видов автомотоспорта, лекции о форсировке двигателей, выборе трасс, врачебном контроле спортсменов, развитии автомотоспорта за рубежом.новном это люди, имеющие высшее и среднее специальное образование и большой опыт воспитания молодежи. Социалистическое соревнование, развернувшееся в честь полувекового юбилея Советской власти, явилось важным стимулом в повышении качества учебно-воспитательной работы. В ходе соревнования выявился наш авангард. Недавно ЦК ДОСААФ присвоил 21 автомотоклубу страны почетное наименование образцовых. Среди них — Благовещенский и Витебский, Волгоградский и Ереванский, Омский и Ростовский, Тираспольский и Чарджоуский клубы. Их опыт надо обобщить и распространить на все учебные организации Общества. Успешно развернута учебная работа в организациях ДОСААФ Украины, Армении, Узбекистана, Краснодарского края, Омской, Куйбышевской, Саратовской, Ивановской областей. Здесь комитеты и руководители клубов Общества сумели создать прочную материально-техническую базу, подобрать квалифицированные кадры инструкторов, преподавателей, улучшили воспитательную работу, методическую подготовку, организовали четкий контроль за учебным процессом. Не случайно во многих автомотоклубах этих республик и областей обучающиеся сдают экзамены с хорошими и отличными оценками. К сожалению, с качеством обучения не везде еще дело обстоит благополучно. В ряде филиалов автомотоклубов ДОСААФ Горьковской, Калининградской, Оренбургской областей, Марийской, Чечено-Ингушской АССР в 1966—1967 учебном году в подготовке специалистов допущено много пробелов и прямого брака. В таких автомотоклубах, как Ульяновский, Мелекесский м ряде Других, слабо организована методическая работа с преподавателями, мало проявляется заботы об улучшении материальной базы. Кое-где учебные автомобили используются не по назначению. Так, в Калужском автомотоклубе долгое время автомобиль ЗИЛ-130 перевозил грузы для других организаций, в то время как для практического вождения с курсантами не хватало машин. Фантазия руководителей Юхновского автомотоклуба оказалась более богатой. Там додумались отправить автомобиль ЗИЛ-130 на целый месяц в Крым с рабочей командой, которая вылавливала в Черном море ракушки для Керченской артели, изготовляющей сувениры. Между тем сейчас, как никогда ранее, должна быть особо повышена ответственность за качество обучения, за организованность, дисциплину в каждой учебной организации. Всемерно улучшать методику обучения, совершенствовать учебный процесс, добиваться высокой организации труда инструкторско-преподавательского состава и обучаемых, широко внедрять в практику подготовки водителей современные технические средства — вот какие задачи стоят сегодня перед руководителем каждого комитета, каждого клуба. Надо добиваться, Чтобы юноши, готовясь к службе в армии, приобрели прочные знания и практические навыки, которые помогут им в короткие сроки освоить современную военную технику. В ближайшее время предстоит значительно расширить учебную сеть, открыть и оснастить десятки новых автомотоклубов. Вероятно, часть из них надлежит специализировать с таким расчетом, чтобы мы могли готовить водителей не только обычных автомобилей, но и специальных — тягачей, бензозаправщиков и т. п. Ведь народное хозяйство и армия ныне с каждым днем пополняются новейшей техникой, причем оснащение идет, как правило, за счет большегрузных, высокопроходимых машин, тягачей, специальных автомобилей с мощными, преимущественно дизельными двигателями и сложными устройствами. В автомотоклубах же мы готовим в основном шоферов-профессионалов, способных управлять только грузовыми автомобилями типа ГАЗ-51, ГАЗ-53, ЗИЛ-130. Такая перестройка, естественно, потребует много усилий. Нужно расширить учебную базу, обогатить ее механизмами и агрегатами, которых наши клубы ранее не имели; потребуются новые учебные программы и, конечно, — кадры преподавателей, инструкторов высокой квалификации. . Уже в этом году к овладению техническими специальностями предстоит привлечь новые десятки тысяч молодых людей. В связи со снижением призывного возраста С 19 до 18 лет в автомотоклубы теперь будут поступать, как правило, семнадцатилетние юнощи, многие из которых через год пойдут на военную службу. Учебный процесс в клубах необходимо построить таким образом, чтобы вместе с глубокими техническими знаниями каждый воспитанник получил первоначальную военную подготовку: научился меткой стрельбе, освоил воинские уставы, наставления, привык к дисциплине, организованности. В нынешних условиях еще более повышаются требования к идейной закалке молодежи. Нужно ярче, доходчивее разъяснять ей торжество великих ленинских идей, мудрую политику Коммунистической партии, ведущей Советскую страну от победы к победе, на конкретном материале показывать все возрастающую' мощь наших Вооруженных Сил. В учебных программах предусмотрено время для политических занятий и политинформаций. Это время необходимо использовать строго по назначению, привлекать для пропагандистской работы офицеров и генералов запаса, комсомольских активистов. Широкое поле деятельности открывается для воспитательной работы во внеурочное время. Встречи с героями войны и труда, экскурсии и походы, эстафеты и автомотопробеги по местам боев, сооружение памятников на могилах воинов, павших смертью храбрых в битвах за Родину, создание комнат, музеев боевой славы — вот.далеко не полный перечень мероприятий, которые преследуют широкую цель: воспитывать будущих воинов в духе пламенного советского патриотизма, сознания своего долга перед социалистическим Отечеством, высокой ответственности за его защиту, пробуждать в молодых людях живое стремление к овладению военно-техническими знаниями. Необходимо проявить больше теплоты и заботы о занимающихся в автомотоклубах и других учебных организациях. Ведь большинство ребят, живущих в городах, проходит военно-техническую подготовку без отрыва от производства. Конечно, после часов, проведенных у станка, юноша приходит на вечерние занятия уставшим, иногда пропускает уроки. Низкая посещаемость наблюдается чаще всего там, где не создано для учебы надлежащих условий. Надо позаботиться также ио том, чтобы на период сдачи экзаменов призывникам предоставлялся отпуск продолжительностью 5—7 рабочих дней с сохранением заработка по основному месту работы, как это предусмотрено Законом. Как известно, организация начальной военной подготовки на предприятиях, в колхозах, совхозах, учреждениях, средних специальных учебных заведениях системы профессионально-технического образования возложена сейчас на соответствующие министерства и ведомства. Все юноши, достигшие шестнадцати лет и не обучающиеся в дневных (очных) учебных заведениях, будут проходить начальную военную подготовку на учебных пунктах, создаваемых по решению местных Советов депутатов трудящихся. Руководящий состав учебного пункта назначается администрацией предприятия, учреждения по согласованию с военным комиссариатом и партийной организацией. Организации ДОСААФ обязаны активно участвовать в создании учебных пунктов, оказывать помощь руководителям предприятий, учреждений, колхозов и совхозов в проведении военного обучения молодежи. Следует с большим вниманием подбирать начальников учебных пунктов, их заместителей и инструкторов начальной военной подготовки из числа активистов оборонного Общества — офицеров и сержантов запаса, работающих на данном предприятии, в учреждении, колхозе, совхозе; содействовать оснащению учебных пунктов оружием, техникой, наглядными пособиями. Комитеты и клубы Общества по сути дела должны возглавить учебнометодическую работу на создаваемых учебных пунктах. Под руководством партийных органов, совместно с комсомолом, профсоюзами коллективы ДОСААФ призваны сделать каждый такой пункт центром военно-патриотического воспитания и военно-технической подготовки. Комитеты ДОСААФ должны принять активное участие в деятельности существующих и создании новых военно-спортивных лагерей, военно-патриотических школспутников при военно-учебных заведениях, технических кружков, привлечь больше молодежи к участию в военизированных играх, походах, автомотопробегах. Закон о всеобщей воинской обязанности предусматривает введение начальной военной подготовки в программы общеобразовательных школ. Школьники будут изучать основы техники, знакомиться с уставами Вооруженных Сил, с боевой техникой и оружием. Но это вовсе не означает, что теперь с досаафовских организаций снимается ответственность за военно-патриотическое воспитание учащихся. Комитеты ДОСААФ должны работать в тесном контакте с органами народного образования, комсомолом. Активисты спортивно-технических клубов, секций и федераций обязаны помочь организовать в школах и внешкольных учреждениях занятия по изучению автомотодела, проводить соревнования юных автомобилистов и мотоциклистов. Помочь оборудовать закрытые трассы, площадки, автодромы для учебной езды и состязаний. Готовить молодежь к службе в армии — значит закалять ее физически, прививать юношам любовь к техническим видам спорта, в частности к автомобильному и мотоциклетному. За последние годы наш автомотоспорт заметно возмужал и вырос. Участвуя в IV Спартакиаде народов СССР, автомотоспортсмены ДОСААФ за полтора года провели тысячи соревнований. Свыше 20 миллионов тех, кто вышел, на старты, многие сотни тысяч разрядников, около 3 тысяч мастеров спорта, 100 новых всесоюзных рекордов — таковы ощутимые результаты IV Спартакиады народов СССР. Среди ее участников было много молодежи призывного возраста. Но жизнь требует движения вперед. Задача состоит в том, чтобы автомобильный, мотоциклетный, автомодельный спорт стал более массовым, чтобы увлечь им больше юношей, которым предстоит военная служба. Необходимо создать им условия для тренировок, состязаний, повышения мастерства. И что особенно важно — усилить военно-прикладные элементы соревнований. Они уже вводятся. Обещают быть интересными состязания спортивно-технических клубов «Гонка военизированных мЬтопатрулей»— 100-километровый марш на мотоциклах по пересеченной местности со стрельбой и гранатометанием. К ставшему традиционным автомобильному двоеборью добавляется третий элемент — стрельба. Но это только начало. Нужно подумать над дальнейшей военизацией технических видов спорта, привлечь новые и новые тысячи юношей к сдаче нормативов спортивно-технического комплекса «Готов к защите Родины», добиваясь, чтобы все виды спорта активно содействовали физической закалке, совершенствованию технических знаний, необходимых воину в современных условиях. Задачи, вытекающие из Закона о всеобщей воинской обязанности, будут решены нами тем успешнее, чем настойчивее мы будем укреплять и расширять материально-техническую базу Общества. Строительство зданий для новых учебных организаций, оборудование классов, мастерских — все это крайне важные вопросы, к которым должно быть приковано неослабное внимание комитетов ДОСААФ. Надо шире использовать долевое участие советских, хозяйственных, профсоюзных организаций для строительства и ремонта помещений, приобретения техники, учебного оборудования. Одновременно комитеты Общества обязаны принять меры к более энергичному пополнению собственных средств. Этим целям служат автомотолотерея, расширение деятельности хозрасчетных предприятий, обеспечение поступлений и правильное расходование членских взносов. Пятьдесят лет Советские Вооруженные Силы стоят на страже завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции. Наш народ, воздвигающий светлое здание коммунистического будущего, ничего не жалеет для укрепления обороноспособности своей Родины. Мобилизуем же все силы, всю нашу энергию, инициативу, опыт для того, чтобы Советская Армия и Военно-Морской Флот пополнялись молодыми людьми, технически грамотными, физически закаленными, беззаветно преданными социалистическому Отечеству. В этом великий долг и высокая честь многомиллионного патриотического Общества. 1*ПО ГОРНОЙ ТУВЕТувинская автономная республика — это крайний юг Сибири, где бурные горные речки дают начало могучему красавцу Енисею. Тува богата каменным углем и- золотом, асбестом и многими другими полезными ископаемыми. Здесь высоко развито животноводство, кожевенное производство и лесная промышленность. Это красивейший край с девственной горной тайгой из лиственницы и недра. Ближайшая железнодорожная станция Абаза находится неподалеку, на территории Хакасской автономной области, но путь к ней преграждают горные хребты. Поэтому промышленные грузы из города Ак-Довурака и соседствующего с ним поселка Кызыл-Мажалыка с запада Тувы приходится доставлять кружным путем на автомобилях и речных судах по Енисею до Абакана. В 1968 году этот путь сократится втрое. Между Абазой и Ак-Довураком проляжет черная лента шоссе с каменным покрытием, обработанным битумом. Строительство, начатое с обоих концов, близко к завершению. Дорожники встретятся на склонах Саянского перевала, подготовив последние три километра основания земляного полотна. Будет дан сквозной проезд дорожно-строительным машинам и механизмам, которые завершат отделку и благоустройство шоссе.Трудно приходилось строителям, преодолевшим тяжелые скальные грунты в необжитых горных районах Тувы. Теперь самое сложное позади. Красивейшая горная дорога, по которой можно будет двигаться со скоростью 80 километров в час, пересекает Главный Саянский и Кыэыл-Тайгинский хребты. Она проходит сквозь нетронутые массивы хвойных лесов, спускается в долины горных рек, пролегает по местам с непуганым зверем и богатейшей рыбалкой. Какому любителю природы и охоты не мечталось о таких благословенных местах? Побродить с ружьем по отрогам Саянов, встретить рассвет в туристской палатке у горного озера! С наступающей весны такое путешествие нетрудно осуществить. Правда, шоссейных подъездов к Абазе еще нет, но сюда можно прибыть со своей машиной, мотоциклом по воде или на поезде. Зато 240 километров шоссе вознаградят за эти сложности самого взыскательного путешественника. С. ТРОФИМЕНКО, заместитель начальника технического отдела Главдорстроя СССР