неизбежныразный двухтактный четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения 3 (60 л. с. при 18 000 об/мин.), аналогичный по схеме двигателю 125 см , о котором шла речь выше. Замеры максимальных скоростей и анализ гонок чемпионата показывают, что мотоцикл «Ямаха» чуть быстроходнее «Хонды», хотя соотношение побед — 7 : 5 в пользу последней. Гоночные мотоциклы «МЦет» (ГДР) с двухтактными двухцилиндровыми двигателями водяного охлаждения мощностью 50—52 л. с. стали за последнее время несколько отставать от своих японских соперников, однако на них спортсмены Германской Демократической Республики завоевали ряд призовых мест. 3 Класс 350 см . В ходе.чемпионата обнаружилось неоспоримое преимущество новой машины «Хонда» с рядным шестицилиндровым двигателем, представляю3 3 щим собой «расточенный» до 297 см вариант модели 250 см . Его мощность составляет 70 л. с. при 16 500 об/мин. «Хонда» выиграла (семь побед в восьми этапах первенства) у своего главного соперника в этом классе, трехцилиндрового «МВ-Агуста», обладающего незаурядными динамическими качествами. Следует отметить появление в этом классе совершенно нового гоночного мотоцикла «Ява» с двухтактным четырехцилиндровым двигателем, аналогичным по схеме четырехцилиндровому «Ямаха». Охлаждение водяное. Мощность 67 л» с. при 13 000 об/мин. Двигатель сблокирован с 7-ступенчатой коробкой передач. В первых гонках обнаружились отдельные неполадки, обычные для периода доводки. Класс 500 см 3 .' Первенство мира оспаривали трехцилиндровый «МВ-Агуста» и четырехцилиндровый «Хонда», а основная масса участников шла на устаревших английских машинах «Матчлесс» и «Нортон» и, как всегда, играла лишь роль статистов. Двигатель «Хонда», развивающий около 90 л. с. при 12 000 об/мин., превосходит по мощности мотор «МВ-Агусты». Если в конечном счете при равном числе побед (по пять) перевес оказался на стороне итальянской машины, то это в первую очередь объясняется ее более высокой надежностью и хорошей управляемостью. В течение сезона на «Хонде» меняли конструкцию рамы и производили различные усовершенствования для улучшения ее управляемости и устойчивости. Окончательно эта проблема, по-видимому, еще не решена, и управление мотоциклом оказалось сложным даже для такого специалиста как М. Хэйлвуд. В своем стремлении снизить механические потери в двигателе фирма «Хонда» пошла на применение шеек коленчатого вала небольшого диаметра. Это до минимума снизило его запас прочности и создало предпосылки для появления крутильных колебаний, не раз приводивших к поломкам. Класс мотоциклов 500 ем 1с коляской. Фирменной конкуренции здесь нет, и по установившейся традиции борьба за звание чемпиона идет между гонщиками на мотоциклах ВМВ различных модификаций. Среди конструктивных элементов гоночного мотоцикла все большее значение приобретают шины, что непосредственно связано с ростом крутящего момента, передаваемого на ведущее колесо. В последнее время широкое распространение получили гоночные шины «Денлоп» треугольного профиля. При вертикальном положении мотоцикл опирается на узкую дорожку профиля, а при поворотах — на почти плоские боковины. В результате сцепление шины с дорогой на поворотах значительно улучшается и допускает движение с более высокой скоростью. Применение специальных составов резины также способствовало улучшению сцепления шин. Ныне коэффициент их сцепления с дорожным полотном достигает 1,0—1,2, что позволяет гоночным мотоциклам развивать очень высокие ускорения, особенно в начальной стадии разгона. В гонках 1967 года было замечено, что у мотоциклов с двигателями большой мощности при высоких средних скоростях вершина протектора быстро изнашивается. Это обусловлено большим тяговым усилием, приходящимся на единицу поверхности протектора. Оно намного выше, чем даже у самых мощных автомобилей формулы 1. Для устранения недостатка, вероятно, будут применены шины увеличенного профиля — шириной до 100 мм. О динамике гоночных мотоциклов можно до некоторой степени судить по их максимальным скоростям, замеренным на прямолинейном участке кольцевого маршрута (в гонке «Турист-Трофи» 1967 года). 50 см 3 : «Сузуки» — 164 км/час; 125 см 3 : «Ямаха» — 210, «Сузуки» — 199, «Кавасаки» — 1 97 , «Бультако»— 166; 250 см 3 : «Ямаха» — 247, «Хонда» — 235, «МЦет» — 232, «Аэрмакки» — 203; 350 см 8 : «Хонда» — 235, «МВ-Агуста» — 234, «Бенелли» — 226, «МЦет»— 222, «Аэрмакки» — 206; 500 см 3 : «Хонда» — 248, «МВ-Агуста» — 245, «Бенелли» — 237, «Матчлесс» и «Нортон» — 211; 500 см 3с коляской: «БМВ» — 202. Среди марок мотоциклов места распределились таким образом: 50 см 3 — 1. «Сузуки» (Япония), 2. «Дерби» (Испания), 3. «Крайдлер» (ФРГ); 125 см 9 — 1. «Ямаха», 2. «Сузуки» (обе — Япония), 3. «МЦет» (ГДР); 250 см 3 — 1. «Хонда», 2. «Ямаха» (обе — Япония), 3. «МЦет» (ГДР); 350 см 3 — 1. «Хонда» (Япония), 2. «МВ-Агуста» (Италия), 3. «МЦет» (ГДР); 500 см 3 — 1. «МВ-Агуста» (Италия), И. «Хонда» (Япония), 3. «Матчлесс» (Англия). В. БЕКМАН, Ленинград инженер, судья всесоюзной категории[Спортивный 1I глобус JВести с чемпионатов ЕвропыПервенство Европы по авторалли финишировало. Но если чемпион континента на автомобилях группы 1 определился досрочно (им стал поляк С. Засада), то в группе 2 (серийные улучшенные автомобили) ситуация еще оставалась неясной. Шестнадцатый этап чемпионата — «Ралли трех городов» — проходил через Мюнхен, Вену и Будапешт. После 2 000 километров пути и 10 спецучастков до финиша дошли 52 экипажа из 86 стартовавших. Абсолютными победителями стали французы Ж. Пио и М. Брено на автомобиле «Рено-Гордини-1300». На втором месте—шведы В. Содерштрем и Г. Пальм («Форд кортйна-лотос»). Большого успеха добились раллисты из ГДР Г. Рюттингер и Г. Ворк на «Вартбурге-353». Они вышли на первое место в классе машин до 1000 смЗ. Заключительный этап не состоялся. Таким образом, чемпионами Европы в группах 3 (автомобили «большого туризма») и 2 стали В. Эльфорд и Б. Содерштрем. Первенство Европы по кольцевым гонкам на автомобилях формулы 3 впервые проводилось в 1966 году. Это было сделано по предложению советского представителя в Международной автомобильной федерации (ФИЛ). На гонках чемпионата 1967 года, проходивших на кольцевой трассе Хокенхайм (ФРГ), победил К. Арене (ФРГ) на машине «Врэбхэм-БТ21». За ним финишировали швейцарец К. Регаццони («Текно») и француз А. Пескароло («Матра-МС5»). Наилучшего результата в пяти зачетных соревнованиях первенства Европы по автогонкам на автомобилях формулы 2 (до 1600 смЗ) добился бельгиец Ж. Икс. Он выступал на французском автомобиле «Матра-МС7» с английским дьигателем «Форд-Косворт» (215 л. с. при 9 000 об/мин). Англичане Ф. Гарднер и А. Рийс (оба на машинах «ВрэбхэмБТ23» с моторами «Форд-Косворт») заняли последующие два места.Чемпионом Европы в мотогонках по земляному треку (у нас их называют ипподромными гонками) стал М. Пошенридер (ФРГ).Во второй раз Г. Миттер (ФРГ) выиграл титул чемпиона Европы по горным автогонкам (соревнования, известные у нас как «подъем на холм»). Он набран наилучшую сумму очков в восьми этапах.Выигрывает „Волга"Большого успеха добились советские автоспортсмены в традиционном высокогорном ралли по дорогам Эфиопии, где они стартовали впервые. Из 32 экипажей только 14 закончили очень трудную дистанцию длиной в 3000 км. Первое место в своем классе и второе в общем зачете заняли С. Тенишев и В. Кислых, выступившие на «Волге». Им вручен «Кубок организаторов соревнований». В общем зачете первенствовал французский экипаж, шедший на автомобиле «Рено».29