ПРИЧИНА — БОЛЬШОЙ ОСЕВОЙ ЛЮФТ«Почему при выключении сцепления двигатель моего «Москвича» уменьшает обороты и даже глохнет?» — спрашивает В. Ключко из г. Бугуруслана. При нажиме на педаль сцепления под давлением подшипника выключения коленчатый вал получает дополнительную нагрузку. Она воспринимается специальной баббитовой заливкой на боковинах крышки среднего коренного подшипника. В сопряжении коленчатый вал — к рышка среднего коренного подшипника возникают дополнительные силы трения, кроме сил, действующих между нажимным подшипником и пятой выключения сцепления. По этим причинам при выключении сцепления любой двигатель, работающий на минимально устойчивых оборотах холостого хода, снижает число оборотов. При увеличении осевого люфта коленчатого вала вследствие износа боковых баббитовых поверхностей крышки среднего подшипника число оборотов становится еще меньшим. У нового двигателя люфт коленчатого вала не должен превышать 0,25 мм. Если по какой-либо причине он значительно больше, то при выключении сцепления коленчатый вал, перемещаясь в осевом направлении, может вызвать перекос деталей шатун нопоршнеаой группы, что также несколько .увеличит нагрузку на двигатель. Увеличение же нагрузки снизит обороты двигателя и может даже привести к его полной остановке. Осевой люфт коленчатого вала заменяют, сняв поддон картера сцепления. При увеличенном люфте следует осмотреть баббитовую заливку крышки среднего коренного подшипника и при необходимости — залить заново. На «Москвиче-403», начиная с июня 19S4 года, и модели «408» осевой люфт коленчатого вала ограничивается не заливкой, а специальными полукольцами, устанавливаемыми по обе стороны крышки среднего коренного подшипника, которые можно сменить (см. «За рулем», 1965, N» 8, «Клуб «Автолюбитель»).лых дорожных условиях балка передней оси может прогнуться. Деформируется обычно средняя часть трубы балки на участке между опорными площадками крепления. Первоначальные размеры можно восстановить. Правят балку без нагрева на прессе, используя деревянные подкладки. Следует учитывать, однако, что углы установки передних колес могут нарушиться также вследствие износа игольчатых подшипников или изгиба кривошипов. Шейки кривошипа под игольчатые подшипники и шейки под подшипники цапфы колеса должны лежать в одной плоскости. Растачивать блок цилиндров «Москвича-401» под поршни двигателя «Москвича-402», то есть с диаметра 67,5 мм До 72 мм нельзя. Ведь при. этом толщина стеной цилиндров уменьшится до 2 — 3 мм. Прочность их, естественно, будет весьма малой. Переделка шатунно-кривошипного механизма двигателя модели «401» под тонкостенные вкладыши подшипников «Москвича-402» такж е практически неосуществима. Сейчас завод выпускает двигатель 408-1000399С мощностью 32 л. с , который предназначен для установки на «Москвич-401».В СЛУЧАЕ НЕПРАВИЛЬНОГО УВОЛЬНЕНИЯ«Меня уволили с работы за нарушение трудовой дисциплины. Я считаю, что уволили меня неправильно. однако не знаю, куда обратиться с заявлением о восстановлении на работу — в суд или в местный комитет?» Такое письмо мы получили от шофера Н. Васильева из г. Хабаровска. Трудовые споры работников, уволенных с согласия местного профсоюзного комитета, рассматриваются непосредственно в суде, без обращения в комиссию по трудовым спорам и местком. Заявление о неправильном увольнении подается в народный суд района, где находится предприятие — в данном случае автохозяйство, в месячный срок со дня предъявления водителю приказа об увольнении. Изложив в нем мотивы, по которым шофер считает увольнение неправильным, он прилагает копию приказа, выписку из протокола заседания месткома и документы, подтверждающие неправильность увольнения. Если эти документы находятся у администрации, суд по просьбе шофера может истребовать их для приобщения к делу или ознакомления. В заявлении следует такж е указать, кого из свидетелей необходимо допросить при рассмотрении дела. Признав увольнение шофера неправильным, суд должен восстановить его на прежней работе. Если это невозможно из-за сокращения штата или реорганизации аппарата, суд, признавая увольнение неправильным, указывает в решении причину, по которой невозможно восстановление уволенного на прежней работе. Если неправильно уволенный шофер уже имеет соответствующую по квалификации и оплате работу в другом учреждении и это не идет в ущерб егб интересам (непрерывный стаж, льготы и преимущества, установленные для данной натегории работников, и т. п.), то суд может ограничиться признанием неправильности увольнения и взысканием в надлежащих случаях заработной платы яа время вынужденно™ прогула (но не более "ем за 20 рабочих дней), не вынося решения о восстановлении шофера на работе. В случае увольнения шофера по инициативе администрации без предварительного согласия месткома профсоюза шофер имеет право обратиться с заявлением о восстановлении на работе в комиссию по трудовым спорам, в ФЗМК или непосредственно в народный суд. Право выбора в этом случае принадлежит уволенному. Народный суд, установив, что увольнение произведено без предварительного согласия месткома, вынесет решение о восстановлении шофера на работе, независимо от того, какие у администрации были основания для увольнения. Восстановленному на работе по решению комиссии по трудовым спорам, месткома или народного суда долженбыть оплачен вынужденный прогул (с момента увольнения до фактического восстановления или до поступления на новую работу), но не более чем за 20 рабочих дней. Если администрация по своей вине не выполнила решения о восстановлении уволенного шофера, он имеет право взыскать заработную плату за все время вынужденного прогула. Уволенный шофер имеет право не только обратиться с заявлением о восстановлении его на работе. Он может также потребовать изменения формулировки причины увольнения, если записанная в трудовой книжке формулировка является неверной или не соответствует действующему законодательству. С таким заявлением шофер должен обратиться сначала в комиссию по трудовым. спорам, решение которой можно обжаловать в ФЗМК, а затем в народном суде. Эти инстанции, признав формулировку причин увольнения неверной, обязаны сами изменить ее и указать в решении причины увольнения в точном соответствии с формулировками или статьями действующего законодательства о труде. Если будет доказано, что неправильная формулировка причин увольнения лишила шофера возможности поступления на работу в другое учреждение или предприятие, . суд может взыскать в пользу шофера заработную плату за вынужденный прогул, но не более чем за 20 рабочих дней.НЕПРИЕМЛЕМОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ«В ненастную погоду щиток колеса ' мотоциклов ИЖ хорошо защищает цилиндр. А вот при безветрии, мне кажется, он препятствует охлаждению. Может быть, следует конструкторам сделать в щитке отверстие, которое устранило бы этот недостаток? В непогоду его можно закрывать козырьком по типу жалюзи». Такое письмо мы получили от К. Бекбулатова из Целиноградской области. Отвечают заводские специалисты. Отверстие в переднем грязевом щитке не улучшит охлаждения цилиндра. Наоборот, такая переделка приведет к интенсивному загрязнению ребер цилиндра ив результате ухудшит его охлаждение. Практика показала, что существующий грязевой щиток на мотоцикле не препятствует охлаждению двигателя, в каких бы климатических условиях он ни работал.«КОЛЮЧИЕ» СИДЕНЬЯ«Почему, когда я выхожу из машины, меня бьет током. — спрашивает читатель Ж. Атаян из Баку. «Москвич-408» совсем новый, чехлы из хлорвиниловой пленки еще не сняты с сидений!» Не надо искать неисправности в системе зажигания ив электропроводке. Опыт показывает, что у новых автомобилей, к ак правило, здесь не бывает дефектов. Все дело в чехлах на сиденьях ив материале, из которого сделана одежда водителя. Когда человек садится на сиденье, покрытое транспортным чехлом, его одежда электризуется и он получает электростатический заряд. Когда же он выходит из машины, его бьет током. Заряд иногда бывает настолько велик, что пробивает воздушный зазор величиной 3 — 4 мм. Достаточно снять транспоотные чехлы — и явления электризации не будет. Рекомендуем сделать простые матерчатые чехлы на сиденья.ДЛЯ«КОЛЫБЕЛЬКИ» «МОСКВИЧА» И «ВОЛГИ»ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ-ВЕТЕРАНОВМного писем приходит в редакцию от владельцев «Москвичей» первых выпусков. Читателя В. Соломина из Северной Осетии, например, интересует, к ак выровнять деформировавшуюся балку передней оси. А Ф. Бессонов из Луганской области и В. Городыский из Молдавии спрашивают. можно ли растачивать блок цилиндров двигателя «Москвича-401» под поршни «Москвича-402». При длительной эксплуатации «Москвичей» моделей «400» и «401» в тяжеМногие читатели спрашивают, какие предприятия будут выпускать опрокидыватели-«колыбельки», о КОТОРЫХ рассказывалось в журнале (1966, № 6; 1967. № 4 и № 9), для автомобилей МЗМА и ГАЗ икак их приобрести. Вслед за Карловским механическим заводом производство опрокидывателей«колыбелек» для автомобилей «Москвич-402», «407» и «Волги» было освоено в Прибалтике. Стоимость опрокидывателя для «Москвича» — 28 рублей, для «Волги» — 48 рублей. Заказать «колыбельки» автолюбители могут через местные магазины, продающие автомобили, которые должны в свою очередь послать запрос Калининградской базе «Роснультторг» по адресу: г. Калининград (обл.), ул. П. Морозова, Д. 115.