30
31
На конгрессеЕжегодный конгресс Международной мотоциклетной федерации в 1967 году проходил в Вене. В его работе приняли участие делегаты более чем тридцати национальных федераций. Подкомитет тоековых гонок рассмотрел и утвердил' календарь чемпионатов мира по гонкам на гаревой и ледяной дорожках. Финал личного первенства мира по гаревым гонкам состоится в Гетеборге (Швеция), а финал командного первенства — в Лондоне. Советской мотофедерации впервые предоставлено право провести финал личного первенства для континентальной зоны. Он будет проходить в Уфе 23 июня. Первенство мира 1968 года по мотогонкам на льду решено проводить по хорошо зарекомендовавшей себя системе, предложенной Федерацией мотоспорта СССР. После двух отборочных встреч в Стерлитамаке (СССР) и Инцелле (ФРГ) гонщики примут участие в четырех финалах — двух в Салавате и двух в Уфе. Помимо наших гонщиков, на старт «ледяного» первенства мира выйдут представители еще одиннадцати стран. Учитывая рост популярности этих соревнований, подкомитет по предложению федерации мотоспорта СССР решил в будущем рассмотреть вопрос о проведении с 1969 года и командного первенства мира по мотогонкам на льду. . Международная туристическая комиссия весьма высоко оценила организацию проведения моторалли ФИМ. Оно оказалось самым представительным за всю историю Федерации — в Москву прибыл 1051 участник. Учтя опыт прошлых лет. комиссия ограничила участие автомобилистов в этом ралли. Они могут составлять теперь не более 25 процентов от общего числа участников. Право проведения очередных ралли предоставлено Италии (1968 г.) и Польше (1969 г.). ' Международная спортивная комиссия утвердила календарь международных соревнований на 1968 год. Командные первенства3 по мотокроссу состоятся в СССР (500 см ) и Швейцарии (250 см3). Спортивным комиссаром ФИМ На кроссе в ШвейЙарии назначен представитель СССР [. Кедров. Комиссия отметила, что проведенное в порядке опыта личное первенство Европы, по двухдневным мотоциклетным соревнованиям полностью себя оправдало. В 1968 году оно будет также состоять из четырех этапов с зачетом по трем лучшим. Как всегда, большое место в обсуждении заняли и проблемы шестидневки. Члены комиссии отмечали, что над этим соревнованием нависла угроза перерождения в арену конкурентной борьбы фирм и потери чисто спортивного характера. В связи с этим принято решение категорически запретить тренерам, механикам и обслуживающему персоналу пользоваться радиопередатчиками во время шестидневки. Разработаны строгие меры наказания спортсменов и команд за нарушение правил соревнований, Международная техническая комиссия с озабоченностью отметила, что на первенстве мира по кольцевым гонкам представлен лишь узкий круг фирм, идущих на создание сверхсложных машин. В связи с этим был разработан ряд технических ограничений. Комиссия заслушала сообщение ФМС СССР о подготовке к изданию международного словаря мотоциклетных технических терминов и приняла решение дополнить этот труд текстами на болгарском и венгерском языках. Генеральный совет (высший орган ФИМ) в заключение конгресса утвердил ряд изменений в Уставе, направленных на дальнейшее развитие демократических норм в Федерации. Совет единодушно принял в члены ФИМ мотоциклетную федерацию Кубы. На пост вице-президента • Федерации впервые избран представитель советской мотофедерации — В. Трамм, а в члены Международной спортивной комиссии вновь избран М. Кедров. В. ГНЕДОВ. член делегации ФМС СССРАВТОМОБИЛИ И МОТОЦИКЛЫУ венгерской автопромышленности более чем полувековая история. Ее пионерами были Я. Чонка и Д. Банки, которые в 1890 и 1893 годах запатентовали четырехтактный двигатель и карбюратор собственной конструкции. Их первая машина увидела свет в самом начале двадцатого века. Однако до установления народной власти сколько-нибудь широких масштабов производство автомобилей в стране не получило. Сегодня Венгерская Народная Респубзопасности тормоза автомобиля сделаны двухкюнтурными, с двумя независимыми системами для передних и задних колес. Колесная база 4000 мм. Интересной особенностью грузовика (который будет выпускаться в 8-тонном и 10-тонном вариантах) является платформа из алюминиевого. листа. Собственный вес 8-тонной машины — 5,3 тонны, а 10-тонной —• 5,45 тонны. Максимальная скорость — 85 км/час. Кроме автомобилей, завод «Чепель»8-тонный грузовик «Чепель Д708».лика располагает развитой автомобильной и мотоциклетной промышленностью. Крупнейшее предприятие страны будапештский завод «Чепель» с 1949 года строит грузовики и дизельмоторы. В настоящее время он выпускает пятитонку «Чепель Д450» и на ее базе несколько модификаций — самосвал, тягач, грузовик в «тропическом» исполнении, пожарный автомобиль (см. «За рулем, 1963 г., J* 10). В 1969—1970 годах завод перейдет на выпуск более современных грузовых автомобилей — трехосных «Чепель Д717»' (см. «За рулем», 1965 г.. № 10) и двухосных «Чепель Д708». Они станут основой большой семьи грузовиков и тягачей. У «Чепеля Д708», который в 1967 году демонстрировался на Будапештской ярмарке, кабина расположена над двигателем. При этом сиденье водителя фактически находится впереди передних колес, благодаря чему удалось пол и кабину сделать относительно низкими. На машине устанавливается шестицилиндровый дизель мощностью 212 л. с . сблокированный с шестиступенчатой коробкой передач. В целях повышения бе-строит четырех- и шестицилиндровые дизели мощностью 95. 125 и 145 л. с. и тракторов. Йля грузовиков, автобусов производство едавно завод освоил шестицилиндровых дизелей с турбонаддувом. Сейчас каждые 18 минут с конвейера «Чепеля» сходит новый' двигатель. Всемирную известность приобрел автобусный завод «Икарус», расположенный в Матьяшфельде. Сейчас 80 процентов его продукции идет на экспорт. Городские «Икарус-620», междугородные' «Икарус-55» можно увидеть и во многих районах нашей страны. Новые автобусы «Икарус-180» сочлененного типа успешно эксплуатируются в Ленинграде. В нынешнем году на Будапештской ярмарке демонстрировалось несколько новых машин из унифицированного семейства автобусов «Икарус» серии «200», выпуск которых начнется с 1969 года. Это семейство состоит из четырех базовых типов: «240» — городской автобус (88 мест, из них 20 для сидения), «250» — междугородный . (56 мест), «260» — городской автобус большой вместимости (122 места, из них 22 для сидения) и «280» — сочлененный трех-Автобус «Икарус» серии «200». С ОСТРОВА ЧЕПЕЛЬосный автобус (164 места, из них 32 для сидения). Изменением планировки салона, числа и типа дверей можно получить около 100 различных вариантов автобусов. Однако у всех моделей очень много общего в конструкции. У них несущий кузов с каркасом, сваренным из труб прямоугольного сечения. Подвеска всех колес пневматическая, с телескопическими амортизаторами и торсионными стабилизаторами поперечной устойчивости. Коробка передач пятиступенчатая, . полностью синхронизированная. На автобусах типов «240» и «250» дизель в 212 л. с. устанавливается сзади, а у типов «260» и «280» _ 192-сильный двигатель «лежит» под полом. Междугородные автобусы . «Икарус» серии «200» развивают скорость 105 км/час,, городские одиночные — 72 км/час, сочлененные — 63 км/час, а их вес колеблется от 13,2 до 25 тонн. Сейчас закончен первый этап реконструкции предприятия, которая будет завершена к 1970 году. Тогда годовая продукция «Икаруса» достигнет 7000 машин и он станет одним из крупнейших в Европе автобусных заводов. Помимо грузовиков и автобусов, венгерская индустрия известна своими специализированными машинами. Прежде всего надо сказать об «Икарусе» серии Д700. Это грузовое шасси с кабиной над двигателем и шестицилиндровым 145сильным дизелем. Такая машина выпускается икак седельный тягач, автоцистерна, цементовоз. Тракторный завод «Вэрэш Чиллаг», кроме своей основной продукции, изготовляет строительные самосвалы «Дутра», хорошо известные у нас. Недавно венгерская автопромышленность освоила выпуск десятитонных карьерных самосвалов «Гэдэллэ-116» взамен прежней модели «Раба-106». Новый самосвал имеет цельнометаллический кузов емкостью 6м3и шестицилиндровый 125-сильный дизель. Освоение разнообразных вариантов новых грузовиков, тягачей, автобусов невозможно без достаточного ассортимента современных двигателей. Поэтому в дополнение к заводу «Чепель» намечено развернуть производство моторов на автоагрегатном заводе в г. Диор. Это будут шестицилиндровые дизели рабочим объемом 9,65 л, развивающие 192 л. с. при 2100 об/мин (с горизонтальными цилиндрами — для автобусов) и 212 л. с. при 2200 об/мин (с вертикальными цилиндрами). Их выпуск начнется в 1969 году, а через несколько лет будет достигнута проектная мощность — 13 тысяч моторов в год. При этом завод останется специализированным предприятием по производству передних и задних мостов, главных передач, рулевых механизмов с гидроусилителем для всех отечественных автомобилей. Он будет поставлять эти узлы и для польских автозаводов. У венгерской промышленности есть характерная черта. Богатые залежи алюминиевого сырья, развитая цветная металлургия позволяют широко использовать в автостроении алюминиевые сплавы. Так, семейство дизелей «Чепель» имеет алюминиевые блоки цилиндров и поршни. Алюминий очень широко применяется в автобусах: завод «Икарус» заказал недавно комбинату в г. Секешфехервар целый ряд новых сплавов, необходимых для перспективной (пока еще безымянной) модели автобуса. В ней алюминий будет использован не только для панелей кузова и внутренней арматуры, но, в значительной мере, и для агрегатов шасси. Много нового ив мотоциклетной промышленности Венгрии. Расширяется завод на острове Чепель, известный своими мотоциклами «Паннония». В 1966 году здесь была выпущена полумиллионная машина. Сейчас завод перешел на модернизированную модель П-10. От известной в нашей стране модели Т-5 она отличается более мощным двигателем (18 л. с ) , новой формой бензобака, рулем, усовершенствованной передней вилкой и переключением передач. Но уже в 1968 году будет освоено производство «Паннонии» модели П-20 с совершенно новым двухцилиндровым двигателем (см. «За рулем. 1966 г., М 6). > Его отличительные черты — два карбюратора, неразъемный картер, генератор переменного тока. Мотор П20 (56x50 мм, 246 см3) намечено выпускать в двух вариантах: степень сжатия 8,5 или 10,5 и мощность 20 или 23 л. с. при 7500 об/мин. Двигатель сблокирован с пятиступенчатой коробкой передач, которую легко демонтировать, не разбирая самого мотора. Машина имеет трубчатую раму типа «дуплекс», более мощные тормоза, усовершенствованную подвеску. Ее максимальная скорость 129 км/час, а расход топлива на скорости 70 км/час — 4,5 литра на 100 км. Одновременно взамен устаревшего 125-кубового мотоцикла «Данувия» завод намерен изготовлять новую модель легкого мотоцикла. Чепельский мотоциклетный завод охотно строит различные спортивные машины, понимая, что поиски нового наиболее целесообразно вести, используя опыт соревнований. Последняя кроссовая модель «Паннония-250» имеет 25сильный мотор и весит 96 кг. Но завод продолжает поиски. Инженер Л. Шаги, много сделавший в области спортивных мотоциклов, ныне экспериментирует с применением мотора типа Ванкель. Ведутся испытания такого двигателя с объемом камер 250 см 3 , имеющего воздушное охлаждение. Сейчас автомобильная и мотоциклетная промышленность Венгрии переживает период бурного роста. Расширяются и реконструируются существующие автозаводы, строятся новые предприятия по производству агрегатов, оборудования, шин. Растет экспорт автобусов, грузовиков, тягачей, мотоциклов. Народная Венгрия заняла видное место среди стран, производящих автомобили и4 мотоциклы. Л. ШУГУРОВ, инженерНаконгрессеЫЬАОсенний, парижский конгресс Международной автомобильной федерации оказался менее представительным, чем всегда. В ходе работы утверждена конвенция между ФИА и ФИМ о разделении сфер спортивной деятельности, принят новый статут Международной спортивной комиссии (КСИ), создана подкомиссия по инспекции существующих гоночных трасс, утвержден спортивный календарь. В 1968 году вновь возрастет число международных соревнований, в частности в социалистических странах. В предстоящем спортивном сезоне будут проведены два чемпионата мира по кольцевым автогонкам — личное первенство на автомобилях формулы 1и первенство «среди марок» на спортивных автомобилях («прототипы» и «большого туризма»). Из соревнований европейского масштаба запланированы три чемпионата Европы: х личное первенство по горным гонкам на спортивных машинах, первенство по ралли — личное и среди заводов, а также два Трофея Европы по кольцевым автогонкам (на машинах-формул 2и 3) и три Кубка Европы (два — по кольцевым гонкам на серийных автомобилях и женским ралли). КСИ — она отныне состоит из 18 человек, избираемых на три года, — ввела несколько новых правил. Так, все изменения в содержании гоночных формул утверждаются и публикуются за два года до их введения. Изменения же в классификации и технических требованиях (приложение «Джи») должны оглашаться за год. Все новшества в положениях о чемпионатах мира и Европы вводятся в действие с первого января соответствующего года, а информация о них представляется за шесть месяцев до вступления в силу. Наконец, спортивная комиссия распространила ранее выработанную формулу эквивалентности рабочих объемов поршневых и роторных двигателей на автомобили всех групп и формул. Проведенные в ' х оде работы конгресса выборы руководящих органов ФИА свидетельствуют о большом авторитете Федерации автомобильного спорта СССР. Советские представители избраны в Комитет ФИА (высший орган Федерации), а также в состав спортивной, технической, картинговой и туристической комиссий. Л. АФАНАСЬЕВ, делегат конгресса ФИА, председатель президиума ФАС СССРРАСТУТ РЯДЫ МАСТЕРОВ СПОРТАЗвания «мастер спорта СССР» удостоены: Автомобильный спорт П. Гулбис (Рига, автомотоклуб); В. Данильчев (Москва, автомотоклуб); Л. Кулдеркнуп, П. Нордберг (Таллин, спортивно-технический клуб «Сыпрус»); О. Харадзе (Тбилиси, автомотоклуб). Мотоциклетный спорт В. Брунис, Э. Янсонс (Рига, автомотоклуб); Ю. Варабин, А. Кралинин (Ковров); В. Герасимов, В. Лапин, С. Набиуллин, Ю. Токарев (Советская Армия): И. Деркевиц (Вентспилс, «Даугава»); В. Дорощенко, В. Пигарев (Ташкент. Советская Армия); В. Дубинин (Новосибирск, «Труд»); А. Клишин (Куйбышев. «Труд»); В. Кожемякин (Барнаул, автомотоклуб); Ю. Ламбоцкий (Ленинград, автомотоклуб): Ю. Масло (Киев, автомоклуб); Г. Моисеев (Вырица, автомотоклуб); В. Москаленко (Полтава, автомотоклуб); Г. Пенязь (Хабаровск, Советская Армия); Ю. Перкер (Таллин, «Калев»); В. Свинко, В. Сомов (Красноярск, автомотоклуб): В. Чекушев (Куйбышев, автомотоклуб); В. Чугунов (Стерлитамак. автомотоклуб); В. Щеглов (Кемерово, автомотоклуб).Автобусный дизель Диорского завода с горизонтальными цилиндрами.Мотоцикл «Паннония П-20».31