блокнот любителям спортаПеременыК итогам чемпионата мира 1967 года по кольцевым мотоциклетным гонкамЗакончился еще один чемпионат мира, который дал богатую пищу для размышлений о будущем кольцевых гонок, их техническом и спортивном содержании. В течение ряда лет на этих популярнейших соревнованиях доминируют японские фирмы. Располагая большими финансовыми и другими возможностями, они добились, можно сказать, сверхвысокой форсировки двигателей. Уже достигнут уровень литровой мощности 860 л. с. Получить такие показатели немыслимо без значительного усложнения конструкции. Так возникли четырех- и ше3 стицилиядровые двигатели с рабочим объемом одного цилиндра 25—40 см . Имеются сведения, что «Хонда» готовит трехцилиндровый двигатель рабочим 33 объемом 50 см (т. е. объем одного цилиндра составляет всего 16,6 см ). Он развивает 20 л. с. при 22 тысячах об/мин. Столь высокая мощность достигается ценой резкого сужения рабочего диапазона чисел оборотов. В результате применение многоступенчатой коробки передач (в данном случае 14-ступенчатой) становится неизбежным. Дальнейшее усложнение конструкции характерно и для двухтактных двигателей. Здесь просто невозможно получить высокие мощностные показатели, не • прибегая к водяному охлаждению. Такое решение позволяет также сократить вдвое падение мощности, составляющее после прогрева двигателя 20 процентов от первоначальной величины. Это характерное для двухтактных моторов явление вызывается повышением температуры горючей смеси и неизбежным уменьшением плотности заряда в процессе продувки. Названные и другие конструктивные меры сделали двигатель современного гоночного мотоцикла крайне. сложным и дорогим механизмом. Именно этим объясняется сокращение числа конкурирующих фирм (и числа гонщиков). Особенно ярко это проявилось в пятидесятикубовом классе, где машины «Сузуки» имели подавляющее превосходство над соперниками и не только выиграли все семь этапов, но в четырех гонках завоевали все призовые места. Чтобы вернуть чемпионатам мира былую представительность, Международная федерация мотоспорта на своем конгрессе в конце прошлого года вынуждена была приостановить дальнейшее конструктивное усложнение мотоциклов. С 1968 года число цилиндров будет ограничено двумя (для пятидесятикубовых машин) и с 1970 года для машин всех классов, а количество передач — шестью. Однако, это в общем-то правильное со спортивной точки зрения, решение не может зачеркнуть тех технических достижений, которых добились создатели гоночных машин. В представленных на гонках 1967 года уникальных мотоциклах воплощены конструктивные новшества, имеющие большой технический интерес. Рассмотрим конструктивные особенности некоторых мотоциклов по классам. Класс 50 см 3 . Бесспорное превосходство осталось за «Сузуки» с двухцилиндровым двухтактным двигателем, развивающим мощность 18 л. с. при 17 000 об/мин. Двигатель снабжен водяным охлаждением с принудительной циркуляцией воды. Вес мотоцикла составляет 63 кг, а максимальная скорость доходит до 172 км/час. Класс 125 см 3 . Сильнейшим здесь оказался мотоцикл «Ямаха» с двухтактным четырехцилиндровым двигателем — двумя двухцилиндровыми моторами на общем картере. Коленчатые валы соединены шестернями. Одна пара цилиндров расположена горизонтально, вторая -г- под углом вверх. Охлаждение водяное. Каждый цилиндр снабжен самостоятельным карбюратором, причем процесс впуска управляется вращающимися дисковыми золотниками. Они установлены на наружных шейках обоих коленчатых валов, а шестерни отбора мощности расположены на их средней части. Двигатель сблокирован с 14-ступенчатой коробкой передач. Его мощность достигает 43 л. с. при 17 800 об'мин. (а в отдельных случаях 45 л. с ) . Из 12 этапов чемпионата «Ямаха» выиграла 10 этапов. Несколько ниже динамические качества мотоцикла «Сузуки» с двухтактным двухцилиндровым двигателем водяного охлаждения, развивающим 37 л. с. при 14 000 об/мин. Его трансмиссия имеет «только» 10 передач, а весит он 95 кг. Эта марка первенствовала лишь в двух этапах. Из совершенно новых мотоциклов в данном классе заслуживает внимания «Ява» с двухтактным двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения. В его конструкции предусмотрена возможность полностью разбирать каждый кривошипный механизм, не демонтируя другой. Это очень удобно для контроля за состоянием деталей и их замены и, кроме того, позволяет проводить испытания и доводку двигателя с полным отключением одного цилиндра. Мощность30 л. с. при 14 000 об/мин. Класс 250 см 3 . Здесь было больше конкурирующих фирм и несколько более однородный состав участников. Однако на звание чемпиона претендовали только «Хонда» и «Ямаха». Между ними шла борьба, что называется, не на жизнь, а на смерть, от первой до последней гонки. У «Хонды» — представителя «четырехтактного лагеря» — рядный шестицилиндровый двигатель воздушного охлаждения (60 л. с. при 16 500 об/мин.), стоящий поперек рамы. У «Ямахи» же V-об-Двигатель мотоцикла «Сузуки» класса 60 см'. Водяной насос (слева) приводится во вращение от коробки передач.Двигатель мотоцикла «Ява» класса 125 см3. Распределением смеси управляют дисковые золотники, установленные на левой стороне двигателя.Гоночный мотоцикл «Ямаха» 250 смЗ (обтекатель снят). Гоночный 500 смЗ. мотоцикл «Хонда»классакласса28