Новости, события, фактыВозвращаяськнапечатанномуШКОЛЬНИК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ АВТОМОБИЛЬОПЯТЬ «КОМЕТА»На этом снимке запечатлен один из эпизодов финального матча на Кубок журнала «За рулем» (Кубой СССР) по мотоболу, который состоялся в г. Усть-Лабинске Краснодарского края. Здесь «скрестили оружие» старые соперники — элистинская «Комета» и черкесский «Домбай», который в 1967 году стал чемпионом СССР и победил втурнире сильнейших клубных команд Европы. Встреча между нашими ведущими коллективами венчала насыщенный большим количеством соревнований мотобольный сезон.Фото В.ДиденкоЭлистинскую команду, составленную наполовину из молодежи, не смутили громкие титулы противника. Она играла острее и свежее и заслуженно выиграла интересный и трудный матч, изобиловавший острыми моментами у тех иу других ворот. Атана следовала за атакой, удар — за ударом. Счет мог быть и5 : 5 , и 5 : 6 , и 6 : 5 . Когда же истекли 80 минут основного и 20 минут дополнительного времени, на табло таки сохранились нули: отлично сыграли вратари, несколько раз удары отражала штанга. Тогда в соответствии с положением судьи назначили по три одиннадцатиметровых удара, которые должны были пробить по очереди нападающие обеих команд. Элистинские форварды дважды пораж ают цель. Теперь очередь за черкесцами. Первый удар они предоставляют опытному Владимиру Громову. Но он проигрывает единоборство вратарю — девятнадцатилетнему Николаю Белявцеву. Второй мяч идет мимо цели. Судьи отменяют третий удар и фиксируют счет 2:1 в пользу «Кометы», во второй раз подряд завоевавшей почетный трофей. Приветствуемые семью тысячами зрителей, элистинсние спортсмены покидают поле с Кубком. Победители выступали в таком составе: Николай Белявцев, Валерий Резников, Василий Кравцов — Дмитрий Чудиков — Виктор Гусаренко, Валерий Кузыченно.е. Усть-ЛабинскРЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВЕНСТВ СССР 1967 ГОДА ПО МОТОСПОРТУМотогонки на гаревой дор ожке — матчевые гонки клубных команд: 1. «Башкирия»; 2. «Салават»; 3. «Нева».1. А. Раутенфельд и А. Портнягин (РСФСР); 2. В. Калныньш и Т. Калныньш; 3. А. Зирнис и К. Клявиньш (оба Латвийская ССР). 7 50 смз сколяс ­ ками: 1. Г. Мотов и А. Сибирцев; 2. Ю. Соколов и В. Д рожжин ; 3. И. Ш ипи цын и В. Черняков (все РСФСР). 2 50 см>: 1. В. Арбеков; 2. Е. Петушков; 3. А. Кралинин (все Москва). 5 00с м>: 1. Г. Драугс; 2. А. Клявиньш (оба Латвийская ССР); 3. И. Григорьев ( У краинская СССР).Мотокросс — личный зачет. 12 5 см 3 : 1. А. Савельев (Москва): 2. П. Рулев; 3. Г. Севостьянов (оба Ленинград). 3 50 емз сколясками :Мысли, высказанные Пятрасом Римкявичюсом в статье «Школьник хочет стать шофером» («За рулем», 1967, N° 7), правильно и точно отражают настоятельную необходимость широкого приобщения школьников к автомобильному делу. Тяга современной молодежи вообще, а старшеклассников в особенности, к изучению автомобиля и мотоцикла — огромна. И это понятно. Придет юноша в армию — ему непременно доведется встретиться с техникой. А кто из молодых людей не мечтает за рулем автомобиля совершить путешествие! Ведь туризм, пробеги по живописным и интересным местам нашей необъятной Родины становятся явлением массовым. Кем бы ни стал нынешний выпускник средней школы — инженером, геологом, строителем, агрономом, военнослужащим — он обязательно будет связан в той или иной степени с механическим транспортным средством — служебным или личным. Если даже школьник и не станет шофером-профессионалом, знать автомобиль, уметь управлять им — жизненная для него необходимость. Прошедшим летом мне приходилось встречаться с выпускниками нашей средней школы № 170, моими бывшими учениками. В школе они изучали автомобиль. Разумеется, я не мог не поинтересоваться их дальнейшей приверженностью к этому делу. И вот что узнал. Володя Сухорученков и Саша Пивченко — сейчас профессиональные шоферы. Саша Осипович еще перед призывом в армию окончил краткосрочные курсы дизелистов и пошел служить в Советскую Армию в качестве водителя спецмашины. Иосиф Вургарт продолжает учебу в Новосибирском автотранспортном техникуме. Володя Кочетов работает на мотороллере в торговой организации и стал хорошим спортсменом — был чемпионом города по мотокроссу среди юношей, а теперь увлекся гонками по гаревой дорожке. Ныне он один из лучших гонщиков города, член спортивной команды «Сибирь» местного автомотоклуба, участник первенства СССР. Саша Будников — рабочий на заводе, но на своем семейном автомобиле он — основной водитель, наездил тысячи километров, обслуживает и ремонтирует машину своими руками. Сергей Станков, Юрий Демидов, Михаил Старцев и другие их одноклассники учатся в институтах, но ни один из них не расстается с мечтой об автомобиле. Таков век! Вспоминается примечательный случай. На выпускном вечере восьмиклассников директор нашей школы пообещал своим питомцам: может быть, в девятыхдесятых классах по курсу трудового обучения познакомитесь с автомобилем. Всплеск аплодисментов был ему ответом. Даже у девчонок загорелись глаза. И пришлось-таки директору сдержать слово. По совместительству я выполняю обязанности преподавателя автодела ив средней школе № 52. Здесь, мне кажется, условия, если и не идеальные, то сравнительно хорошие для приобщения юношей к автомобилизму. Все ученики — мальчики девятых-десятых классов — изучают автомобиль. Это созвучно с нашей эпохой — эпохой моторов. В школе есть свой учебный автомобиль ГАЗ-51 с опытным инструктором — шофером первого класса В. А. Крохиным. И хорошая традиция — из стен школы вышло несколько десятков юношей с удостоверением шофера-профессионала. В течение учебного года ребята по учебному плану изучают устройство автомобиля, осваивают его техническое обслуживание и ремонт, правила движения транспорта, а девятиклассники в конце учебного года уходят на месячную практику в автохозяйство, которым руководит тов. Старостин. В этом хозяйстве хорошо принимают ребят, прививают им любовь к шоферскому труду, труду авторемонтников. Все выпускники, таким образом, хорошо знают автомобиль, умеют управлять им как заправские шоферы. Случись где-нибудь и когда-нибудь в жизни нужда в водителе, каждый из них может занять его место. Это чрезвычайно важно как для народного хозяйства, так и для обороны страны. Но вот беда — не хватает ребятам одного года возраста, чтобы сдать экзамен в ГАИ и ПОЛУЧИТЬ удостоверение шофера (венец обучения!), как было раньше с их предшественниками-одиннадцатиклассниками. Законно встает вопрос: не пора ли пересмотреть возрастной ценз, хотя бы для школьников? Повторяю: тяга школьников к овладению автомотоделом огромна. Этот порыв нужно не гасить, а развивать. Тем более, что теперь, по новым программам, можно вести такое обучение в школах не только в порядке кружковой работы, но и по общешкольному учебному плану — факультативно, на что отпускается 2 часа в неделю, следовательно, 70 часов в год, плюс месячная практика, которую можно использовать для этих целей. Разумеется, практику по вождению автомобиля надо проводить вне классных часов. Думается, что идти навстречу интересам ребят должны три ведомства: органы просвещения, госавтоинспекция и организации ДОСААФ. Цель — благородна, это веление времени, и стоит не пожалеть для ее достижения ни энергии, ни средств. г. Новосибирск Ф. КУЗНЕЦОВ. учитель автодела средней школы М 17012