СТРОКИТЕХНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИЧитаем характеристику дальше. База автомобиля и радиус поворота. Что это такое? База — это расстояние между осями передних и задних колес. Радиус поворота — это наименьший радиус окружности, по которой перемещается та или иная точка автомобиля при наиболее крутом повороте. Маневренность оценивают по двум радиусам — наружного (по отношению к центру поворота) переднего колеса и крайней точки переднего буфера. Если известна длина базы и если учесть, что угол поворота колес у большей части автомобилей соответствует примерно 30 градусам, то всегда нетрудно приблизительно подсчитать радиус поворота. Для осевой линии автомобиля он был бы вдвое больше базы, так как представлял бы гипотенузу прямоугольного треугольника, у которого база является катетом, лежащим против угла в 30 градусов. Чтобы получить радиус поворота колеса, остается добавить половину величины колеи, то есть расстояния между серединой следов левого и правого колес. Удвоенная величина радиуса поворота колеса показывает ширину проезжей части, а радиуса по крайней точке — ширину проезда, достаточную для разворота автомобиля без применения заднего хода (рис. 7). Теперь мы подошли к колее. У многих автомобилей передняя и задняя ко ­ леи не одинаковые. То заднюю делают уже, чтобы придать кузову обтекаемую форму, то ее, наоборот, расширяют, чтобы лучше разместить сиденье между кожухами колес. Обычным автомобилям не часто приходится ездить по плохим дорогам с глубокими колеями, поэтому совпадение колеи всех колес не имеет для них большого значения. Для автомобилей же высокой проходимости такое совпадение необходимо, чтобы при движении по снегу и рыхлому грунту не нужно было прокладывать вторую колею задними колесами. По этой причине задние колеса таких машин не делают сдвоенными. Дойдя до строк о весе автомобиля, мы сталкиваемся с терминами «сухой», «собственный» и «полный». Сухим называется вес самой конструкции автомобиля, без полезной нагрузки, воды в системе охлаждения двигателя, смазочных масел, топлива в баке, комплекта инструмента, запасного колеса. Собственный вес (иногда его называют еще весом в снаряженном состоянии) — это вес с учетом заправки и снаряжения, только без нагрузки. Он наиболее полно характеризует автомобиль в весовом отношении, так как полный вес (вес снаряженного автомобиля с нагрузкой) можно легко определить, зная грузоподъемность или вместимость автомобиля (вес одного человека принимается равным в среднем 75 килограммам и ему «разрешается» взять с собой 10 ки ­ лограммов багажа). Например, полезная нагрузка четырехместного легкового автомобиля составляет (75 + 10) X 4 = «= 340 кг. Если его собственный вес равен тонне, то полный — 1340 кг.6Раскройте любую книгу с описанием автомобиля или инструкцию по уходу за ним, и вам прежде всего бросится в глаза его техническая характеристика. Она может показаться скучной. В действительности же ее краткие сухие строки содержат много интересного. Обратимся к помещенной здесь в качестве упрощенного образца характеристике «Москвича-408». Мы видим в ней, кроме знакомых нам или не требующих особых пояснений данных о числе мест и типе кузова, рабочем объеме и мощности двигателя, скорости и габаритах (длине, ширине, высоте) автомобиля, еще и колесную формулу, данные о расположении двигателя и ведущих колес; базе, радиусе поворота и колее; весе машины и его распределении; типе двигателя и трансмиссии; размерах шин; расходе топлива и времени разгона (динамике). Что означает каждая строка? Колесная формула: 4 X2 (или 4X4 , 6 X4 , 6X6). Первая цифра показывает число колес у автомобиля (4 или 6, причем сдвоенные колеса грузовых автомобилей считаются как одно), вторая — число колес, к которым подводится усилие от двигателя. Все легковые и грузовые автомобили общего назначения построены по формуле 4x2 ; у двухосных автомобилей высокой проходимости оба числа — одинаковые, то есть привод от двигателя осуществлен на все колеса. Формула 6X4 относится к трехосным автомобилям с двумя ведущими осями (рис. 5). Знания колесной формулы было бы достаточно, чтобы представить себе строение любого автомобиля, если бы все они были сделаны по одной схеме. Но конструкторы в поисках наилучшего решения создали несколько схем расположения главных частей автомобиля. Двигатель устанавливают спереди или сзади кузова (у грузовых автомобилей и автобусов также под полом), продольно или поперечно, а привод от него осуществляют то на передние, то на задние колеса. Наибольшее распространение на легковых автомобилях имеют следующие схемы (рис. 6): — двигатель продольно спереди, ведущие колеса задние; — двигатель продольно сзади, ведущие колеса задние; — двигатель продольно спереди, ведущие колеса передние; — двигатель поперечно спереди, ведущие колеса передние. Первая, так называемая «классическая» схема применена на большей части автомобилей. В последние годы получают признание конструкции, выполненные по остальным схемам, особенно по последней. Она дает отличную устойчивость автомобиля и хорошее использование его пространства, но несколько ограничивает маневренность и проходимость. Окончание. Начало — в № 1 журнала , 1968 г.5. Схема автомобилей с различной колесной формулой. 6. Примеры компоновки двигателей и ведущих колес легковых автомобилей.КАКИЕБЫВАЮТ дизель, упоминается степень сжатия. Все ТАК ВЫГЛЯДИТ эти данные, казалось бы, не очень нужТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ны потребителю автомобиля — лишь бы АВТОМОБИЛЯ «МОСКВИЧ-408» двигатель безотказно работал и давал записанные в его характеристике мощность и крутящий момент. Но нет! Затронутые здесь особенности двигателя говорят об ином, и прежде всего — о том, какое топливо необходимо для данного двигателя (см. статью «Автозакрытый, Кузов мобильные бензины» — «За. рулем», четырехдвер1967, № 7). Для дизеля — специальное, ный, несущий «дизельное». Для четырехтактного кар4—5 Число мест бюраторного двигателя — бензин. Для 4X2 , ведуКолесная формула двухтактного карбюраторного — смесь щие—задние бензина и смазочного масла. Чем выше Расположение двигателя переднее указанная в характеристике степень сжаМодель и тип двигателя МЗМА-408, тия,' тем большим должно быть так накарбюраторзываемое октановое число топлива. Оно ный четырехопределяет способность бензина сготактный, четырать в цилиндрах двигателя без детонарехцилиндроции — самопроизвольно возникающевый го от сжатия воспламенения. Число 1,36 Рабочий объем, л степени сжатия показывает, во сколько 7,0 Степень сжатия раз сокращается объем цилиндра и каМаксимальная мощмеры сгорания, когда поршень прихо50,0 ность, л. с. дит в верхнюю точку своего хода. Максимальный крутяВ строке, относящейся к трансмиссии, 9,3 щий момент, кгм Габаритные размеры, мм 4090X1650X стоят слова: трех- (или четырех-, пяти-) Х1440 ступенчатая, механическая или автоматиКолея, мм ческая коробка передач, с синхронизаторами на таких-то передачах. Автома1237 передних колес тическая трансмиссия значительно об ­ 1227 задних колес 2400 База, мм легчает управление автомобилем: не Радиус поворота по нужно переключать передачи для разгона или при езде по тяжелой дороге, колее нажимать на педаль сцепления (ее в внешнего переднего этом случае вовсе нет). Но автоматиче5,0 колеса, м ская трансмиссия — пока еще сложный, Дорожный просвет Охлаждается двигатель либо жидко ­ деликатный и дорогой механизм. Уве178 (клиренс), мм стью, либо воздухом. В обоих случаях личение числа передач дает водителю Свесы, мм имеется вентилятор, который просасыбольший выбор, позволяет более полно 675 передний вает воздух между трубками радиатора использовать возможности автомобиля 1015 задний (жидкостное охлаждение) или гонит кв различных условиях движения. А на990 Собственный вес, кг цилиндрам (воздушное охлаждение). личие синхронизаторов обеспечивает Полный вес, кг 1330 В новейших конструкциях вентилятор легкое и бесшумное включение той или в том числе: устроен так, что его вращение регулииной передачи. Сведения о трансмиссии 640 на переднюю ось руется автоматически в зависимости от дают понятие об удобстве управления 690 на заднюю ось температуры двигателя. О н даже может данным автомобилем. Контрольный расход останавливаться. Ведь, пока температутоплива при скорости Шины характеризуются двумя размера двигателя не подошла к верхнему 6,5 40 км/час, л/100 км пределу, вентилятор не нужен, а на его рами, выраженными в дюймах (по стаМаксимальная скорость, рой, но еще действующей системе работу расходуется часть мощности. 120 км/час обозначения) или в миллиметрах (по Что лучше — жидкостное или воздушновой системе). Например, для шин авВремя разгона до ное охлаждение? Нелегкий вопрос. Без37,5 100 км/час, сек. томобиля «Москвич-408» — 6.00—13 или условно, отказ от радиатора и от за150—330. Первое число — это диаметр четырехстуКоробка передач полняющей систему охлаждения жидко ­ поперечного сечения шины, второе — пенчатая с синсти облегчает автомобиль. Считалось, диаметр колесного обода. В развитии хронизаторами что воздушное охлаждение — и более автомобилей наблюдается закономерна II, III и IV надежное, так как не связано с водой, ное уменьшение наружного диаметра передачах которая зимой может замерзнуть. Но шины и, особенно, ее обода при одно6.00—13 Шины теперь все чаще вместо воды применявременном некотором увеличении диают незамерзающую жидкость — антиметра сечения. Например, д о войны все фриз (поэтому систему охлаждения телегковые автомобили имели колеса с перь называют жидкостной, а не водяободами 17 и более дюймов, теперь ной). Двигатель жидкостного охлаждедиаметр уменьшился до 15—12, а на ния — менее шумный. Его достоинство некоторых машинах даже до 10 дюй ­ также в том, что жидкость сохраняет мов. Умеренный диаметр обода свиделя нередко указывается несколько знатепло, в холодное время года поддертельствует об общем современном чений расхода: «на шоссе» или «контживает остановленный двигатель некоуровне конструкции автомобиля, о плаврольный», «эксплуатационный», «норма торое время в нагретом состоянии. Это ности его хода, высокой подвижности и расхода», а иногда еще «минимальный» тепло можнос успехом использовать даже о просторности кузова (колесные и «автострадный». В наших технических для обогрева кузова, тогда как при возкожухи занимают в кузове мало места). характеристиках, как правило, указыдушном охлаждении, как правило, треОднако «маленькие» шины могут ухудвают «контрольный» и «норму расхода буется дополнительный отопитель. Как шить проходимость автомобиля. топлива» для данного автомобиля. видите, плюсы есть у обеих систем. Контрольный — это тот максимальный Мыуже говорили о расходе топлива. В характеристике двигателя фигурирасход, который, должен показать исНо нужно обратить внимание на то, что руют и такие термины — карбюраторправный автомобиль при определенной в технической характеристике автомобиный, четырехтактный (или двухтактный), скорости. Поэтому всегда указывается, при какой скорости он получен. Например: контрольный расход у «Запорожца» — 5,5 л/100 км при скорости 40 км/час, а норма расхода для «Запорожца» — 7,3 л/100 км . Это то, чтоРаспределение веса важно с точки зрения устойчивости автомобиля, его проходимости и равномерности износа Конструкторы стремятся к более шин. равномерному распределению веса. Наилучшее распределение — у автомобилей «классической» схемы. У них большая часть веса двигателя приходится на передние колеса, а пассажиров заднего сиденья и багажа — на задние, в то время как вес остальных частей машины делится примерно поровну. У автомобиля с двигателем сзади больший вес приходится назад, у переднеприводного автомобиля — вперед. Двигатели бывают рядные, V-образные и горизонтальные (тоже рядные или оппозитные). У первых цилиндры стоят в один ряд вдоль вала двигателя (иногда рядные двигатели делают с наклонными цилиндрами, что снижает высоту и позволяет лучше использовать подкапотное пространство). У вторых — в два ряда под углом в 90 или 60 градусов. В этом случае двигатель сложнее по конструкции, но короче и легче. Число цилиндров колеблется, за редкими исключениями, от четырех до восьми. Двигатели с горизонтальными цилиндрами получили распространение недавно. Их преимущество — малая высота, что дает возможность разместить двигатель под полом кузова (автобусы, грузовые автомобили), понизить центр тяжести автомобиля, улучшить его устойчивость. У оппозитных двигателей цилиндры лежат в два ряда, один против другого.АВТОМО БИЛИ2. «За рулем» № 29