Фото С.УрусоваКрутящий момент передается к колесам через сцепление, коробку передач, раздаточную коробку, бортовую передачу и колесный редуктор. Сцепление — двухдисковое, сухое, с периферийным расположением нажимных пружин. Привод управления сцеплением гидравлический. Это значительно облегчает работу водителя в тяжелых дорожных условиях. Коробка передач крепится через картер сцепления к картеру маховика. В ней пять передач вперед, причем прямая — пятая. Все шестерни (кроме шестерен первой передачи и передачи заднего хода) — косозубые, постоянного зацепления. Передачи переключают при помощи специального дистанционного привода управления, а два синхронизатора обеспечивают безударное включение. В автомобиле имеются две переходные коробки (раздаточные) — по одной на каждый борт. Это одноступенчатые редукторы, служащие в качестве привода от коробки передач к бортовым передачам и, в случае необходимости, разъединяющие их. Управляется переходная коробка специальным рычагом. Далее крутящий момент сообщается на колеса под прямым углом к продольной оси автомобиля бортовыми передачами. По конструкции они представляют собой одноступенчатые понижающие конические редукторы. Колесные редукторы — пары прямозубых цилиндрических шестерен, установленные в литых картерах, — позволили значительно увеличить дорожный просвет. ЗИЛ-135 может переезжать овраги и канавы. Для этого передние и задние колеса установлены на большем расстоянии от средних колес, нежели средние между собой. Поворачиваются не только передние, но и задние колеса. Такая схема дает возможность значительно уменьшить радиус поворота и снизить сопротивление повороту на деформируемых 'грунтах. Ведь в этом случае автомобиль прокладывает всего четыре колеи, а не восемь (рис. 2). Рулевое управление снабжено гидравлическими усилителями. Тормозная система состоит из колесных тормозов с пневмогидравлическим приводом и трансмиссионного (стояночного) тормоза с механическим, ручным приводом. Колесные тормоза колодочного типа установлены на колесных редукторах всех восьми колес. Стояночный Тормоз — также колодочный и устанавливается на первой (по ходу) передаче каждого борта. Передние и задние колеса имеют независимую торсионную подвеску, снабженную амортизаторами двойного действия, а средние четыре колеса крепятся к раме жестко. ЗИЛ-135 — отличный вездеход, он по проходимости не уступает гусеничным машинам, а в известных условиях и превосходит их. Опыт эксплуатации показал его высокую экономическую эффективность. С. ВОЛЬСКИЙ, инженер, В. ГУСЕВ, кандидат технических наукДЛЯ СЛУЖБЫ ЗДОРОВЬЯ03. В привычный шум города врывается звук сирены. Желтый свет на перекрестках. Подняты жезлы дирижеров уличного движения — орудовцев. Послушно замерли железные ряды автомобилей. 031 И, чуть кренясь на поворотах, пролетают машины с мигающей желтой лампой и красными крестами. Скорая медицинсная. Порой от секунды зависит жизнь человека. Нужно торопиться. Бригады врачей оснащены самой современной техникой. Лечебной и автомобильной. Недавно отряд машин скорой помощи пополнился автобусом «Юность» — ЗИЛ-118М (в «медицинсной» модификации). Этот автобус — лауреат международного конкурса 1967 года в Ницце — обладает рядом качеств, особенно важных для «снорой. помощи».Грузоподъемность, кг Ваза, мм Колея, мм Максимальная скорость (по дороге сусовершенствованным покрытием), км/час л. с. Мощность каждого двигателя, ~ ~ . fi Крутящий момент, ,, ^ • п ри об/мин. Размер шин Давление воздуха вшинах (регулируется), кг/см 1 : п ридвижении по мягкимгрунтамвусловияхбездорожья по дороге сусовершенствованнымпокрытием9000 6300 2300 70 180/3200 47,5/1800 16,00—20 0,5 2,2Мощный 150-сильный двигатель — высокая скорость и отличная динамика. Просторный салон — возможность свободного размещения всех необходимых медицинских аппаратов, оборудования и персонала. Машина не громоздка, отлично вписывается в поток транспорта, маневренна. Плавность хода, обеспеченная современной эластичной подвеской, позволяет проводить сложные хирургичесиие операции во время движения. Да, мы не оговорились, операции. ЗИЛ-118М — операционная на колесах. Средняя часть крыши автобуса сделана подъемной. Когда она в верхнем положении, хирурги могут свободно стоять вокруг операционного стола и работать. Стол поднимается и поворачивается так, как требуется по ходу операции. Он освещен новейшими бестеневыми светильниками. Предусмотрено все. Борьбу за жизнь можно начинать немедленно. ЕЩе в пути. Ведь минуты, нужные для доставки в больницу, становятся иногда решающими. Автомобилестроители нашего старейшего завода — ЗИЛа — сделали отличный подарок службе здоровья.15