О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМДорогая редакция! Я служу в строительном подразделении. У меня и некоторых моих товарищей есть возможность изучить автомобиль, стать водителями-профессионалами. Некоторые воины-шоферы хотят повысить классность. Но какприсваивается военнослужащим квалификация водителя автомобиля, мы в точности не знаем. Просим помочь нам в этом деле. Такое письмо мы получили от военнослужащего К. Холода. Отвечает на него полковник С. Сабодахо. Порядок присвоения квалификации водителя-профессионала военнослужащим мало чем отличается от общепринятого у нас в стране. Для этого надо иметь образование не ниже 7 классов и состояние здоровья, отвечающее установленным требованиям. Конечно, необходимо пройти обучение по программе водителя III класса и получить по месту обучения соответствующее свидетельство. Присваивает военнослужащим квалификацию водителя-профессионала и выдает удостоверения на территории СССР Государственная автомобильная инспекция (ГАИ), а в группах войсн за границей — военная автомобильная инспекция (ВАИ), которая выдает удостоверения общесоюзного образца, действительные на всей территории СССР. Разумеется, ГАИ (ВАИ) проверяет у военнослужащих знание правил движения и навыки вождения машин. В свидетельстве делается отметка о выдаче удостоверения на право управления автомобилем, при этом свидетельство остается на руках у военнослужащего и изъятию не подлежит. Что касается повышения квалификации водителя в армии, то здесь есть немало особенностей. Одна из них заключается в том, что обучение по программе водителя II класса организовано не в шнолах или учебных подразделениях, а непосредственно в системе боевой подготовки войск. В 'Воинских частях и учреждениях занятия планируются таким образом, чтобы за время действительной службы каждый военнослужащий полностью изучил программу II класса и получил возможность повысить квалификацию. Подготовка на II класс экстерном в армейских условиях не допускается. Воин-шофер должен пройти курс обучения по установленной программе, сдать экзамены 1 получить соответствуИ ющее свидетельство. Но, чтобы получить право на обучение и экзамены, он должен иметь высокие показатели в эксплуатации закрепленного за ним автомобиля и содержать его в хорошем техническом состоянии, не допускать нарушений воинсной дисциплины, в совершенстве владеть техникой вождения, не иметь в течение последних трех лет нарушений правил движения, которые повлекли за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав. И, наконец, необходимо иметь стаж работы в качестве водителя автомобиля III класса не менее трех лет (для получения I класса необходим стаж в качестве водителя II класса не менее двух лет). Водителям, награжденным одним из нагрудных знанов «Отличнин Советской Армии», «Отличник Военно-Морского Флота», «Отличнин Военно-Воздушных Сил», «Отличник военного строительства», стаж работы для присвоения очередного класса квалификации сокращается на один год. При этом не надо смешивать, как это иногда бывает, военнослужащих, награжденных нагрудными знаками, и отличников боевой и политической подготовки, не награжденных знаками. Дело в том, что на последних льготы по сокращению стажа работы не распространяются. Если водитель работал на машине до призыва в армию, то при наличии подтверждающих документов (трудовой книжки , справки) это время засчитывается ему в общий стаж работы. Экзамены принимают военные квалификационные комиссии (ВКК) гарнизонов. Они проводятся, как правило, в конце летнего и зимнего периодов обучения. Установлена определенная последовательность их сдачи по предметам: устройство и эксплуатация машин, правила движения транспорта, вождение. Первые два экзамена проводятся по билетной системе, экзамен по вождению — это выполнение одного из контрольных упражнений курса вождения. Если военнослужащий не выдержал один из экзаменов, н сдаче следующего он не допускается. Повторный энзамен ему назначается не ранее чем через 10 дней. Свидетельство выдается тем, кто сдал экзамены по всем предметам с оценкой не ниже «хорошо». Но наличие свидетельства еще не дает военнослужащему права считать себя водителем II класса. Эту квалификацию ему может присвоить своим приказом только командир воинской части (начальник учреждения, учебного заведения, предприятия). Номер и дата приказа заносятся в свидетельство, которое заверяется печатью и подписью председателя ВКК и командира части. Свидетельство является приложением к удостоверению на право управления автомобилем, и его необходимо постоянно иметь с собой водителям, работающим на автобусах, автомобилях скорой медицинской помощи, пожарных, а также машинах, снабженных звуковым сигналом типа «сирена». За квалификацию водителя II иI класса денежное вознаграждение водителямвоеннослужащим не выплачивается. При увольнении военнослужащего в запас или переводе из одной части в другую свидетельство Iи II классов остается у него и присвоенная ему квалификация сохраняется. право лишать водителей квалификации II иI класса командирам частей и ВКК не предоставлено. За неудовлетворительное содержание автомобиля, за недисциплинированность, нарушение правил движения, использование автомобиля не по назначению и другие нарушения командир части своим приказом может отстранить водителя от управления автомобилем. В этом случае удостоверение остается у водителя. Оно может быть изъято только Госавтоинспекцией (за. границей — ВАИ) по представлению командира части. Нужно отметить, что веяние справки, которые иногда выдаются взамен свидетельств, особенно ногда военнослужащие находятся вне мест постоянной дислокации воинских частей, силы не имеют и не могут служить основанием для получения квалификации II иI класса.САМОПРОИЗВОЛЬНОЕ ВЫКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧИ«Объясните, почему на моем мотоцикле «ИЖ-Планета» с амопроизвольновыключаетсявторая передача?» — с таким вопросом обратилсяв редакцию Н. К райневизЛенинграда . Отвечают инженерыИжевского завода. Причина, очевидно, в недостаточном зацеплении кулачков шестерен вследствие износа или скола их кромок. А может быть, сработалась вилка переключения. Для устранения неисправности необходимо заменить детали и отрегулировать осевое перемещение вторичного вала, которое должно быть в пределах 0,4 — 0,6 мм. Для этого первичный вал подают вправо легкими ударами по обойме подшипника и устанавливают одну-две регулировочные шайбы (наружный диаметр 47, внутренний — 38, толщина — 0,30,5 мм) между наружной обоймой подшипника и стопорной пластиной. Эту операцию выполняют после сборни коробки, то есть после установки крышки на место и затяжки винтов. Барабан муфты сцепления при этом снимают.НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО«Почему нашаавтомобильная промышленность не выпускает легковые автомобили с кузовом типа «кабриолет»? Мне кажется , т акойавтомобильбылбыпрощевпроизводствеи удобнее вэксплуатации » , — п ишет читатель военнослужащий М. Гладченко. Отвечает на этот вопросглавныйинженер Главного управления по производству легковых автомобилей и автобусов Министерства автомобильной промышленности СССР Л. Рождественский. Подавляющее большинство потребителей предпочитает закрытый кузов, к ак более прочный, герметичный, безопасный при авариях, хорошо сохраняющий тепло и т. п. По этой причине выпуск автомобилей с открытым кузовом нецелесообразен. Напомним, что в свое время было прекращено производство открытых автомобилей «Моснвич» и «Победа» — на них не было спроса. За рубежом также в основном выпускаются легковые автомобили с закрытым кузовом. Раздвижная же крыша применяется на очень ограниченном числе моделей.СОВМЕСТИМЫ ЛИ шины РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ?В. П. Б ыковизПервоуральска спрашивает, можно ли эксплуатировать автомобиль «Волга» с шинами 6,70 — 15 напереднихиР175 — 1 5назадних колесах. Отвечают заводскиеконструкторы . Такая установна шин вполне допустима. Не рекомендуется только ставить разные шины , имеющие различные радиусы качения (в данном случае 6.70 —15 и Р175—15) на правое и левое колеса. Совмещение шин разных размеров на задней оси может послужить причиной преждевременного износа дифференциала, на передней — затруднит управление автомобилем.ГЕРМЕТИЧНОСТЬКУЗОВАЧитателя Э. Кехтера из Восточно-Каз ахстанской области интересует, к акпроверить и, если понадобится, улучшить герметичностькузова «Москвича-408». Должная герметичность кузова достигнута, если дверные уплотнители прилегают к проемам по всему периметру. Это легко проверить, натерев мелом гребешок губчатого уплотнителя и плавно закрыв дверь. По следу мела на проеме можно судить об уплотнении. Чтобы двери лучше прилегали, надо отрегулировать их положение на петлях. Следует также отрегулировать запоры дверей, то есть положение защелок замков на стойках кузова. Пыль в багажник может проникать из случайных неплотностей в местах стыков панелей задней части кузова. Швы и стыки панелей, где . заметны следы проникновения пыли, следует промазать любой битумной мастикой. Через ветровое или заднее стекла, через стык концов уплотнителя в нижней части стекла или там, где остались непромазанные мастикой участки, в салон автомобиля может попасть вода. Чтобы устранить течь, надо промазать стыки мастикой или густым резиновым клеем. Туда, где гребешок уплотнителя неплотно прилегает к стеклу или к кузову, целесообразно ввести мастику или резиновый клей.ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ«Можно лиразделитьвпускной патрубок карбюратора «ИЖ-Юпитера» надвое для равномерногораспределе ­ н иятопливной смеси по цилиндрам?» Этот вопросзадал В. Р укавишников из г. С ызрани . Мы помещаем ответ, п олученныйс завода. Изменение впускного патрубка карбюратора К-28Ж — мотоцикла ИЖ-Ю неприемлемо по следующим причинам: разделенный надвое диффузор карбюратора не обеспечит нормальную подачу топлива в цилиндры, перегородка перенроет отверстие канала холостого хода и затруднит регулировку качества смеси. В настоящее время на мотоцикле «ИЖ-Юпитер» устанавливается новый карбюратор К-36Ж, имеющий регулятор распределения смеси по цилиндрам. Конструкция его проще. Он всесторонне испытан.28