Рис. 1. Общий вид электрифицирован ного макетаЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫЙ МАКЕТНа Выставке достижений народного хозяйства СССР демонстрировался электрифицированный макет улиц и перекрестков. Он предназначен для изучения правил движения транспорта, надежен в работе и прост в изготовлении. На макете (рис. 1) нанесена разметка проезжей части улиц, перекрестки и площади, установлены съемные модели светофоров различных типов, а также три фигурки регулировщиков, которым можно придавать четыре основных положения: с опущенной рукой; с поднятой рукой (движение транспорта на левый поворот); с поднятой над головой рукой (сигнал «внимание!») и поворот вокруг оси на 360 градусов. Главный комитет ВДНХ СССР рекомендует макет для учебных организаций, готовящих шоферов. Как пользоваться макетом? Можно подвесить его на поворачивающемся кронштейне к стене класса. В этом положении удобнее знакомить обучаемых с обстановкой движения, разметкой проезжей части, типами перекрестков, и, кроме этого, он занимает мало места. Другой вариант — положить макет на стол. Это в тех случаях, когда изучаются правила проезда перекрестков и площадей, осваивается разводка транспортных средств, повторяется пройденный материал или принимаются зачеты и экзамены. Группа в 25—30 человек размещается вокруг макета. Основанием макета служит лист 10-миллиметровой фанеры размером 2000 X 1250 мм, закрепленный на деревянной раме. На основании расположены «кварталы» с «застройкой» (10-миллиметровая фанера) и «тротуарами» (3-миллиметровая фанера). Все детали крепятся шурупами. Проезжая часть и тротуары выкрашены под цвет асфальта нитрокраской. Разметка, зеленые насаждения, крыши зданий, туннельные переходы обозначены масляной краской, пешеходные переходы — металлическими кнопками. Трамвайные пути, сделанные из проволоки, рельефны и отличаются от линий разметки. Восемь улиц образуют 15 перекрестков самых распространенных типов. Есть и площадь, на которой можно изменять условия движения. Перекрестки и площадь «оборудованы» съемными светофорами различных типов. Они вставляются в гнезда (всего таких гнезд 12) в любом варианте. Управление светофорами — дистанционное, ручное. Пульт управления состоит из трех тумблеров (каждый на три положения). В светофорах можно включать и желтый мигающий сигнал. В комплект входит 12 светофоров: два трехсекционных односторонних, шесть трехсекционных двусторонних, два с дополнительной секцией справа (на одном из них загорается стрелка направо, на втором — прямо), один с дополнительной секцией слева, один с секциями с обеих сторон. Основанием светофора служит цоколь радиолампы, в котором укреплена стойка с корпусом светофора. Корпус — это выточенные стальные патроны, скрепленные сваркой. В патроны впаяны односвечевые 12-вольтовые автомобильные лампы. Патрон закрывается крышкой с ободком ис пленкой светофильтра нужного цвета. Электропроводка от светофоров к пульту управления проложена по асбестовому листу под макетом. Питание осуществляется от электросети через понижающий трансформатор (или от автомобильного аккумулятора). В электрической части макета (рис. 2) в качестве прерывателя цепи используется реле РС-55, а замыкают цепи мигающих светофоров реле РС-24. Эти автомобильные приборы работают от постоянного тока." что потребовало установки выпрямительного моста из четырех диодов Д215А. Фигурки регулировщиков управляются рукой с пульта через капроновую нить толщиной 0,5 мм и два шкива (рис. 3). Для надежности сцепления нить намотана на шкив в два обхвата. Концы ее привязаны к ушкам цилиндрической пружины. Для подъема руки регулировщика служит шкив 5, к основанию которого двумя винтами с регулировочными шайбами прикреплен наклонно расположенный диск 6. При повороте шкива диск поднимает шатун 2 фигурки и, через коленчатый вал 1, — руку (опускается она под собственным весом). Механизм поворота фигурки имеет шкив 4, закрепленный винтом на втулке 3, на которую и устанавливают фигурку. Л. ЛЕВИТИН, В. ЖЕВАНДРОВ, М. ЯРОШРис. 3. Механизм управления фигурой регулировщика: а — привод; б — механизм подъема руки и поворота. Рис. 2. Электрическая схема макета