ВЛАДИМИРСКИЙ ОБРАЗЦОВЫЙКаждый день из ворот нашего автомотоклуба выезжают автомобили с надписью «Учебный». Они идут по заранее разработанным маршрутам: улицам города, регулируемым и не регулируемым перекресткам, проселкам, заснеженной целине. Задача не из легких: за сравнительно короткое время надо научить молодого человека — будущего шоферапрофессионала — умению уверенно водить автомобиль в различных условиях. Вот и сегодня ЗИЛ-130 с номерным знаком 25-66 ВЛД вышел в учебный рейс. За рулем — курсант Николай Поляков, рядом в кабине — инструктор Владимир Иванович Тимаков. Пурга замела дорогу. Юноша немного волнуется: как-то он справится с машиной в непривычных для него условиях? Опытный инструктор подбадривает курсанта, желая вселить в него уверенность. Указывает на ошибки, а они на первых порах нередки, особенно при резком торможении, трогании с места, поворотах и разворотах. К концу учебной езды Николай чувствует себя смелее, движения его становятся .свободнее, и ведет он грузовик увереннее. Так продолжается день за днем. И каждый выезд — шаг вперед на пути водительского мастерства. Но вождение — зто лишь часть, хотя и чрезвычайно ответственная, обучения юношей профессии шофера. Жизнь клуба многогранна. Начинается она до рассвета и заканчивается поздним вечером. В учебных классах, мастерских, гараже — всюду оживленно. Особенный подъем наблюдается в дни подготовки к славному юбилею — 50-летию Советских Вооруженных Сил. Молодые люди напряженно изучают технику. Ведь многие из них весной или осенью этого года пойдут в армию, и тот, кто сейчас освоит основы военного дела, научится управлять автомобилем, естественно, может рассчитывать на успешную службу, связанную с боевой техникой. Условия для воспитательной и учебной работы у нас вполне благоприятные. Добротно оборудованные классы, мастерские. гаражные и складские помещения, достаточное количество учебной техниМастер производственного обучения автомотоклуба Н. И. Колпаков (слева) консультирует будущего водителя Сергея Бабаева (фото вверху).Вести из автомотоклубовСейчас, когда вступил в силу новый Закон о всеобщей воинской обязанности, тысячи юношей допризывного и призывного возраста в автомотоклубах и на учебных пунктах изучают автомобильную технику, знакомятся с основами военного дела, Многим из них предстоит нести воинскую службу не только за рулем автомобиля, но ив составе танковых экипажей. Статья 66 устройстве танка Т-54 и отдельных его агрегатах — одна из серии в постоянном разделе «Знакомьтесь с военной техникой» — поможет будущим воинам лучше подготовиться к службе в армии. Итак, перед вами советский танк Т-54. Вначале выделим главные части машины, Это корпус и башня, вооружение, силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электрооборудование, средства связи, а также специальное и вспомогательное оборудование. В броневом корпусе с вращающейся башней размещаются экипаж, вооружение, боекомплект, а также все агрегаты и механизмы танка. Экипаж на танках разных типов составляют три-пять человек. На танке, о котором идет речь, — четыре человека: командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий. Каковы обязанности каждого из них? Командир отвечает за боевую готовность машины и экипажа и за его действия в бою. На механика-водителя возлагается техническое состояние, постоянная готовность танка к движению. Он должен хорошо знать его устройство и обслуживание, умело им управлять. Наводчик имеет дело с вооружением. М етко вести огонь по различным целям — его главная обязанность. В распоряжении заряжающего боеприпасы. Их тоже надо хорошо знать и сноровисто работать у пушки. Корпус танка состоит из соединенных между собой листов броневой стали. Отдельные части его иногда отливаются. У современных танков броневые поверхности расположены в основном наклонно одна к другой. Условно корпус можно разделить на три отделения: управления (впереди), боевое (в середине) и силовое (в кормовой части). Отделение управления. В нем находится механик-водитель, здесь расположены приводы управления агрегатами и системами силовой передачи и силовой установки, пулемет, приборы, контролирующие работу двигателя и электрооборудования, приборы наблюдения, в том числе прибор ночного видения, баллоны со сжатым воздухом для пуска двигателя, аппарат переговорного устройства (ТПУ), курсоуказатель и другие приборы и механизмы. Это отделение имеет свой люк. В носовой части Т-54, правее отделения управления, расположены передние топливные баки, аккумуляторные батареи и боеприпасы. В боевом отделении находятся командир танка, наводчик и заряжающий. В башне размещены: пушка, пулемет, прицел, приборы наблюдения, радиостанция, аппараты ТПУ, часть боекомплекта. Башня устанавливается на шариковой опоре, обеспечивающей круговое вращение при помощи поворотного механизма, который имеет ручной и электрический приводы. В крыше башни — командирская башенка слюкоми люк заряжающего. На турели люка заряжающего установлен зенитный пулемет. Внизу боевого отделения — подогреватель, люк запасного выхода, боекомплект. Силовое отделение. Тут размещены двигатель с обслуживающими его системами, а также агрегаты силовой передачи: гитара (набор шестерен), главный фрикцион, коробка передач, механизмы поворота, бортовые передачи. В броневой крышке над кормовой частью корпуса имеются входные и выходные жалюзи и люки. Люки есть ив днище — для обслуживания агрегатов. Снаружи танка крепятся топливные и масляные баки, дымовые шашки, фары, прожекторы, сигналы, буксирные тросы, брезент, бревно для самовытаскивания и другие предметы. Одна из главных частей танка — силовая установка. Она состоит из двигателя и обслуживающих его систем: питания топливом, воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и пуска. Маневренность, запас хода, подвижность, а стало быть и боеспособность танка, зависят в первую очередь от мощности двигателя. Прежде на многих танках устанавливали автомобильные, а иногда и авиационные моторы. Но для средних и тяжелых танков мощность автомобильных двигателей мала, а авиационные, хотя имеют достаточную мощность, не рассчитаны на тяжелые условия работы. Поэтому по мере развития танкостроения автомобильные и авиационные двигатели уступили место специальным танковым, преимущественно дизельным. На^ Т-54 — четырехтактный дизель жидкостного охлаждения, двёнадцатицилиндровый, V-образный, с непосредственным впрыском топлива. Основные механизмы двигателя .— кривошипно-шатунный, газораспределения и механизм передач — рассматривать подробно нет надобности, так как они имеют много общего с соответствующими механизмами автомобилей. Поэтому остановимся лишь на тех системах, обслуживающих двигатель, которые имеют свои особенности, характерные для танка. Система питания топливом служит для очистки и подачи в необходимых количествах ив определенный момент топлива в цилиндры двигателя. Она включает баки (основные и съемные наружные), устанавливаемые для маршей, топливный насос с регулятором, подкачивающий насос, фильтры грубой и тонкой очистки, распределительный кран, ручной подкачивающий насос, форсунки, трубопроводы низкого и высокого давления и привод управления топливным насосом. Двигатель работает на дизельном топливе ДЛ (летнем) и ДЗ (зимнем). Действует система питания так же, как в любом дизельном двигателе: насос высокого давления подает к форсункам определенные порции очищенного топлива в порядке работы цилиндров двигателя. Система питания воздухом предназначена для очистки воздуха и подачи его к цилиндрам двигателя. Танки часто передвигаются по проселочным дорогам, бездорожью — в пыли и грязи, и эта система имеет первостепенное значение для работы двигателя. В нее входят: воздухоочиститель, два эжектора, два трубопровода для отсоса пыли из пылесборников воздухоочистителя. Чаще всего на Т-54 устанавливается двухступенчатый воздухоочиститель ВТИ-4 (рис. 1). Запыленный воздух поступает в циклоны, в которых ему сообщается вращательное движение. Вследствие этого частицы пыли под действием центробежной силы отбрасываются к стенкам циклонов и опускаются в пылесборник. Из пылесборника по трубам пыль отсасывается эжекторами, установленными в выпускных трубах, и выбрасывается в атмосферу. Это первая ступень очистки. Предварительно очищенный воздух через центральные патрубки циклонов поступает в головку воздухоочистителя, где последовательно проходит через три кассеты, окончательно Очищается и далее поступает в цилиндры двигателя (вторая ступень). Система смазки — комбинированная с «сухим» картером. Для масла служит специальный бак (рис. 2), в отличие от большей части автомобильных моторов, где оно находится в картере самого двигателя («мокрый» картер). Циркуляция масла принудительная. При нормальной эксплуатации танка давление его должно быть 6—9 кг/см 2 , а температура 70—90 градусов. Для смазки подшипников коленчатого вала во время пуска двигателя служит специальный маслозакачивающий насос, работающий от электродвигателя. Внутри масляного бака установлен циркуляционный бачок, из которого при работе двигателя забирается масло. Это ускоряет его прогрев. Основной бак сообщается с циркуляционным бачком через калиброванные отверстия. Внутри циркуляционного бачка расположен змеевик, по которому проходит горячая охлаждающая жидкость, подогревающая масло перед пуском. Система охлаждения. Двигатель танка Т-54 имеет жидкостную, принудительную, закрытого типа систему охлаждения. Герметичность ее обеспечивает повышение точки кипения воды до 110 градусов. Нормальный температурный режим работы двигателя 70—90 градусов. В систему охлаждения входят: водяной насос, радиатор, вентилятор, жалюзи, термометр и трубопроводы. Зимой применяется охлаждающая низкозамерзающая жидкость (антифриз) марки 40 или 65. Система подогрева (рис. 3) предназначена для облегчения пуска двигателя и поддержания его в состоянии постоянной готовности к работе. Хорошо известно, что зимой пуск двигателя затруднен. Для надежного пуска дизельного двигателя типа В-2 необходима температура воздуха в цилиндрах в конце такта сжатия по ­ рядка 450—500 градусов; кроме того, надо обеспечить достаточную подачу и нормальный распыл впрыскиваемого топлива, а также надежную подачу масла к подшипникам коленчатого вала. Создать зимой такие условия без применения специальных подогревателей очень трудно. Поэтому для танковых двигателей предусматривается подогрев охлаждающей жидкости, масла и топлива. В систему подогрева танка Т-54 входят: форсуночный подогреватель (рис. 4), змеевики для подогрева масла и топлива, трубопроводы и электрооборудование. Подогреватель установлен в боевом отделении, у левого борта, и состоит из котла и механизмов, обеспечивающих подачу и сжигание топлива (насоса, вентилятора, форсунки, свечи накаливания), водяного насоса и редуктора с ручным и электрическим приводами. Во время работы подогревателя в котле непрерывно горит топливо. Охлаждающая жидкость под действием водяного насоса подогревателя подается к крану отключения подогревателя, где разветвляется на четыре параллельных потока. Первый поток проходит через блоки и головки цилиндров двигателя, разогревает их и возвращается в котел подогревателя. Второй проходит через змеевик циркуляционного масляного бачка и по кожуху заборного масляного трубопровода возвращается в котел подогревателя. Благодаря этому масло в циркуляционном бачке и заборном трубопроводе нагревается, что обеспечивает хорошую смазку подшипников при пуске и работе двигателя. Третий поток идет через водяной радиатор и водяной насос двигателя и по трубопроводам возвращается также в котел подогревателя. Четвертый — через полость маслозакачивающего насоса и оттуда через кожух заборного трубопровода возвращается в котел подогревателя. Кроме того, подогреватель имеет змеевик для подогрева топлива, поступающего в систему питания двигателя. Система воздушного пуска предусмотрена на случай отказа электрического стартера. Она состоит из двух баллонов со сжатым воздухе ^рана-редуктора, манометра, распределителя и пусковых клапанов. Для пуска двигателя при помощи сжатого воздуха необходимо открыть вентиль одного из баллонов и кран-редуктор. Воздух под давлением 40—90 атм. поступает к воздухораспределителю и далее по трубопроводам и пусковым клапанам — в цилиндры двигателя. Е. ОРЕХОВ, инженер-полковникки, агрегатов и механизмов — все служит целям полноценной подготовки будущих воинов. Всякий раз, когда я прохожу по учебным аудиториям, вспоминаю, как мы начинали «обзаводиться». Четыре года назад здесь стоял ветхий одноэтажный деревянный домик с низеньким навесом во дворе. Денег на строительство не было. Помогли городские организации, предприятия, заинтересованные в подготовке водительских кадров. С их помощью завезли кирпич, цемент и другие материалы, разработали проект учебного здания. Строили же его на общественных началах — каждый сотрудник клуба отработал сто часов в свободное от занятий время. Позднее соорудили гараж, мойку, мотокомплекс. Разумеется, сама по себе материальная база, какой бы солидной она ни была, еще не решает успеха дела. Решают его люди — преподаватели, инструктора, весь коллектив. В нашем автомотоклубе трудятся энтузиасты — А. И. Столбунов, Н. И. Колпаков, Ф. М. Шацкий, В. И. Митяков и другие педагоги-воспитатели, знающие специалисты, влюбленные в свою профессию. В клубе ведется большая военно-патриотическая работа. Будущие воины изучают уставы, наставления, стрелковое оружие, привыкают жить по распорядку, близкому к армейскому. Все это способствовало тому, что в истекшем учебном году 97 процентов обучающихся сдали экзамены в ГАИ с первого раза на хорошо и отлично. Клубу присвоено звание образцового. Много положительных отзывов получаем из армейских подразделений, где служат наши воспитанники. Это лучшая награда за труд, который вкладывают члены нашего коллектива в обучение й воспитание молодых автомобилистов, подготовку их к службе в Советских Вооруженных Силах.Начальник автомотоклуба Н. Н. Вритцов проводит беседу со своими питомцами в недавно оборудованном классе в районном центре Судогда. Закон о всеобщей воинской обязанности, принятый III сессией Верховного Совета СССР, значительно расширил задачи автомотоклубов ДОСААФ в деле подготовки достойного пополнения для Сопетской Армии и Военно-Морского Флота. Коллектив нашего клуба добивается сейчас более четкого планирования учебного процесса, повышения методического мастерства преподавателей, улучшения воинского и физического воспитания юношей. Цель важная и благородная: каждому молодому человеку, занимающемуся в автомотоклубе, привить глубокое понимание личной ответственности за безопасность Советского государства, дать ему серьезные автомобильные знания, закалить физически, научить основам военного дела. Н. БРИТЦОВ, начальник автомотоклуба