М-105 СХОДИТ С КОНВЕЙЕРАНа Минском мотовелозаводе началось производство нового дорожного «отоцикла М-105 с более- мощным и долговечным двигателем. „,_„„„ , Л „ п о . Не изменяя рабочего объема (он по прежнему равен 125 смз), конструкторы сумели поднять мощность двигателя до 7 л. с. при 5200 — 5500 об/мин. Коленчатый вал опирается теперь на более «солидные» подшипники серии 30J (вместо ранее применявшихся 203), а ролики нижней головки шатуна заключены в сепаратор. Усилен и сам шатун . На мотоцикле установлен нарбюратор iwo . Трехступенчатая коробка передач заменена двухходовой четырехступенчатой. Усилению подверглась и муфта сцеплеСреди других новшеств важно отметить более надежную и долговечную заднюю передачу. Ведущая цепь на М-105 теперь такаяже , к ак на ковровских мотоциклах — '/аХ'/и. она полностью защищена специальным кожухом . Упрочнено крепление тормозного барабана к ступице заднего колеса. Колеса остались невзаимозаменяемыми. Новый генератор переменного тона Г-411 (взамен Г-401) с катушкой Л-300 обеспечит надежную работу системы зажигания , а напряжение сети освещения станет более стабильным. Многие узлы и детали мотоциклов М-105 и М-104 взаимозаменяемы.Эмблема мастерстваИз дневника •испытателяВСТРЕЧА С «ТУРИСТОМ»Недавно приверженцы мотороллеров «Тула» смогли познакомиться с новой моделью. В спортивные магазины поступила первая партия «Тулы-туриста». Он выгодно отличается от своего предшественника современной формой и более элегантной отделкой. Но главное отличие не в этом. За счет увеличения степени сжатияи корректировки механизма газораспределения возросла мощность двигателя, который теперь при 5500 об/мин развивает до 11 л. с. Увеличенная степень сжатия требует бензина с октановым числом не ниже 72. Доступ и двигателю значительно облегчен. Достаточно нажатькнопку на нижнем выступе переднего щитка , и надмоторная панель откидывается назад, освобождая двигатель.Павлове на Оке . К огда - т о это был городкустарей . Большая деревня . Здесь жилимастера « ж елезного дела». З амки , о динхитреедругого . О т пудовых, на амбары да лавки, д окрошечных , граммовых. Н ожи , косы, с бруя . Столовые при ­ боры ихирургический инструмент. К лейма на стали. О рлы «поставщиков двораегоимператорского величества», м едали выставок. Ф абрики Вырапаева, К ондратова , М ихаилаЩелоковас сыновьями. С трашная , безысходная жизнь мастеровых в вечной долговойкабале . П рогремел семнадцатый. И тридцатые годы. П ервые пятилетки. Вырос всосед ­ н емгороде — Г орьком — автомобильный гигант — Г АЗ . Поднялся егомладший брат Павловский автобусный. Потеснились старые дома над Окой . Выросли микрорайоны . Д аивстаромцентрегорода раздвинули бревенчатуюмелочьсо ­ в ременныедома , магазины, кинотеатры. На новых автобусах Павловского завода эмблема — ж елезный цветок. С имвол мастерства. Государственная комиссияпринимаетновуюмашину . М ы вылетаем кместу испытаний. Едва начавшуюся ночь вытеснил рассвет. С амолет летит навстречу солнцу. Чита. Н езнакомыйгород остается за окном автобуса. Вокзал. С корыйпоездМосква — Владивосток. С танция Большой Невер . Начало (или, если хотите, к онец ) Я кутскоготракта . С юдадолжны прибыть автобусы ПАЗ - 6 72С . Новые машиныПавловского завода, п редназначенные для работы на Севере . Буква «С» (северный) все чаще появляется в названиях автомобилей , т ракторовидаже станков. Все больше внимания обращают сейчас на приспособленность техники ксуровыми очень специфичным условиям эксплуатации на Севере — в Якутии, на Чукотке , К олыме , К амчатке , С еверномУрале . П АЗ - 6 72С . С то пятнадцать сил восьмицилиндрового V - о бразного двигателя. Н овая система тормозовсраз ­ дельным приводом на передниеизадниеколеса . Гидроусилитель руля. Рычаг переключенияпередач на рулевой колонке . Все это делает автобус динамичным , с коростным , л егкимиудобнымв управлении. П овышает безопасность. В северноймодификациидобавленыдвойноеостекление всех окон , т еплоизоляция пола, с те ­ нок икрыши , независимый отопитель, б олеемощныйгенератор , а ккумуляторуве ­ личенной емкости , противотуманные фары. Ш ины , р емни , ш ланги — из морозо ­ стойкой резины . Д ля испытаний всего этого мыи приехали. Рабочая группа Государственной комиссии. Специалисты НАМИ , Н ИИАТаиПАЗа .+Электрооборудование в основном осталось без изменений, но оно дополнено реле времени для указателей поворотов, которыми оснащена новая «Тула». Сцепление многодисковое, в масляной ванне. Четырехступенчатая коробка передач такаяже , к аки на прежней модели. Значительно увеличена долговечность задней передачи: к ожух надежно защи ­ щает роликовую цепь от попадания песк аи пыли. Большие изменения внесены в ходовую часть. Колеса полностью взаимозаменяемы. Вместо передней рычажной подвески тянущеготипа применена регулируемая толкающая , с гидравлическими амортизаторами. Задняя подвеска пружинно-гидравличесная двойного действия. Все это, вместе с усиленной рамой, обеспечивает плавность хода и позволяет использовать мотороллер не только на асфальтовых дорогах. Емность бака — 12,5 литра — дает возможность проехать около 300 километров, не останавливаясь у АЗС. К мотороллеру прилагается набор инструмента (его размещаютв специальном ящике на переднем крыле), а также багажник.Прибыли в Якутск. Н адгородомтуман . Едва мерцаютвбелоймгле один-два ближайшихфонаря . Значит, м ороз . К огда здесь ниже пятидесяти градусов — в сегдатакой туман. О т печей, м ашин , л юдей , д омов . Автобус — единственный вид общественногомаршрутноготранспортав Якутске. У тро . Часы «пик». На автобусной остановкепассажиры . С лужащие , р абочие , у чащиеся . Ж дут . П о ­ р угивают климат и автобусное расписание. Ж елтые пятна противотуманных фар выплывают метрахвтридцати . П одходит автобус. Я ркий , нарядный, стекла незамерзшие , п розрачные . На бортах надписи «Северный», «Испытания», « П АЗ - 6 72С » . М ыпроводимодин из разделовнашейпрограммы . В автобусе тепло. Д аже при движении по городскомумаршруту , к огдакаждые400 — 4 50метров остановка. О ткрываютсядвери . Входят пассажирывзамерзших ,+Если спросить владельцев «Москвичей-408», сколько бензина расходует их автомобиль, то будут названы, безусловно, разные цифры. У каждого водителя собственные навыки вождения, регулировки карбюратора. К тому ж весьма различны и условия эксплуатации, да и показания спидометра и счетчика бензина нельзя считать абсолютно точными. Объективную оценку расхода топлива можно получить на соревнованиях, где условия для всех участников одинаковы. Их ежегодно проводит австрийское отделение концерна «Мобил». В последнем, восьмом международном пробеге на экономичность, который «Мобил» проводил совместно с австрийским туристическим автомотоклубом, впервые стартовал «Москвич». Это был обычный серийный автомобиль. Машину