БРАКНаши интервьюМожет ли приглашать экспертов сам покупатель? Нет. Вызов экспертов производит магазин, мастерская гарантийного ремонта или завод-изготовитель. Расходы по экспертизе относятся на виновную сторону. Чаще всего в затруднительное положение попадают жители отдаленных районов страны. Приобретут машину они, например, в Москве, а обнаружат неисправность дома, вдалеке от магазина и гарантийных мастерских. Как они могут воспользоваться правами, предоставляемыми гарантией? Почти в каждом краевом или областном центре есть мастерские гарантийного ремонта. Независимо от места приобретения машины покупатель должен обратиться в ближайшую такую мастерскую. Расходы по доставке машины будут ему возмещены. Все дальнейшее будет происходить согласно установленному порядку гарантийного ремонта или обмена. А если модель подлежащей замене машины уже снята с производства и отсутствует в продаже? Что тогда получит покупатель взамен? Ему будет вручена аналогичная машина другой, сходной модели, если он согласится доплатить или получить разницу в стоимости. В противном случае ему будет возвращена сумма, уплаченная за подлежащую замене машину. Право на бесплатный ремонт и обмен в равной степени распространяется и на владельцев автомобилей или мотоциклов, приобретенных через комиссионный магазин, если гарантийный срок их службы не истек. Среди мотолюбителей пользуются популярностью чехословацкие мотоциклы «Ява» и другие импортные машины, продающиеся в магазинах нашей страны. Распространяются ли на них правила гарантийного ремонта и обмена? Импортные машины также имеют гарантийный срок службы, и до истечения этого срока покупатель со всеми претензиями к их качеству может обратиться в магазин или мастерскую гарантийного ремонта. Гарантийный срок начинается со дня продажи машины магазином. При обмене начало гарантийного срока исчисляется со дня обмена. Время, пока машина находится в гарантийном ремонте, в этот срок не включается. Наш читатель П. Павлов из города Артемовска Донецкой области прислал в редакцию письмо, в котором жалуется на то, что в приобретенном им в мае 1967 года мотороллере В-150М оказался ряд заводских дефектов. Он отослал бракованные детали на Вятско-Полянский машиностроительный завод. После ремонта и частичной замены их вернули покупателю, но они вновь оказались бракованными. Что теперь следует предпринять? В данном случае завод-изготовитель не выполнил своих прямых обязанностей по замене или ремонту дефектных частей мотороллера в двухнедельный срок, поэтому покупатель имеет право на замену не только отдельных деталей машины, но и всего мотороллера. Все расходы по пересылке обязан возместить завод. Если мотороллер В-150М был приобретен в мае 1967 года, право на обмен сохраняется за покупателем до мая 1968 года, то есть до конца гарантийного срока. Мы выяснили, как нужно поступать покупателю, если в приобретенной им машине обнаружится производственный дефект. А как ему быть, если он столкнулся с заводским браком в купленном им отдельном агрегате или детали? Если покупатель обнаружит явный или скрытый производственный дефект в приобретенных деталях или запасных частях, не имеющих гарантированного срока службы, он имеет право обменить их в том же магазине на доброкачественные. Это право сохраняется за ним в течение четырех месяцев со дня приобретения. Тогда еще один конкретный пример. И. Груздев из Новосибирска купил в местном магазине две камеры для «Москвича». Обе они оказались с заводским браком. Однако директор магазина обменить их отказался, предложив отправить камеры на завод. Покупатель выполнил этот совет, но Бакинский шинный завод вернул посылку покупателю. Кто тут неправ? И магазин и завод. Магазин обязан был обменить дефектные камеры, если не прошло четырех месяцев со дня их приобретения. Завод обязан был принять посылку, возместить расходы по пересылке и послать покупателю доброкачественные камеры. Последний вопрос: какую ответственность несут поставщики бракованной продукции за свою плохую работу, помимо возмещения расходов по ремонту? Положением о поставке товаров народного потребления и Особыми условиями поставки предусмотрена имущественная ответственность за обнаруженный брак. Оговаривается такая ответственность ив хозяйственных договорах торговых организаций с промышленными предприятиями. Так, например, за поставку товаров с недостатками, устранение "которых возможно без возврата изделий, при согласии получателя принять эти товары изготовитель платит штраф торговой организации в размере одного процента стоимости этих изделий и возмещает расходы по их ремонту. Изделия, не принятые получателем, не засчитываются в счет выполнения обязательства по договору и подлежат замене доброкачественными. Существует ряд других мер экономического воздействия на предприятия, выпускающие продукцию низкого качества. Сейчас, когда хозрасчет приобретает все большее значение в жизни каждого предприятия, эти меры оказываются достаточно действенными. Допускать брак в работе становится' слишком невыгодным.1^о-1игчжыгавтомобилиВ обширной «автомобильной» литературе, ежегодно поступающей в книжные магазины, пока весьма скудно представлен спортивный раздел. Вот почему новое издание книги инженера В. В. Бекмана «Гоночные автомобили»* читателями-автомобилистами встречено с большим интересом. Первая книга В. В. Бекмана появилась еще в 1941 году. Она сразу же завоевала признание читателей. В 1947 году мы познакомились с другим его трудом — «Конструкция и дина.мика гоночных автомобилей». Одиннадцать лет спустя в печати появилась новая работа ставшего известным автора — «Гоночные автомобили». Второе, дополненное и переработанное издание этой книги было выпущено в конце прошлого года. Здесь обновлены почти все фактические данные (таблицы, графики), касающиеся последних моделей. В книге дан краткий исторический очерк развития конструкций гоночных автомобилей, рассмотрены различные виды соревнований и их значение для прогресса автомобильной техники. Ценны систематизированные сведения об основных технических параметрах гоночных автомобилей, расположенные в хронологическом порядке. Автор хорошо изложил особенности конструкции гоночных двигателей и шасси, осветил вопросы динамики автомобилей. На страницах книги читатель найдет интересное описание системы «Лукас» для впрыска топлива во впускную трубу, устройства современных гоночных карбюраторов «Вебер», рисунки передней и задней подвески колес последних моделей «Купер» и «Лотос», чертежи двигателя БРМ, пятиступенчатой коробки передач «Хьюленд». К сожалению, автор уделяет мало внимания полупроводниковым системам зажигания, находящим все большее распространение на автомобилях, недостаточно освещает вопросы подбора параметров «настроенных» систем впуска, а также построения так называемых безударных профилей кулачков распределительного вала. Книгу в целом можно назвать энциклопедией по гоночным автомобилям. Надо сказать, что не только узкий круг специалистов, но и те, кто интересуется автомобилями вообще, увлекается их историей, найдут ее очень полезной. Особо скажу о тех, кто непосредственно связан с гоночными автомобилями, — конструкторах, механиках, гонщиках. Для них (и прежде всего работающих на периферии) это основное и подчас почти единственное пособие в оаботе. Книгу отличает легкодоступное, лаконичное изложение материала, хорошо иллюстрированное чертежами, рисунками, графиками. Б. ЧХАИДЗЕ, инженер г. Тбилиси* Б екман В. В. Гоночные автомобили. «Машиностроение», Ленинград, 1967, 284 стр., 8000 экз., 1 р. 39 к.29