МУЗЕЙ «ЗА РУЛЕМ»Исторические и уникальные автомобили. Как мало порой мы о них знаем! Они сохранились единицами, немногие подозревают об их существовании, почти не оставила следа в литературе их история. Но теперь уже делаются первые шаги, чтобы рассеять туман безвестности. Совсем недавно начал свою жизнь Музей автомобильного транспорта (см. «За рулем», 1968, № 2), в печати все чаще появляется информация о становлении первых автозаводов, машинах-ветеранах, которые стали непременными участниками больших праздников автомобилистов. И все же очень много ценных материалов о прошлом автомобиля, развитии его конструкции остаются неизвестными широкому кругу людей, интересующихся нашей автомобильной историей. Интерес этот не случаен. Нередко мы убеждались, что многие новинки последних лет уже были изобретены полвека назад. На рубеже XIX и XX столетий родились независимая подвеска и переключение передач на руле. Порой оживает явный, кажется, анахронизм, правда, в иной форме (как было с бесступенчатой ременной передачей). Изучение развития конструкции автомобиля (позволяет правильно оценить иные новшества, помогает подчас их предвидеть. Наконец, архивные поиски и путешествия в прошлое позволяют достойно оценить ранние попытки создать отечественные автомобили, воскресить славные страницы становления советской автомобильной промышленности, сопоставить сегодняшние достижения с тем, что было двадцать, тридцать, сорок лет назад. А разве не интересно узнать, когда впервые появились верхнеклапанные двигатели, сохранился ли еще в Иркутске единственный образец малолитражки НАМИ-1, что известно о попытках постройки автомобилей в нашей стране в XIX веке. Ответы на все эти вопросы можно найти в музейных фондах и библиотеках, в старинных книгах по автоделу, а сами музейные экспонаты внезапно обнаружить где-нибудь в заброшенном гараже или просто в соседнем переулке. Стремясь направить наших читателей на поиски этих ответов, познакомить их с пока малоизвестными страницами истории и эволюции «безлошадных экипажей», мы решили ввести в журнале новый раздел. В нем мы не только будем рассказывать об интересных фактах не биографии автомобиля, знакомить с машинами-реликвиями. Мы хотим также с помощью этого раздела получить от читателей новые исторические материалы и поэтому с радостью готовы принять любую помощь. Новый раздел открывается коротким рассказом об автомобиле, построенном более полувека назад Русско-Балтийским заводом. Это пока единственный известный нам экземпляр отечественной машины тех лет.НА 24 РАБОЧИХ МЕСТАКАК ОБОРУДОВАТЬ КЛАСС ПРАВИЛ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА С ПРОГРАММИРОВАННЫМ ОБУЧЕНИЕМС быстрым ростом движения на наших улицах и дорогах повышаются требования к качеству подготовки водителей. Обучаясь в автомотоклубах, на курсах, в школах, они должны постоянно тренироваться в решении задач по всем разделам правил. Чем больше разнообразных задач они одолеют в ходе занятий, тем уверенней будут чувствовать себя за рулем. Важно на занятии и то, чтобы одновременно все будущие водители решали задачи и видели результат решения. Этому помогает программированное обучение. Журнал «За рулем» уже публиковал некоторые варианты программированных устройств. Но те были рассчитаны лишь на одного-двух обучающихся. В Казанском высшем танковом командном краснознаменном училище оборудован класс правил движения транспорта с программированным обучением сразу на 24 рабочих места. Схема предельно проста. Ее можно воспроизвести в любом автомотоклубе. По обе стороны стола, на котором представлен макет города с маршрутами для практического вождения автомобилей, расположены 24 рабочих места для курсантов (см. фото вверху). У каждого обучающегося — свой пульт (его схема представлена на рис. 1). Во внеучебное время он закрывается крышкой из органического стекла. На пульте смонтированы семь переключателей на семь положений каждый. Эти положения охватывают все возможные направления движения транспорта: «налево», «и налево и прямо», «стоп», «прямо», «и прямо и направо», «направо», «и налево и направо». Кроме переключателей, на пульте смонтирована контрольная лампа «прибор включен» — только когда она горит, обучающийся может открыть крышку и приступить к решению задачи, а когда лампа гаснет, крышку надо закрыть независимо от того, решена задача или нет. Тумблер «начало работы» и «конец работы» перед началом решения задачи нужно поставить в положение «начало», а после решения — в положение «конец»; одновременно у преподавателя загорается лампа на его пульте. Пульт преподавателя состоит из трех рядов переключателей — по семи штук (в соответствии с числом вариантов одновременно решаемых задач, для ввода программы); 24 (по числу рабочих мест) контрольных лампочек, которые загораются после окончания решения задачи; трех тумблеров включения табло по вариантам; включателя режима работы «контроль» и «тренировка»; рубильника включения сети.Общий вид рабочих мест с пультами переключения.Настенное табло.Рис. 2. Разводка транспорта задаче № 151. Все транспортные средства занумерованы. Для решения задачи необходимо соответствующим номером переключателя установить на пульте все возможные направления движения для данного транспортного средства. Так, для трамвая на левой улице нужно установить направление переключателем Iи т. д. по8