ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬИ НАЛЕВО И ПРЯМО И НАЛЕВО ИНДПГАЮ ПМШОИ НДА110 Я МАПММИ ПРЯМОd)Р ис . 1. Полная схема индивидуального пульта. Питание осуществляется через понижающий трансформатор на 12 или 24 вв зависимости от применяемых электролампочек. Рабочие места обучающихся, пульт преподавателя и настенное табло соединены проводами по очень простой схеме — без диодов, реле и т. д. Опрос обучающихся преподаватель ведет следующим образом. На каждом рабочем месте есть сброшюрованный набор индивидуальных заданий под номерами. Это семь вопросов или задача по разводке машин на любом перекрестке. Пример задания по разводке транспорта представлен на рис. 2. Каждое транспортное средство занумеровано, и устанавливать все возможные направления движения его следует соответствующим переключателем (переключатели тоже занумерованы). По числу загоревшихся лампочек в каждом ряду на стенном табло (фото внизу) преподаватель судит о степени подготовленности курсанта по материалу заданной ему темы. Загораются лампочки только при правильных ответах. В случае, если несколько обучающихся не могут ответить на один и тот же вопрос (что выяснится очень быстро), преподаватель может вернуться к повторному изучению этой части материала. Применение такого устройства при опросе повышает активность обучающихся, увеличивает удельный вес самостоятельной работы и сокращает время на изучение программного материала. Работники ГАИ, преподаватели автомотоклубов ДОСААФ, профтехучилищ Татарской АССР высоко оценили это программированное устройство. Оно демонстрировалось на учебных сборах. В тех организациях, где по нашему пример" уже оборудованы классы для изучения правил движения, значительно повыси лась успеваемость. «.——««-«».. i В. СЛЕТКОВ,| инженер-подполковнн г. КазаньВ канун пятидесятилетия Великого Октября автомобильный отдел Политехнического музея пополнился редким экспонатом. Сюда прибыл после девятимесячной реставрации старинный легковой автомобиль с надписью «Русско-Балтийс кий * на радиаторе. Эту машину нашли в Кимрах, в дровяном сарае. Она исправно служила своему хозяину до 1942 года. Но потом пок рышки истрепались, кузов проржавел, многие детали пришли в негодность. Свое новое приобретение Политехнический музей отправил на опытный завод Научного автомоторного института (НАМИ). Здесь после капитального ремонта «Руссо-Балт» модели «К» приобрел первоначальный вид. Двигатель легко заводится, плавно работает. Тент, обивка кузова, сиденья — все как новое. На колесах — заново сделанные сплошные резиновые шины. Руссно-Балтийсний вагонный завод в Риге приступил к производству автомобилей в 1909 году. За 40-сильной моделью «С» последовала в 1911 году модель «К». На ней. стоял четырехцилиндровый нижненлапанный двигатель с несъемной головкой и трехопорным коленчатым валом. При диаметре цилиндра 80 мм и ходе поршня 110 мм его рабочий объем составлял 2,21 литра. На этой модели уже применялся карбюратор собственной конструкции, а не импортный «Зенит». Зажигание осуществлялось от магнето. Двигатель «РуссоБалта-к» развивал около 20 л. с , но и 1914 году его мощность возросла до 24 л. с. при 1600 об/мин.Легковой автомобиль Русско-Балтийского завода (модель «К»).Сцепление, к аку многих машин тех лет, было конусным, а трехступенчатая коробка передач размещалась в отдельном картере. Ручной тормоз, ленточного типа, действовал на барабаны задних колес, ножной же — на колодки барабана, установленного за коробкой передач. Задний мост имел «толкающую» карданную трубу и подвеску на тричетверти-эллиптических рессорах. База машины равнялась 2855 мм, а колея 1260 мм. Этот четырехместный автомобиль весил 1200 кги мог развивать до 60 — 7 0 км/час. Расход топлива составлял 12 л на 100 км пути. Машины Русско-Балтийского завода пользовались хорошей репутацией за свою неприхотливость и выносливость. Именно с автомобилями этой марки связано наше первое удачное выступление на международных соревнованиях. Хотя основную продукцию завода составляли легковые машины четырех моделей, он строил также небольшие партии грузовиков (три модели) и бронеавтомобилей. В 1915 году автомобильное производство было переведено из Риги в Петроград, где удалось изготовить несколько десятков машин. Часть Русско-Балтийского завода эвакуировалась в Фили, под Москву. Там с 1922 по 1926 год было выпущено около двух десятков автомобилей. Всего же за всю историю своего существования завод изготовил свыше 600 машин. В. ДУБОВСКОИгМузейЩ Я[ «За рулем»