ЕСЛИ ОБНАРУЖЕНЧеловек приобрел автомобиль, а может ему приглянулся новенький, сияющий эмалью и хромированными частями мотоцикл, мотороллер, мопед. С первых же страниц технической инструкции (она прилагается к каждой машине) покупатель узнает о гарантийных обязательствах завода. Но пока автомобиль или мотоцикл работают безупречно, о гарантиях, конечно, и не вспоминают. Когда же случаются неприятности... Тогда выясняется нередко, что не все ясно представляют себе, каковы здесь права владельца машины, какие требования и кому он может предъявить. Одни пишут на завод, умоляя прислать вышедшую из строя деталь, другие приходят в магазин и настаивают на обмене машины, поскольку в ней «что-то застучало», третьи обращаются в редакцию с просьбой объяснить, как им поступить. И таких недоуменных вопросов в нашей редакционной почте немало. М ы обратились к заместителю начальника Управления организации торговли Министерства торговли СССР Николаю Фроловичу Кузьменкову с просьбой ответить на них. Редакция предлагает читателям журнала запись беседы, сделанную нашим корреспондентом В. Индиным.. Начнем с главного вопроса: может ли покупатель требовать обмена приобретенного автомобиля, мотоцикла, мотороллера или мопеда, если в них обнаружились неисправности? Разумеется. «Типовыми правилами обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети», согласованными со всеми заинтересованными промышленными министерствами и изданными Министерством торговли СССР 3 января 1967 года, такое право покупателю предоставлено. Для всех поступающих в продажу транспортных средств установлены гарантийные сроки службы. И сроки эти постоянно увеличиваются. Для некоторых марок мотоциклов, например, они уже доведены до 20 месяцев. Конечно, машины безупречно работают и значительно дольше гарантийных сроков. Но иногда случаются преждевременные поломки, неисправности. Если это произошло, всегда ли нужно обменивать вышедшую из строя машину на новую? Ведь дефект дефекту — рознь. Если вы обнаружите трещину на пуговице у купленного в магазине костюма, то вряд ли стоит требовать замены костюма. Вам пришьют новую пуговицу. Так ис транспортными средствами. Если до истечения гарантийного срока в машине обнаружится дефект, прежде всего покупатель должен обратиться в мастерскую гарантийного ремонта по месту жительства, а где нет такой мастерской — в магазин по месту покупки машины. Там обязаны бесплатно привести ее в технически исправное состояние в двухнедельный срок со дня получения от покупателя заявления о неисправности. Если в этот срок машина не будет полностью отремонтирована, ее обязаны заменить новой. Обмен производится магазином или заводом-изготовителем. Вы сказали, что дефекты могут быть разными. Естественно, что не каждый из них служит основанием для замены. Но все-таки, при обнаружении каких неисправностей машина подлежит замене, кто решает этот вопрос? Перечня таких дефектов нет, да он, пожалуй, и не нужен, чтобы не ограничивать права покупателя. Мастерская гарантийного ремонта, действующая по поручению завода-изготовителя, обязана в двухнедельный срок привести транспортное средство в безупречное техническое состояние. Если это ей не по силам, тогда может идти речь о замене машины. Легковые автомобили обмениваются на основании заключения образуемой магазином экспертной комиссии, в которую входят представители завода-изготовителя и Государственной автомобильной инспекции. Такая комиссия собирается по мере необходимости и документы на обмен оформляет в недельный срок после технического осмотра. Владельцу автомобиля, подлежащего замене, выдается заключение экспертной комиссии, а купившему мотоцикл, мотороллер или мопед, по которым заключения экспертной комиссии не требуется, — стандартная справка установленной формы. Вышедшую из строя машину, вы сказали, надо доставить в мастерскую гарантийного ремонта, магазин или прямо на завод-изготовитель. При большом расстоянии это может потребовать значительных затрат. Кто должен заниматься доставкой, на чей счет относятся вызванные ею расходы? Покупатель может вызвать к себе представителя мастерской гарантийного ремонта, и тот должен организовать доставку за счет мастерской. Если доставка производилась самим покупателем, стоимость перевозки возмещается ему по существующим местным тарифам мастерской или магазином. Разумеется, это не относится к тем случаям, когда виновником поломки является сам покупатель. На неисправности, возникшие по вине самого владельца машины, гарантия не распространяется. Нам известно, что по этому поводу нередко возникают разногласия. Мастерская, скажем, объясняет поломку неправильной технической эксплуатацией машины, а покупатель единственной причиной называет заводской брак. Как тут быть? Кто в таких случаях принимает окончательное решение о том, насколько справедливы претензии покупателя? Право выносить окончательное заключение по разногласиям предоставлено Бюро товарных экспертиз при областных или городских Управлениях торговли. Это не относится лишь к легковым автомобилям. Здесь окончательным является заключение достаточно представительной экспертной комиссии, созываемой магазином.Р ис . 5. Приспособление для разъединения половинок картера и извлечения коленчатого вала. Р ис . 6. Приспособление для выпрессовки и запрессовки поршневого пальца в поршень. Р ис . 7. Приспособления для разборки и сборки сцепления: а — ключ: б — крючок.бы разъем был направлен вверх. При запрессовке коленчатого вала между щеками нужно вставить пластины (они должны входить без зазора) и, нажимая на правую щеку со стороны правой цапфы, запрессовать коленчатый вал в левую половину картера. Подшипник запрессовывают на правую его цапфу вслед за сборкой половинок картера. После окончания работы, если производилась замена деталей, двигатель следует обкатать. Это крайне важно для его нормальной и надежной работы. Ю. УРУСОВ, инженер г. Минск28