пересекающий проезжую часть справа налево. Расстояние очень невелико, и предотвратить наезд не удается. Появление пешехода в поле зрения водителя в таком случае оказывается внезапным, ранее его скрывали стоящие впереди справа автомобили. Но можно ли считать это появление неожиданным? Разве водителя не предупреждали о такой опасности? Предупреждали. Вспомните статью 61 Правил движения: «На пешеходных переходах, где движение регулируется, водитель... обязан пропускать пешеходов,., не успевших закончить переход к моменту изменения сигнала». А на широких улицах пешеходы, сошедшие с тротуара в конце фазы зеленого сигнала светофора, часто не успевают достигнуть противоположной стороны улицы и даже ее середины за время горения желтого сигнала. И это водителям известно. Здесь поведение пешехода, продолжающего путь к середине улицы или дороги, соответствует требованиям Правил, и к его появлению из-за соседних транспортных средств нужно относиться как к реальному фактору. Или такой пример. Дорога проходит по открытой местности. Справа от вас по направлению к дороге бежит человек. В следующее мгновение вы замечаете, что навстречу вам движется автобус, приближающийся к остановке на левой для вас стороне дороги. Очевидно, что бегущий человек стремится достичь остановки автобуса, поспеть на него. Пока еще нарушения со стороны пешехода и опасной обстановки на дороге нет. Но и маловероятно, что в такой ситуации человек, приблизившись к обочине, остановится, чтобы пропустить ваш автомобиль. Боясь опоздать на автобус, он, пренебрегая правилами движения, станет перебегать проезжую часть в опасной близости от приближающегося автомобиля. И в этом примере неуместно говорить о предвидении опасности. Она надвигается, поведение пешехода является ее ярким признаком. Опасность уже существует, ее необходимо осознать. Согласитесь, что в такой обстановке нельзя ждать, пока человек выбежит на дорогу. Тогда уже, может быть, не удастся остановить автомобиль. Надо заранее принимать меры предосторожности, причем наилучшей мерой будет снижение скорости движения настолько, чтобы пешеход успел перейти дорогу раньше, чем к нему приблизится автомобиль. Если даже пешеход будет действовать нерешительно — то замедлит бег, то рванется вперед или начнет метаться на проезжей части, водитель и при таком неблагоприятном стечении обстоятельств на небольшой скорости сможет избежать наезда. Но совершенно недопустимо увеличивать скорость с намерением миновать опасную зону раньше пешехода: ведь тот также может ускорить бег. Ну, а если пешеход остановится и пропустит автомобиль, то незначительная потеря времени не причинит никакого ущерба водителю. Число таких примеров легко умножить. Но вывод ясен. Опасность часто возникает раньше, чем нарушитель, создавший аварийную обстановку, окажется в поле зрения водителя. Однако опасные по своим последствиям действия сопровождаются зачастую какими-либо предупреждающими признаками, так что водитель не должен ждать появления нарушителя на пути его движения, не должен упустить из виду ни одного сигнала. На то он и шофер, чтобы уметь своевременными мерами предотвратить или хотя бы смягчить последствия опасной неосмотрительности. Г. СОЛОВЬЕВСЕРЕБРЯНЫЙ ШЕЗЛПредставьте себе дирижера, добивающегося безукоризненного исполнения сложной симфонии оркестром, состав которого непрерывно меняется. К тому же вдруг обнаруживается, что некоторые музыканты еще плохо читают с листа. «Трудная задача!» — скажете вы. А ведь почти с таними условиями приходится сталкиваться дирижерам уличного движения — сотрудникам ОРУД-ГАИ. Их работа чем-то сродни дирижерскому искусству. Надо безошибочно понимать меняющийся ритм движения, тонко улавливать мгновения для переключения транспортных потоков, точно выдерживать паузы для поворачивающих автомобилей, а главное — вовремя замечать все диссонансы и отступления от дорожной «нотной грамоты» — Правил движения, потому что любое из них может иметь самые тяжелые последствия. И на наш взгляд, в таком сравнении мы не очень погрешили против истины. Интенсивность движения стремительно растет, и в обеспечении его безопасности мастерство инспектора ГАИ приобретает все большее значение. Интересен и ценен поэтому своеобразный экзамен дирижеров движения — конкурс на лучшего регулировщика движения Литовской ССР. организованный в конце минувшего года редакцией еженедельника республиканского Министерства охраны общественного порядка и автоинспекцией. Предварительно отборочные конкурсы прошли в крупнейших городах Литвы — Каунасе, Паневежисе, Клайпеде. Финальные соревнования состоялись в Вильнюсе. Здесь вначале соревнующиеся держали экзамен по теоретическим основам службы ОРУ Да. А затем каждому на 10 минут был отдан в подчинение один из центральных перекрестков столицы республики. Впоследствии многие признавались, что это были самые трудные, напряженные минуты в их служебном стаже. Еще бы! Взыскательное жюри и многочисленные болельщики внимательно наблюдали за каждым движением постового. Оценивалось все: умение мгновенно принять единственно правильное решение, выдержка, выразительность жестов, способность отреагировать на самое незначительное нарушение правил движения. Если добавить, что многие из таких нарушений специально инсценировались, то можно понять, какой это был непростой экзамен. Лучшее впечатление оставил представитель Вильнюса — старший сержант милиции Владас Вертелка. Он показал себя опытным хозяином перекрестка, а его осанка и пластина жестов вызвали аплодисменты зрителей. Жюри конкурса присудило ему первое место и вручило оригинальный приз — серебряный жезл и янтарный свисток. Незаурядные способности продемонстрировали регулировщики Антанас Иодснукис, Бернардас Дубокас и другие. Они награждены почетными грамотами Министерства охраны общественного порядка республики и ценными подарками. Решено сделать конкурс ежегодным. В нынешнем году местом его проведения станет Каунас. А. КУБ ИЛ ЮС Победитель конкурса В. Вертелка. Фото Л. Тейберисаполос для транспорта, выезжающего на магистраль. Такое выравнивание скоростей, конечно, будет способствовать уменьшению помех движению, а стало быть, повышению его безопасности. Улучшению дорожных условий придавали большое значение. Вместе с тем было еще раз отмечено, что подавляющая часть дорожно-транспортных происшествий совершается по вине водителя или пешехода. В результате грубых нарушений с их стороны установленных правил, как по чехословацкой, так и по международной статистике, случается 85 из каждых 100 происшествий. Причем причиной почти пятой части всех дорожно-транспортных происшествий является нетрезвое состояние водителя и пешехода. Конференция единодушно высказалась за усиление наказания водителей, управлявших автомобилями в нетрезвом состоянии. В ряде выступлений была высказана мысль, что главной причиной несчастных случаев с пешеходами на дороге является так называемая транспортная боязнь — результат слабого знания населением правил движения. Своими неумелыми, подчас рискованными действиями пешеход нередко не только не смягчает сложившуюся ситуацию, а наоборот усугубляет опасность, создает обстановку неизбежности наезда. Предлагается взяться за разработку единой системы обучения детей в школах и внешкольных учреждениях правилам поведения на улице. Резко улучшена должна быть и работа по подготовке водительских кадров. Управление транспортными средствами в условиях возрастающей интенсивности движения становится делом все более сложным. Рекомендации конференции в этом плане сводились к тому, чтобы увеличить время практического обучения будущих водителей, широко внедрить в учебную работу специальные тренажеры, построить при всех клубах и автошколах учебные автодромы. Что сказать в заключение? Конференция в Праге показала, что международный обмен опытом работы в решении сложных и многообразных проблем безопасности движения полезен и при известном условии может оказать положительное влияние на работу автотранспорта. Думаю, понятно, что под этим условием подразумевается осмысление и внедрение рекомендаций конференции в практику нашей работы по организации движения транспортных средств. А. КОРМИЛИЦЫН, заместитель начальника ГАИ СССР23