КАРТЫ ДЛЯ АВТОМОТОТУРИСТОВМногие читатели, готовясь к летним туристским путешествиям на автомобилях и мотоциклах, интересуются, где можно найти нужные им карты или схемы . На страницах нашего журнала за последние три года были помещены следующие карты. 1965 год. В № 4 опубликована карта автомобильных дорог Прибалтики. В № 5 — к арта дорог западных районов Украиныи Закарпатья. В № 6 помещен маршрут Москва — Ленинград — Псков — Киев — Одесса — Севастополь — Краснодар — Воронеж — Москва. В № 8 напечатана схема трассы Москва — Орел — Одесса — Кишинев — Ровно — Брест — Москва. 1966 год. В № 4 описан маршрут Москва — Горький — Казань — Ижевск — Пермь — Челябинск — Уфа — Куйбышев — Пенза — Рязань. В № 5 опубликована сводная карта дорог Кавказа, Крыма, юга Украины , Прибалтики, Ленинградской и Московской областей. В № 6 представлены маршруты путешествия по центральным районам европейской части СССР иНижнему Поволж ью через Москву, Владимир, Горький, Ульяновск, Сызрань, Саратов, Волгоград, Воронеж, Тулу. В I * 7 помещена карта автомобильных дорог, проходящих по Карелии, Ленинградской, Калининской и Ярославской областям. В № 10 приводятся схемы путешествий по дорогам Средней Азии, Южного Урала, Южной Сибири и Дальнего Востока. 1967 год. В № 4 напечатана карта центральных районов европейской части СССР со схемами пяти кольцевых маршрутов. В № 5 представлена карта дорог Прибалтики, Ленинградской, Новгородской, Псновской, Минской и Смоленской областей. В № 6 помещена схема дорог Крыма. В № 7 опубликованы карты городов-героев со схемами въездов и выездов, основными магистралями. В № 8 приведена карта автомобильных дорог Украины . В № 10 напечатаны схемы пяти маршрутов участников соревнований «Дорогами подвигов и славы».ствует о том, что средний пробег шин за несколько лет составляет 40 — 42 тысячи километров. Образование трещин на боковинах может быть связано со старением резины, вызванным действием тепла, света, кислорода и озона во время длительного хранения. Для защиты покровной резины от влияния этих факторов в ее состав вводят специальные химические и физические противостарители. Завод непрерывно улучшает их рецептуру. С 1963 года усилена защитная группа противостарителей, с 1965 года для изготовления протекторов легковых шин применяется нового типа стереорегулярный каучук, повышающий сопротивление боковин образованию трещин . Все это дало возможность дважды с 1962 до 1965 года пересмотреть гарантийные нормы на шины. В первый раз гарантийный пробег возрос с 24 до 30 тысяч километров, во второй — до 33 тысяч.РЕМОНТНЫЕ РАЗМЕРЫ«Прошу сообщить ремонтные размеры шеекколенчатых валов, кор енныхишатунных подшипников, а также поршней «Москвича-408». Такое письмо прислал читатель Г. Тхор из Уссурийска. Заводом предусмотрены ремонтные вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала двигателя «Москвича-408», уменьшенные на 0,25, 0,50, 0,75, 1 и 1,25 мм. Номинальный диаметр шатунных шеек коленчатого ва25 ла равен 48-°.° мм, а коренных — 025 57,048-°. мм. При ремонте следует уменьшить диаметр коренных и шатунных шеек по сравнению с номинальными размерами на величину, соответствующую уменьшению устанавливаемых в двигатель ремонтных вкладышей. Например, при установке вкладышей коренных подшипников с уменьшением на 0,75 мм шлифовку коренных шеек коленчатого. вала следует производить в размер 57,048-° «к _ 0,75 = 56,298 -°i°» мм. Для ремонта двигателя выпускаются также поршни, увеличенные по соавненню с номинальными на 0,25, 0,5, 1 и 1.5 мм. Поошни двигателей «Москвичей407» и «408» одинаковы. При ремонте цилиндры необходимо растачивать, учитывая, что зазор по нижней части юбки в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, должен быть равен 0,04—0,06 мм.БУМАГА ПОД ВКЛАДЫШАМИКогда вкладыши коленчатого вала двигателя ГАЗ-69 изнашиваются, некоторые водители и механики подкладывают под них тонкую папиросную бумагу. Можно ли так ремонтир овать мотор? — с прашиваетчитатель С. Р ыковс Камчатки. Отвечают заводские конструкторы. Не надо, очевидно, много говорить о том, что для нормальной работы вкладышей и шеек коленчатого вала диаметральный зазор между ними должен быть строго определенным. Оптимальный его размер 0,04—0,05 мм. Именно поэтому изготовление вкладышей, постелей в блоке и шатуне и шеек коленчатого вала требует высокой точности. Такую же величину диаметрального зазора полагается выдерживать и при смене вкладышей. Обеспечивают ее правильным сочетанием размеров диаметра шейки коленчатого вала и толщины стенки вкладыша. Устанавливать прокладки между вкладышами и их постелями для уменьшения зазора категорически запрещается, т ак нак прокладка уменьшает диаметр постели. В результате увеличивается натяг вкладышей, который приводит к деформации их при затяжкекрышек , чрезмерно уменьшается или полностью исчезает масляный зазор, а значит, вкладыши подплавятся. Положение усугубляется тем, что прокладки между вкладышем и постелью ухудшают отвод тепла.СПОРТШКОЛЫ НАЧАЛИ РАБОТУМногие юные читатели интересуются, в каких городах уже начали работать детско-юношеские спортивнотехнические школы со специализацией по автомотоспорту. Им отвечает инспектор ЦК ДОСААФ О. И. Сивицкая. Эти школы готовят юных авто- и мотоспортсменов из числа школьников, учащихся техникумов, профтехшкол, рабочей молодежи. В настоящее время уже открыты школы этого типа в трех городах: Минске (Могилевское шоссе, поселок СУ-5), Вильнюсе (ул. Маргипис, д. 48) и Горьном (ул. Волжинская, д. 6). В 1968 году начнут работать еще девять шнол.КОГДА ЗАЕДАЕТ ПЕРЕДАЧА«У моей «Планеты» стала заедать вторая передача, — п ишетв редакцию В. Аксенов из Саратова. — В чем причина ? И какизбавиться от этого явления?» Отвечают работники Ижевского маш иностроительного завода. Заедание второй передачи мотоцикла — следствие недостаточного зацепления кулачков у шестерен из-за смещения первичного вала влево. В этом случае шестерни срываются с кулачков и заклиниваются, а стопорная пластина выгибается подшипником первичного вала. Устраняют неисправность перемещением первичного вала вправо (на место) и установкой регулировочных шайб между наружной обоймой подшипника первичного вала и стопорной пластиной. Если пластина погнулась, ее необходимо выправить. Н аружный диаметр шайб — 4 7 , внутренний — 38, толщина — 0,4 — 0,5 мм. Шайбы устанавливают по мере необходимости, с обеспечением осевого люфта вторичного вала в пределах 0,4 — 0.6 мм. Делают это после сборки коробки, то есть закрепления ее крышки винтами.О ПРИВОДЕ СПИДОМЕТРА И ПОРШНЕВЫХ КОЛЬЦАХПочему не шплинтуется шестерня привода спидометра? Можно ли применять для ремонта двигателя «Москвича-408» поршневые кольца «Москвича-407», диаметр которых больше на 0,25 мм? — Эти вопросы интересуют читателя Ю. Антонова со станции Соло-Тюбе Сыр-Дарьинского района Кзыл-Ординской области Ка захской ССР. Ведущая шестерня привода спидометра удерживается от проворачивания на вторичном валу коробки передач шариком. Все детали здесь затягиваются гайкой, ноторая стопорится специальной шайбой. Если при вскрытии коробки передач гайка не отвернулась, то, по-видимому, отсутствовал фиксирующийшарик . При сборке следует установить его в специальное сверление на валу. Диаметр шарика 4 мм. Поршневые кольца для двигателей «Москвича-407» и «408» одинаковы. Поршневые кольца, увеличенные на 0,25 мм, можно установить на двигатель модели «408» только второго стандарта, который имеет маркировку «Ц», выбиваемую также на блоке цилиндров непосредственно за порядковым номером двигателя. Эти кольца подойдут для двигателя первого стандарта (он не имеет буквенной маркировки) только в том случае, если цилиндры во время ремонта расточены до второго стандарта.ПОРШНИ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫ«В двигателе моего мотоцикла «Паннония» необходимо заменить поршень. Новый поршень, к оторыйя купил, имеет два кольца, а установленный в двигателе — три. Почему?» — с прашивает мотолюбитель А. П аршин из Смоленской области. Отвечает инженер Б. С инельников . Поршень с двумя поршневыми нольцами устанавливается в двигатель мотоцикла «Паннония» модели T-5, ноторая выпускается вместо прежней модели TLF. Два кольца обеспечивают необходимую герметичность камеры сгорания и вызывают меньшее сопротивление трения. Новый поршень имеет иную форму в продольном сечении, благодаря чему он менее, чем старый, подвержен заклиниванию при повышенных температурах. Поршни новой конструкции можно устанавливать в двигатели мотоцикла «Паннония-250» всех моделей.ТРЕЩИНЫ НА ПОКРЫШКАХ«Почему на боковинах покрышек после длительного хранения шин обр азуютсятрещины , — с прашивает читатель Б. Козлов из Москвы. — Именно так было срезиной Московского шинного завода на моем «Москвиче-407». Отвечают работники завода. Московский шинный завод выпускает покрышки для «Москвича-407» с 1960 года. За это время накоплен большой опыт по их эксплуатации. Он свидетель25