смогли вдохнуть жизнь в старые ДКВ, «Нортоны», БМВ, Быстрое развитие социалистической промышленности позволило развернуть производство отечественной спортивной техники. Появились мотоциклы ФИС для спидвея, «Юнак» для многодневки, СХЛ для мотокроссов. В дружественных странах были сделаны закупки спортивных автомобилей и мотоциклов. Стало больше треков, гоночных трасс. Одним словом, двери в автомотоспорт открылись для тысяч энтузиастов, и появилась возможность отобрать самых талантливых, вырастить мастеров международного класса. Смело можно утверждать, что в основе успехов польских гонщиков, которые в ряде видов моторного спорта принадлежат теперь к мировому авангарду, лежат завоевания народной власти. На первом месте у нас, конечно, спидвей. За двадцать последних лет он очень быстро снискал себе популярность. Десятки тысяч зрителей заполняют трибуны треков — каждый хочет увидеть победы своих любимцев. А такие победы польские гаревики одерживают часто. Вспомним хотя бы триумф нашей команды на первенствах мира 1965 и 1966 годов, третье призовое место, добытое в позапрошлом году Антонием Ворыной. Создавая необходимые условия для чемпионов, мы не забываем о молодежи, р школьниках. Для них предназначен в первую очередь картинг. Польский моторный союз намеренно ограничил участие своих картингистов в международных соревнованиях, сократил число гонок на первенство республики, чтобы основное внимание уделить юношам, помогать им строить карты и организовывать простые, широкодоступные соревнования. Для взрослых спортсменов мы изготовляем в техническом центре Польского моторного союза гоночные автомобили РАК формулы 3, конструктором которых является известный мотои автоспортсмен, инженер Ежи Янковский. Уже сегодня Е. Янковский и Л. Билак добились на этих машинах известных международных успехов. Хорошо показали себя наши гонщики ив автомобильных ралли. Собеслав Засада дважды становился чемпионом Европы по ралли — в 1966 и 1967 годах, не раз побеждал в крупных соревнованиях в Австрии, ФРГ, Аргентине, Польше. Благодаря успехам своих спортсменов наша страна ныне пользуется большим авторитетом в международных спортивных организациях. Доверяют нам проведение больших соревнований, как, например, ралли, финалов чемпионатов мира и Европы по гаревым мотогонкам, шестидневки ФИМ (она недавно проходила в Закопане). Польский автомотоспорт ныне может по праву гордиться своими международными достижениями, своей массовостью, популярностью среди молодежи. И сегодня, несмотря на солидный возраст, юбиляр по-настоящему молод. Вацлав КОРИЦКИЙБОЛЬ ЕРЕМЕИ нформируемо новой спортивной регламентацииС1 января вступили в силу новая классификация автомобилей, у частвующихв соревнованиях, и технические требования н ним, утвержденные Федерацией автомобильного спорта СССР. Оба документа подверглись основательному пересмотру. . Классификация, действительная на 1968 — 1 972 гг., разработана с учетом новых моделей, которые будут выпускаться отечественными автозаводами вближайшие годы. Теперь все легковые автомобили, выступающие в ралли, кольцевых и ипподромных гонках, делятся на двенадцать нлассов в зависимости от рабочего объема двигателя: IA и 1Б (до 1000 смЗ), НА и МБ (до 1300 смЗ), III Аи 1ИБ (до 1600 смЗ), IVA и IVB (до 1800 смЗ), VA и VB (до 2500 смЗ), V IAиVIB (свыше 2500 смЗ). В каждой кубатуре в зависимости от устройства клапанного механизма двигателей предусмотрены: класс А («верхний» распределительный вал) и нласс Б (штанговый привод нлапанов). В одной и той же кубатуре в классе А допускается участие автомобилей класса Б. В этом году из всего многообразия классов легковых автомобилей на соревнованиях будут представлены лишь пять: IB («Запорожцы» моделей 965 и 966В), МБ («Запорожцы» модели 966), Ш Б («Москвичи» моделей 407, 403 и 408), VB («Волги» и их модификации) и IIIA («Москвичи» модели 412). Для грузовых автомобилей предусмотрено шесть классов: I — ГАЗ-51 и ГАЗ-53Ф, II — ЗИЛ-164, I II — ГАЗ-53А, IV — ЗИЛ-130, V — ГАЗ-69, УАЗ-452 и их модификации, VI — автомобили повышенной проходимости грузоподъемностью от 2 до 5 тонн. Гоночные автомобили подразделяются на шесть формул. Ф ормула1 . Автомобили с двигателями рабочим объемом от 1600 до 3000 смЗ без наддува или до 1500 смз с наддувом. Минимальный вес (без балласта) — 500 иг. В дополнение н этим — международным — требованиям разрешается также применение двигателей рабочим объемом свыше 3000 смЗ, если они имеют штанговый привод клапанов. Ф ормула2 (международная). Автомобили с двигателем до 1600 смЗ (без наддува) и минимальным весом (без балласта) 420 кг. Ф ормула3 (международная). Автомобили с двигателем до 1000 смЗ и минимальным весом (без балласта) 400 нг. Ф ор ­ м ула4 (всесоюзная). Автомобили с двигателем до 350 смЗ и минимальным весом 200 нг. Ф ормула5 (всесоюзная). Автомобили с двигателями до 2500 смз, и меющи ­ ми штанговый привод клапанов. Ф ормула «Ю ност ь» (всесоюзная). Автомобили, скомплектованные из серийных агрегатов «Запорожца». Спортивная классификация по картингу осталась без изменения. В отличие от классификации, новые технические требования разработаны только на 1968 год. В них большим изменениям подвергся раздел, посвященный серийным автомобилям. Если раньше вмашинах , предназначенных для кольцевых гонок, разрешались более значительные переделки, чем в автомобилях для ралли, то теперь для обоих видов соревнований введены единые технические требования. За основу приняты изменения, обычно допускаемые для «раллистсних» машин. В чем же смысл новых технических требований? Безусловно, автомобили должны соответствовать техническим условиям заводовизготовителей, представлять собой их серийную продунцию. М ожно использовать лишь те агрегаты и детали, которые были вылущены заводом в количестве не менее 1000 штук . Однано техническими требованиями разрешается ряд переделок и изменений вконструкциимашин . Все остальные переделки, не оговоренные особо в требованиях, безусловно запрещаются . Какие конструктивные изменения допустимы? По-прежнему разрешено увеличивать степень сжатия , но не за счет формы днищапоршня или уменьшениятолщины проиладни головки, а только уменьшением высоты головки или блока цилиндров. Разрешается улучшать механическую обработну деталей автомобиля. П рактически это означает, что с них можно удалять металл, но с обязательным сохранением заводской маркировки и клейма. М ожно использовать любой карбюратор (один) отечественного производства, если, разумеется, он серийный. При этом присоединительные фланцы как впускной трубы, т аки карбюратора можно соответственно изменять. Естественно, что в этом случае применение воздушного фильтра (устанавливавшегося первоначально на карбюраторе) не обязательно. В новых требованиях нет оговорок, р азрешающих ставить несерийные головку двигателя и впускной коллектор, применять клапаны увеличенного размера. В отношении глушителя требуется, чтобы он сохранил свое расположение, серийные корпус 1 трубы И Дополнительные бензобаки (вне пассажирсного помещения) разрешались и раньше. Теперь, однако, на «Запорожцах» можно ставить бак позади заднего сиденья (с выводом горловины наружу ) . Изменились требования к числу фар. Если прежде общее число их не должно было быть больше шести, то ныне разрешено ставить только две дополнительные фары. К системе охлаждения теперь также предъявляются более жесткие требования — здесь можно лишь изменять число лопастей вентилятора. С нынешнего года вводятся новые требования в отношении норобок передач. В частности, они позволяют применять на «Волгах» четырехступенчатые коробки , но изменять передаточные числа передач запрещается. В случае установки на «Волгу» четырехступенчатой коробки УАЗ допускается применение кулисного механизма переключения передач. Главная же передача может иметь любое передаточное число, применяемое на серийных модификациях базовой модели. Т ан , «Волги» выпускались с передаточным числом главной передачи 3,78; 4,55 и 4,62, а «Моснвичи» — 4,22; 4,55; 4,62 и 4,71. К аки раньше, допускается замена пружини рессор подвески, направленная на снижение посадки машины . Разрешается использовать уширенные обода колес. Более жестние требования предъявляются к изменениям и переделнам, допускаемым вконструкции грузовых автомобилей, участвующих в кроссах. Теперь не разрешается увеличение степени сжатия , применение клапанов увеличенного размера, установка нескольких карбюраторов. М ожно лишь улучшать механическую обработку деталей, ставить тольно один — любой — отечественный карбюратор (с соответствующими изменениями фланцев). В то же время допускается изменение числа лопастей вентилятора, оборудование машины различными устройствами для повышения проходимости, кроме блокировки дифференциала. При разработке технических требований были учтены условия безопасности: с нынешнего года обязательна установна защитной дуги по контуру кабины, огнетушителя и дополнительного мощного звукового сигнала. Для картов все осталось по-старому, а от гоночных автомобилей в этом году требуется дополнительно, чтобы радиус поворота не превышал 6,5 метра. Поскольну с нынешнего года вступает в действие новая формула «Юность», для автомобилей этой формулы были выработаны отдельные технические требования. В. Л АПИН , главный тренер СССР по автоспорту, мастер спортаВаршава28