НА «МАЛЮТКЕ» ИЗ ТАШКЕНТА В МОСКВУИнтересное путешествие совершил ташкентский автолюбитель М. Инчин. На самодельном микролитражном автомобиле «Малютиа» он отправился из Ташкента в Москву. Вместе с 18-летним сыном Инчин проехал через Чимкент, Кзыл-Орду, Аральск, Актюбинск, Куйбышев, Пензу, Рязань. Позади осталось 3825 километров — ijfiocce, проселки, солончаки. «Малютка» безболезненно перенесла песчаные бури, резкие изменения температуры, порой в течение суток колебавшейся от 40-градусной жары до нуля. На машине Инчина стоит мотоциклетный двигатель М-72, несколько форсированный конструктором и снабженный вентилятором. Трехступенчатая коробка передач и задний мост — от «Москвичей» моделей 402 и 400. Передние колеса подвешены независимо на поперечной рессоре. Колесная база «Малютки» — 2100 мм, а колея — 1100 мм. Хотя эта машина четырехместная, вес ее сравнительно невелик — 618 кг. Несмотря на небольшой клиренс (160 мм) и маленькие шины (5,00-10) она обладает вполне удовлетворительной проходимостью. Еще до начала путешествия автомобиль прошел 28 тысяч километров, но тем не менее финишировал в Москве без каких-либо неполадок и .поломок. Ташнентсиая «Малютиа» приняла участие в проводившемся в столице парадеконкурсе самодельных автомотоконструкций, на котором получила золотую медаль и диплом.Такое не забываетсяПод колесами тонкий ледПрошло более четверти века, но никак не могу забыть зиму 1941 года. Серебряный лед Финского залива, черные ночи, огневые вспышки разрывов, и между воронками на льду — мелькающие, как тени, «газики» и «зисы», груженные хлебом, снарядами для нашего «пятачка»... Узкая полоска земли, от Петергофа до Кернова, прижалась к берегу залива, к кронштадским фортам. Здесь, отрезанная в сентябре 1941 года от остальных частей Ленинградского фронта, оборонялась Приморская оперативная группа — 27 тысяч бойцов и командиров. Это и был Ораниенбаумский «пятачок», с трех сторон окруженный немецкими дивизиями, а с четвертой — холодными волнами Финского залива. Он насквозь простреливался артиллерийским, а местами и минометным огнем противника. Осенью снабжение нашей группы шло кружным путем: от Ленинграда по Сестрорецкому шоссе до мыса Лисий нос, а с Лисьего носа — на катерах по заливу до Ораниенбаумского порта. Коммуникации длинные и опасные. Катера подвергались обстрелу из Петергофа. k В декабре залив замерзает. На войска и население плацдарма надвигалась катастрофа: катера прекратили доставку всего необходимого. Скудные запасы подходили к концу. Нас, по примеру Ладожской, могла спасти только ледовая дорога. Голодные, измученные бойцы Приморской группы и краснофлотцы Кронштадта вышли на лед. В мороз, на пронизывающем ветру ломами и кирками стали пробивать в торосах дорогу от Малой Ижоры на «малой земле» через остров Котлин до перевалочной базы на мысе Лисий нос. Работали в основном ночью: днем нас бомбили и обстреливали фашисты. Мне приказали сформировать две автороты, отобрать из частей лучших водителей и машины для ледовой трассы. Днем и ночью шоферы и ремонтники готовили к тяжелой работе на льду потрепанные ЗИС-5 и ГАЗ-АА. Настало 17 декабря. Вчерне дорога через залив закончена. Но как лед? Выдержит ли он груженые машины? Захожу в блиндаж командующего войсками Приморской группы, старого солдата, участника многих войн, генерала Астанина. Докладываю о готовности первой колонны к рейсу. — Лед ненадежен. Знаете? —i спрашивает генерал. — Да, тонковат, — отвечаю я. — Но выхода нет. Надо ехать. Войска вторые сутки без хлеба, — говорит Астанин. — Вся надежда на вас, автомобилистов! — И, крепко пожимая руку, добавляет: — Чтобы мы выстояли, должна действовать ледовая трасса. В тот же день тридцать машин вышли в первый рейс. Моя старая «эмка» спустилась на лед. В мглистой дымке зимнего дня лежала белая дорога, окаймленная по обочинам снежными валами. Было тихо, только с переднего края бухали редкие выстрелы, справа стучал пулемет. До противника было всего километров шесть. Остановил машину и пошел вдоль колонны. Вглядываясь в суровые и вместе с тем торжественные лица водителей, думал: «Первый рейс. Ведь все еще впереди, а под колесами тонкий лед и холодная морская глубь». Снова вместе с шофером краснофлотцем Владимиром Бездорожевым движемся впереди колонны. Автомобиль бросает с боку на бок. Скорость — двадцать. Оглядываюсь — следом, покачиваясь на ухабах, идут, идут наши грузовики. Машины буксуют, шоферы берутся за лопаты, помогают друг другу. Колонна опять в пути. Наконец северный берег — домики перевалочной базы. Люди бегут навстречу, машут руками. Двадцать четыре километра мы прошли за шесть часов. Назад двинулись в полной темноте. Впереди ракетами и вспышками разрывов обозначался наш плацдарм. Там голодные бойцы ведут смертельный бой, там нас ждут, и водители жмут на газ. На фото вверху — автомобиль ГАЗ-АА в укрытии перед выходом в рейс.Ташкентская «Малютка». О путешествии рассказал в письме в редакцию сам конструктор — шофер автобазы ташкентского горэдравотдела М. Е. Инчин.В ЯКУТИИ «ТЕПЛЕЕТ»Суров нлимат Якутии. Сорок пять — пятьдесят градусов ниже нуля не редкость. Но ив самые лютые холода жизнь идет своим чередом. Студентам и школьникам, горнякам и строителям, охотникам и оленеводамколхозникам — всем нужен транспорт. Автобус — основной вид пассажирского сообщения в Якутии. Но местный климат и дорожные условия требуют специально приспособленных машин. В последние годы ведется большая работа по созданию «северных» автобусов и грузовиков. С конца января в Якутске проходил испытания ЛиАЗ-677А — северная модификация большого городского автобуса ЛиАЗ-677. У него двойное остекление и термоизоляция пола, стенок и потолка. В машине тепло, а это главное, что требуется на Севере. Испытания проходили успешно. Жители Якутска довольны новой машиной. Сейчас обрабатываются материалы, готовятся рекомендации заводу.10