И. ХРАПОВ, заместитель начальника ГАИ СССР, Г. КЛИНКОВиЛЕЙН, начальник отдела безопасности и организации движения НИИ автотранспортаЧитатели журнала уже знакомы с проектом новой международной Конвенции о дорожном движении, являющейся по существу международными типовыми правилами (см. «За рулем», 1967, № 4). Не менее важную роль в современной организации движения играют дорожные знаки и указатели, световые сигналы светофоров, разметка проезжей части улиц и дорог. Отныне статут этих всех, как мы говорим, технических средств регулирования впервые в международной практике станет определяться специальной и -самостоятельной Конвенцией о дорожных знаках и сигналах, которая, как намечается, будет принята в нынешнем году. О характерных чертах нового документа мы и хотим рассказать. Нашим автомобилистам в разработанном сейчас проекте новой Конвенции кое-что покажется необычным, а может быть, и странным. Но это только на первый взгляд. Если посмотреть внимательнее, единые международные рекомендации оказываются достаточно обоснованными и закономерными. Но начнем по порядку. Проект Конвенции делит все дорожные знаки на три группы: предупреждающие об опасности; сообщающие обязательное предписание; указательные. В целом этот комплекс знаков соответствует принятому в нашей стране, однако группировка их имеет некоторые отли-1. Проект международной конвенции о дорожных знаках и сигналах предлагает свести все эти знаки в одну группу, кан определяющие порядон проезда перекрестков. 2. Так международный стандарт предлагает изображать уклон на пути или извилистую дорогу. 3. Левый знак запрещает стоянку, правый — остановку. Такие знаки используют уже многие страны, сейчас их рекомендуют всему миру. 4. Некоторые из международных дорожных знаков, которых в нашем ГОСТе нет: а, б — «Крутой подъем» в — «Взлетная полоса» г — «Выезд на набережную или берег» д — «Выброс гравия» е — «Движение автомобиля с прицепом запрещено» ж — «Движение пешеходов запрещено» з — «Движение ручных тележек запрещено» и — «Автомагистраль» к — «Конец автомагистрали» 5. Световые сигналы, запрещающие и разрешающие проезд по резервной полосе.чия. Так, во вторую группу вошли не гон грузовым автомобилям запрещен». только запрещающие знаки, но и предТакой подход можно объяснить тем, что писывающие, а также все знаки, опредеограничения по весу вводятся прежде ляющие порядок проезда перекрестков. всего с целью сохранить покрытие улиц Последние показаны на рис. 1 (см. 4-ю и дорог, а на него влияет не грузоподъстр. вкладки). Что ж, исходя из практики емность, а вес нагруженного автомобиорганизации движения, и такая подгрупля, в порожнем же состоянии он в принпа имеет право на существование. Да и ципе может двигаться по той же улице в предлагаемом объединении запрещаили дороге без ущерба. ющих и предписывающих знаков есть Одна из глав Конвенции посвящена смысл. Эти две категории имеют по сусветовым дорожным сигналам как для ществу одинаковое значение в правилах транспортных средств, так и для пешеходвижения, так что разделение их на две дов. Здесь обращает внимание такая загруппы, которое принято у нас, в известпись. Известно, что зеленый свет означаной степени условно. ет разрешение проезда. Между тем, Рисунок отдельных знаков в проекте Конвенция специально подчеркивает, что Конвенции отличается от того, что мызеленый сигнал при въезде на перекресвидим на наших знаках. Сравните, наток не дает разрешения проезда, если в пример, предупреждающие знаки нанаправлении, по которому водитель нашего стандарта и Конвенции (последние мерен двигаться, возник затор, не попоказаны на рис. 2). Можно согласиться, зволяющий освободить перекресток при Нелишнее пожалуй, что новые знаки более предсмене сигналов светофора. метно, что ли, передают особенности предупреждение, особенно для условий дороги. Но особенно существенным выдвижения в больших городах. глядит различие в рисунке знаков, заИнтересно регламентируется и рабопрещающих стоянку и остановку (рис. 3). та основных сигналов светофора. Тот знак, что нашим ГОСТом определен Желтый сигнал может включаться для запрещения остановки, междунатолько после зеленого или одновременродный стандарт рекомендует примено с красным. Зеленый сигнал должен нять для запрещения стоянки, а для зазагораться только после выключения прещения остановки — аналогичный по красного и желтого. Таким образом, символике, но как бы «усиленный»: сиприменение зеленого огня вместе с нее поле перечеркнуто двумя красными красным или желтым Конвенцией искполосами накрест. Кстати, такие знаки лючается, а предупреждение о, смене уже много лет применяются в Австрии, красного на зеленый может быть необяБельгии, Франции, Швейцарии и ряде зательным. других стран Европы. Чтобы легче было увидеть смену сигКонвенция требует, чтобы знаки были налов, разрешено дублировать основной хорошо видны всем, для кого они предсветофор, устанавливая на той же колонназначены, и установлены, как правило, ке, но пониже круглые световые сигнана правой стороне дороги. Кроме того, лы меньшего размера. любой знак, установленный справа, долКонвенция предусматривает применежен иметь дублера на противоположной ние зеленых и красных огней и над стороне дороги или прямо над проезобозначенными разделительными линияжей частью, если по каким-либо причими (рядами) движения по улице или донам он может быть замечен водителями роге. Сделано это для того, чтобы при несвоевременно. Запрещается помещать снижении интенсивности движения зана знаке или его опоре отвлекающие крывать его по той или иной полосе водителя предметы — афиши, плакаты (прием, который получил у нас назваи т. п. ние «смещающаяся осевая линия»). В таНадо сказать, что проект Конвенции ких случаях красный огонь может иметь включает значительно больше знаков, форму двух перекрещивающихся диагочем наш ГОСТ. Но это не значит, что нальных полос, а зеленый — вид стрелобращено вниз каждое государство, присоединившись к ки, острие которой Конвенции, обязано пользоваться всеми (рис. 5). этими знаками. Каждая страна может Транспортные светофоры могут подапринять лишь минимум необходимых ей вать и мигающие сигналы — красные сигнальных знаков в зависимости от или желтый. Красные мигающие огни специфики условий движения и его оргаприменяются только в сдвоенном светонизации. На рис. 4 вы можете познакофоре, у которого на одной высоте расмиться с некоторыми знаками, включенположены два попеременно включаюными в Конвенцию, но не нашедшими щихся сигнала. Такие светофоры устапока применения в Советском Союзе и навливаются на железнодорожных педругих странах. реездах, при въезде на разводные мосВ разговоре о дорожных знаках нам ты или на пристанях паромных перекажется уместным еще одно замечание. прав. Желтый мигающий огонь означаВ первой статье новой Конвенции, как ет, что проезд разрешен, но с особой ив Конвенции о дорожном движении, осторожностью. определены основные термины. И здесь Конвенция предусматривает, что пешевместо нашего понятия «грузоподъемходный светофор может иметь два или ность» (максимальная нагрузка) приметри световых сигнала. Желтый огонь заняются такие термины, как «разрешенпрещает пешеходам вступать на переный максимальный вес» и «вес трансход, но позволяет закончить переход портного средства с нагрузкой». Именно уже вышедшим на проезжую часть. В общий вес автомобиля с грузом указыпешеходном светофоре может также вается при необходимости и на знаках применяться мигающий зеленый огонь «Грузовое движение запрещено» и «Об(в конце зеленой фазы), означающий,елепая волна