ПРАКТИЧНО И КРАСИВОДля путешествующего на автомобиле дорога это его второй дом. Мелькают великолепные пейзажи, живописные города и селения, а дорога всегда перед глазами. От того, как она благоустроена, зависит многое. Хочется, чтобы ив этом доме все было удобно. Благоустроенной и обжитой выглядит автомагистраль Москва — Киев — Львов, по которой мне недавно довелось совершить автомобильное путешествие. Такое впечатление создают в первую очередь многочисленные павильоны для пассажиров, встречающиеся в пути. Об этих небольших сооружениях мне и хочется рассказать. Автобусные павильоны, в которых ожидающие рейсовой машины могут укрыться от непогоды и жаркого солнца, привлекают потому, что выделяются удачными архитектурными формами и хорошей отделкой. Эти легкие, можно сказать, грациозные сооружения, созданы в основном из стекла и бетона. Умелое применение декоративных материалов — цветного бетона, керамики, пластиков, стеклоблоков, выполненные из них орнаменты, панно, надписи делают павильоны яркими и нарядными. Они видны издалека и на лесном фоне ив ансамбле других построен. Мне кажется, что особенно удачными получились павильоны, разработанные украинскими архитекторами и художниками.Молодому мотоциклисту, успевшему привыкнуть к гладким городским улицам, кажется, что ив путешествии не должно возникнуть особых трудностей. Бывалый же знает, что это не так. В пути, если вы хотите побольше увидеть и узнать, вам встретятся не только благоустроенные дороги, и надо быть готовым к самым разным «сюрпризам».ffOJПО ШОССЕ ИВ СТОРОНЕ ОТ НЕГО Загородное шоссе не загадает загадок и новичку. Мотоцикл устойчив даже на крутых поворотах. Но вот духоту дня нарушил дождь, дышать стало легче и ехать как будто приятнее. Однако не спешите с выводами. Серая лента дороги, на которой мы как-то не замечали пыли, теперь покрылась тонкой пленкой грязи. Здесь и на небольшой скорости колеса могут «заюзить», а так — и упасть недолго. Снизьте скорость, особенно осторожно проходите повороты, пользуйтесь при надобности только ножным тормозом. А уж если при всех стараниях юза избежать не удалось, опустите ноги с подножек и постарайтесь выровнять мотоцикл, поворачивая руль в сторону заноса. При въезде на мокрый проселок немного затяните демпфер руля. Так будет легче преодолеть грязь. Кстати, она бывает жидкая и густая. Если уж нет другого выбора, лучше ехать по жидкой, она не так набивается под щитки и не затрудняет движение колес. Колеса начали буксовать — передвиньтесь по седлу ближе к заднему колесу: улучшится сцепление с грунтом. Вязкую и глубокую грязь преодолевайте, пользуясь низшими передачами, скорость старайтесь сохранить равномерной, не допускайте резких поворотов и боковых' движений. Будет неплохо снизить давление в шинах: это улучшит устойчивость машины. Однако не забывайте, что длительное пользование первой и второй передачами может вызвать перегрев двигателя. Если дорога чересчур грязна, можно ехать по лужам — почва под водой обычно плотнее. Правда, здесь есть одно «но». Появляется опасность угодить в скрытую под водой яму, вода может попасть в двигатель, и придется основательно задержаться. Так называемые большаки проезжайте по дну кювета. Мокрый н грязный булыжник требует особой осторожности. А вот на сухом придерживайтесь скорости 50 — 6 0 км/час. Гравийная дорога очень удобна. Даже < сильный дождь на ней можно дерв жать высокую скорость. Но если встретятся не укатанные россыпи гравия, будьте внимательны. Можно в один миг порезать покрышку (гравий имеет очень острые углы) или оборвать цепь — если он попадет в звездочку. ПО ПЕСКУ Говорят так: «песок песку рознь». И действительно, от протяженности и влажности участка, от глубины песчаного слоя зависит многое. Чем слой глубже, тем труднее по нему ехать: колеса зарываются, двигатель греется, а неопытный водитель теряет время и портит нервы. Бывалый поступает в этом случае иначе. Приметил места, покрытые травой, — значит, здесь почва покрепче, а стало быть, и дорога получше. Нет травы — смотрит, велик ли участок. Небольшой — с хода, на высшей передаче и большой скорости проскакивает его. Причем руль держит крепко, чтобы из рук его не выбило, но н не сжимая до ломоты в пальцах. Он еще перед этим демпфер слегка затянет, чтобы было легче управлять 'машиной. При заносах машины старается не снимать ноги с подножек, а выравнивает ее движением корпуса. А вот когда песок «длинный», да к тому же глубокий, опытный водитель включает низшую передачу ис ходу на (высоких оборотах (чтобы был запас мощности) минует его. Поворотов он не делает, так как знает, что машина обязательно остановится. Некоторые, чтобы не пробуксовывало колесо, смещаются назад (по седлу). Эти же рецепты подойдут и для преодоления толстого слоя пыли. С ГОРЫ ИВ ГОРУНа снимках: павильоны на дороге Москва — Киев — Львов. Фото автора Не только пассажирам служат хорошую службу павильоны. Очень нужны они и водителям как источнин разнообразной дорожной информации. Блестящей, не поддающейся влиянию времени и непогоды керамикой во всю стену выложены на них названия городов и поселков, километраж и маршрутные указатели, схемы внутригородских проездов и рисунки-символы. Не нужно притормаживать и напрягать зрение — все как на ладони. Много дорог в нашей стране. У каждой — свое лицо. Горное шоссе Кавказа, конечно, отличается от магистралей в степях Украины или дорог в северных лесах. Однако любой из них без сомнения придутся в пору удобные автобусные павильоны, которые встретились нам по пути на Львов. Им будут рады и водители, и пассажиры. 1. КИРИЛЛОВА, ав-,олюбитель_^-W^~.После подъема обычно следует спуск. А что легче для мотоциклиста — сказать трудно. Во всяком случае, и в гору и под гору ехать надо умеючи. На подъеме старайтесь не допускать переключения передач. Заранее выберите передачу в зависимости от крутизны. Если она достигает 20—25 градусов — не раздумывая ставьте первую передачу. Входите на подъем с достаточно большими оборотами (особенно если двигатель маломощный). С возрастанием нагрузки постепенно увеличивайте газ. Успех во многом зависит от посадки мотоциклиста. Туловище дучше держать не прямо, как на параде, а наклониться вперед. Причем тем больше, чем круче подъем. Если этим пренебречь, можно опрокинуться. В том случае, когда склон травянистый или сырой, лучше пересесть поближе к оси заднего колеса — сцепление его с грунтом улучшится, и значит, можно избежать буксовки. А уж коль она началась и машина вот-вот остановится, здесь мешкать некогда. Соскакивайте с мотоцикла (но ни в коем случае не выжимайте сцепления!) и помогайте ему. Не хватает общих усилий — не те-ц