Г Строки I из писемИ ИУсловные обозначения: ледовая дорога через Фин ский залив Оо ОС регулировочные посты (%) перевалочные базы _г—j пункты технической помощи линия фронта запасная дорога через Финский заливСхема ледовой дороги через Финский залив Поздно ночью прямо с трассы я вошел в блиндаж командующего. Доложив, что первый рейс завершен — ледовая трасса открыта, я передал командующему буханку хлеба. — Вот вам, товарищ генерал, подарок от шоферов. Тут же кто-то из штабных работников разрезал буханку на ровные ломтики. — Давно не ел такого вкусного хлеба, — сказал командующий. А хлеб-то был горьковатый — блокадный. С этого дня две зимы подряд автотранспортные подразделения, водители, эти скромные герои, днем и ночью, в пургу и жестокие морозы, под бомбежкой и артиллерийским обстрелом регулярно доставляли частям все необходимое для жизни и боя. Злейшим нашим врагом были снежные заносы. В ясную, тихую погоду ледяная дорога блестела как зеркало, и колонны шли со скоростью до сорока километров в час. В такие дни требовалось всего час-полтора, чтобы пересечь залив. Но вот подул ветер с Балтики, закрутила лихоманка-пурга. Дорогу начинает переметать. Не спасают и снежные валы. На открытом пространстве нет защиты от ледяного ветра и от колючей снежной пыли. Колонны останавливаются. На лед выходят сотни бойцов тыловых частей, впрягаются в машины и буквально на плечах вытаскивают тяжелые грузовики из снежных заносов. Ночью в пургу машины сбивались с пути, попадали в воронки от снарядов или разводья. Вместе с ними гибли люди. В мартовскую оттепель машины шли по кузов в воде, издали напоминая катера. Многие водители сутками не вылезали из-за руля, делая по три рейса без отдыха. Напряженно трудился офицерский состав. Я и сейчас часто вспоминаю командира первой автороты энергичного танкиста Алексея Соколова, отважного и ловкого младшего воентехника Аркадия Афанасьева. Однажды, в январе 1942 года, я ехал в штаб фронта. Дорога была пустынна, только одинокий «газик» сиротливо прижался к снежному валу. Когда мы поравнялись, я остановил машину и спросил молоденького водителя, что случилось. В ответ из-под кузова услышал знакомый простуженный бас Афанасьева: — Погнут кардан, масло подтекает. Вскоре он устранил неисправность, и километра через три мы догнали колонну. Таким же тружеником, как Соколов и Афанасьев, был зампотех второй автороты Петр Самохин, который и по сей день не бросает руля автомобиля, работая в автохозяйстве города Малоярославца. Весной 1942 года Петр Самохин получил свою первую награду — медаль «За боевые заслуги». В это же время за самоотверженную работу на трассе были награждены многие бойцы и командиры авторот. Помню воентехника Нечаева, командира ремонтного взвода воентехника Яблочкина, водителя Степочкина. В одном из приказов войскам Приморской группы была отмечена героическая работа личного состава автотранспортных рот по обеспечению войск продовольствием и вооружением. Через Финский залив они сумели перебросить тысячи тонн грузов и эвакуировали не менее десяти тысяч местных жителей. Большая группа лучших водителей была удостоена правительственных наград. Среди них Синица, Грязев, Арсеньев, Шихале'в, Евдокимов, Сваликое, Удавцев, Иванов, Асокин, Ширшов, Богомолов и Кузин — имена этих товарищей и сейчас дороги мне. Без героической работы автомобилистов вряд ли мы продержались бы две зимы. Воины автотранспортных частей Приморской группировки сделали все возможное, чтобы наш «пятачок» мог не только жить, но ив нужный момент вместе со всем Ленинградским фронтом ударить по врагу. M i оАТЛАН, полковник в отставке, бывший начальник автобронетанковых войск Приморской оперативной группы Ленинградского фронта2»...Погода стояла неустойчивая. Мороз ившийс вечера дождь к утру сменился поземкой. Проселочную дорогу замело снегом. И вот в такую-то погоду срочно надо было доставить в Ленинск-Кузнецкий тяжелобольную. Председатель колхоза В. М. Кузьмин задумался: кого же послать в этот нелегкий рейс? Выбор пал на коммуниста Василия Павловича Захарова. Разговор был краток: — Сможешь? — Надо. Василий Павлович отправился к машине, надел на колеса цепи, бросил в кузов (на всякий случай) несколько горбылей. Не стоит описывать этот рейс — труден был он, очень труден. Но бывалый водитель выполнил его с честью. Когда больную доставили в больницу. врач сказал водителю: — Опоздай вы на полчаса, пришлось бы очень туго... В обратный путь В. П. Захаров взял уголь для молочной фермы. С этим грузом он и возвратился в колхоз. Более семи лет водит по сибирским дорогам свой ГАЗ-51 Василий Павлович Захаров. Машина его всегда на ходу. С. КАЧАЛОВКолхоз им. Ленина Ленинск-Кузнецкого р-на Кемеровской областиРасскажу о двух случаях, не похожих один на другой. Первый. Поехал яс семьей по грибы. На обратном пути застрял на лесной дооге — «сел» аккумулятор. Что делать? Й ришлось идти на шоссе пешком. Останавливаю проходящую машину. Обращаюсь к водителю: «Выручайте, — говорю, — дети остались в лесу». Коллега охотно согласился, свернул в сторону, помог мне завести автомобиль и выбраться на шоссе. От радости, что ли, не успел я поблагодарить товарища, л ишь номер его «Москвича» заметил: 38-33 ТТЕ. Вспоминая тот случай в лесу, говорю: «Спасибо, незнакомый друг1». А вот другой случай. Дом наш стоит на бойком месте. Проезжий шофер — частый гость. Однажды ко мне в гараж зашел незнакомый человек. Автолюбитель оказался, притом издалека — с Урала. Спрашивает, нет ли лишней прокладки к головке блока. «Есть прокладка, — сказал я, — но и без запаса никак нельзя. Магазин далеко — больше ста километ"ров». Проезжий деньги давал, я не взял. Тогда уралец обещал выслать прокладку бандеролью, когда вернется домой. Поверил я ему. Да вот что-то владелец «Москвича» 76-33 СЛ не выполняет своего обещания. Н. КАШИЦЫН, автолюбительг. Вязники Владимирской областис. Сосновка Тамбовской областиДорогая редакция! Хочется через ваш журнал поблагодарить Тамбовский облсобес за теплую заботу о нас, инвалидах Великой Отечественной войны. Некоторые из нас получили автомобили «Запорожец» со специальными устройствами. облегчающими управление. Но не все мы на первых порах хорошо знали машину и правила движения. И вот работники собеса решили помочь нам: они создали особые курсы, выделили опытных инструкторов В. Вагина и В. Леонова. которые бесплатно, на общественных началах обучали инвалидов теории автомобиля. практике его вождения и правилам движения в различных условиях. Теперь каждый водитель увереннее сидит за рулем. А. ОГОРОДНИКОВ, В. ЛЮБОВСКИЙ и другие — всего десять подписей11