тЯОДШУШМЖАвтомобиль называют и «всеобщим любимцем», и «спутником нашего времени». В современной жизнн он ив самом деле играет очень большую роль. Поэтому появление новых моделей всякий раз встречается с повышенным интересом, и выставки, где они демонстрируются, неизменно привлекают толпы посетителей. Капиталистические автомобильные магнаты стремятся использовать выставки Для того, чтобы извлечь из них наибольшие коммерческие выгоды. За блистательными фасадами автомобильных салонов развертывается незримая, но от этого не менее жестокая битва крупнейших фирм, трестов, концернов. Любой ценой вырваться вперед, оставить позади конкурентов. Д ля достижения этой цели часто (порой в ущерб качеству) меняют модели, создают экстравагантные машины, рассчитанные на изощренные вкусы. Но вместе с тем каждая выставка-салон приносит немало интересных новинок, воплощающих передовые инженерные идеи.4 96S годаК ак обычно, в конце минувшего года распахнулись двери традиционных автомобильных салонов вПарижеи Лондоне, Франкфурте и Турине. И началось паломничество к новым — образца 1968 года — моделям автомобилей, которых еще не увидишь на улицах. Поднятые капоты обнажают алюминиевые чрева машин, отворенные двери как бы приглашают за руль, зеркальные полы стендов раскрывают секреты устройства шасси. Смешаемся и мы с пестрой толпой посетителей. Рассмотрим новые модели и, отбросив в сторону все показное, рассчитанное на внешний эффект, познакомимся с наиболее интересными техническими решениями, агрегатами, узлами — словом, попробуем подметить характерное в конструкции автомобилей 1968 года.Перчатку бросили в ПарижеКогда несколько лет назад на французском автомобильном рынке появилась малолитражка «Пежо 204» (см. «За рулем», 1965, № 11) с передними ведущими колесами, успех ее был шумным и полным. Он вызвал у конкурентов, и в первую очередь у фирмы СИМКА, не только зависть, но и опасения за сбыт своей продукции. И вот на Парижском салоне СИМКА бросает серьезный вызов «Пежо», демонстрируя переднеприводный автомобиль с поперечным расположением двигателя — СИМКА 1100. На нем применена независимая торсионная подвеска всех колес взамен широко распространенных пружин. Если прежде р еа кц ия пружин воспринималась и без того сильно нагруженной передней частью несущего кузова, то теперь картина изменилась. Задние концы продольных торсионов передней подвески закреплены в поперечине кузова, лежащей под днищем машины, что дало возможность рационально распределить нагрузки на кузов, сделать его легче. Основная часть нагрузок, приходящихся на несущий кузов СИМКА, воспринимается его днищем. Оно усилено мощными лонжеронами и поперечинами, воскрешающими в памяти классические рамы прошлого. СИМКА 1100 будет выпускаться какс трех-, так ис пятидверным кузовом — в задней части его предусмотрена дверь, открывающаяся (как у некоторых «универсалов») наверх. Новый СИМКА значительно дешевле, чем «Пежо», но ему очень тяжело сравниться с конкурентом по качеству. Положение «Пежо» прочно еще и потому, что в салоне он показал модель «204» с 40-сильным дизелем. Это самый маленький (1255 см 3 ) и самый быстроходный (5400 об/мин) автомобильный дизель. «Ситроен» на модели ДС-21 применил четырехфарную систему освещения. Она примечательна тем, что фары, л ежащие ближе к оси машины, имеют лампы с йодным наполнителем и поворачиваются вместе с передними колесами. Строгим кузовом фирмы «Пининфарина» выделялся новый серийный спортивный автомобиль «Феррари-365 ГТ». Под капотом у него — 12-цилиндровый двигатель в 4400 см 3 — шумный и мощный (320 л. с. при 6600 об/мин), позволяющий на хорошей дороге «выжать» 300 км/час. Выпуск этих сверхдорогих машин невелик — по две в день.огокНовые двигателиВыставка автомобилей в Лондоне отличалась разнообразием новых конструкций двигателей. Завод «Воксхолл», не спуская бдительного ока с конкурентов, создавших моторы «Глас», ФИАТ-124С (см. «За рулем», 1967, № 2) и ФИАТ-125, сконструировал новый двигатель для автомобиля «Воксхолл Виктор». Это весьма прогрессивная конструкция с полноопорным (пять коренных подшипников при четырех цилиндрах) коленчатым валом. Распределительный вал, ка*к у большей части новых двигателей, расположен в головке и приводится в движение зубчатым ремнем из неопрена, армированного стеклотканью. Т акая конструкция проста, дешева, не требует смазки, а ремень безотказно служит в течение 120 тысяч километров пробега. Чтобы понизить капот и улучшить обзорность, двигатель на «Воксхолл Викторе» наклонили вбок на 45 градусов. Впускные и выпускные каналы находятся не на одной стороне головки, а разнесены, к ак это сделано на «Москвичах-407» и «408». Благодаря этому улучшилось наполнение цилиндров. Наконец, на «Воксхолл Викторе» (как, впрочем, на «Хонде-НбОО» и СИМКА 1100) применен генератор переменного тока. Все эти конструктивные новшества имеют шансы получить широкое распространение в ближайшие годы. Любопытную новинку преподнес английский завод «Триумф». Первым в стране он установил на 2,5-литровом двигателе серийного спортивного автомобиля ТР-5 систему «Лукас» для впрыска топлива во впускную трубу, последовав примеру «Мерседес-Бенц», «Пежо» и «Лянча». Мотор легко пускается, обладает хорошей приемистостью, высокой мощностью (150 л. с.) и устойчиво работает на холостом ходу при 800 об/мин. Совершенно неожиданным экспонатом оказался автомобиль «Ровер» с алюминиевой V-образной «восьмеркой» (3,5 л, 160 л. с ) . До сих пор такие двигатели в Англии ставили на серийные машины лишь «Ролльс-Ройс» и «Дэймлер».1. СИМКА 1100 имеет четырехцилиндровый (74 х 65 мм, 1128 смЗ) двигатель со штанговым приводом клапанов. Его мощность 53 л. с. при 5600 об/мин. Вес машины 870 кг, скорость 140 км/час, расход топлива — 9 л на 100 км. 2. На модели СИМКА 1100 трансмиссия смещена вбок и имеет полуоси неравной длины. 3. «Линкольн континенталь» 1968 года (8 цилиндров, 7600 смЗ, 340 л. с ) .Первое знакомство с Ро-80 Техника за рубежомВ центре внимания на Франкфуртской автомобильной выставке был пятиместный автомобиль НСУ Ро-80 с двухсекционным роторным двигателем. Сам факт, что завод готовит такую машину, ни для кого не представлял сек-30