mi полка iПРОФЕССИЯ. ОВЕЯННАЯ РОМАНТИКОЙВ книге, которую мы представляем читателям *, описан такой эпизод. В летний жаркий день Н-ская часть жила своей обычной лагерной жизнью. И вдруг вечером командир получает приказ — поднять часть ик исходу следующего дня скрытно сосредоточиться в районе, находящемся в нескольких сотнях километров от лагеря. Звучит сигнал тревоги. Тут же слышатся доклады: «К рейсу готовы!» Колонны автомобилей одна за другой выходят на маршрут и исчезают в темноте. Марш начался. Вся тяжесть его легла на плечи водителей. В условиях плохой видимости, на большой скорости без сна и отдыха ведут они свои автомобили с воинами в кузове, артсистемами или прицепами на крюке. Сумеют ли они выполнить поставленную задачу, доставят ли пехоту и артиллерию, саперов и связистов к назначенному времени, не подведут ли машины, выдержат ли водители такую нагрузку? Эти вопросы невольно ставили перед собой руководители учения. Но командир был спокоен, он знал : не подведут шоферы, ведь они прошли хорошую армейскую закалку. - И не подвели. Точно в установленное время войска прибыли в район сосредоточения. Задача была выполнена успешно... Отличное знание сложной автомобильной техники, умение ею мастерски управлять в самых различных дорожных условиях, на высоких скоростях, днем и ночью — вот что отличает советских воинов-автомобилистов. Вместе с солдатами, сержантами, офицерами других специальностей они верно служат Родине. О тех, в чьих руках руль военных автомобилей, и написал генерал-майор Н. Н. Степанов большой очерк «Военные автомобилисты». Ветеран автомобильных войск, отдавший много труда их становлению и совершенствованию, автор со знанием дела ис большой теплотой пишет о * Генерал-майор Н. Н. Степанов. Военные автомобилисты. Издательство ДОСААФ, М., 1968, 54 стр., 50 000 экз., цена 8 коп.К долгожданному дню Победы мы пришли, выдержав тягчайшие испытания. Война в основном — это тяжелая работа. Кроме мужества, нужны сила, знания, терпение. Часто наблюдал я работу артиллерийского расчета, работу саперов, работу военных водителей. Не раз видел, как хрупкие нежные девушки выносили с поля боя раненых бойцов богатырского телосложения. Неспроста на фронте бытовали такие выражения: «Хорошо потрудились наши артиллеристы». Или: «Хорошо поработали наши летчики». В этой войне наряду сгероизмоми мужеством победил ратный труд советского воина. Большой вклад в победу над врагом внесли и фронтовые водители, автомобильные войска. Сейчас я еще раз хочу вспомнить Сталинградскую битву, непосредственным участником которой мне пришлось быть. Помню, в первых числах сентября 1942 года к нам в штаб заехал один генерал. — Что, товарищ Родимцев, скоро за Волгу драться будешь? — сказал он . — А разве есть приказ? — Поговаривают... — отозвался генерал и распрощался. Действительно, 9 сентября был получен приказ о включении 13-й гвардейской стрелковой дивизии в состав 62-й армии, которая вела ожесточенные бои на подступах к Сталинграду. И вот все пришло в движение. Для переброски соединения командование выделило пятьсот автомобилей. Цифра неслыханная для того времени! Один за другим движутся грузовики из района Камышин—Николаевский в Среднюю Ахтубу, находящуюся в 20 километрах восточнее Сталинграда. В глубокой темноте, выключив фары, чтобы не быть замеченными авиацией противника, шли автоколонны, обгоняя подразделения, двигавшиеся в пешем строю. Машины везли людей, боеприпасы, оружие, продовольствие, тащили орудия. Сколько выд ержки , умения, выносливости требовалось от каждого шофера, чтобы в короткий срок доставить войска и грузы в район сосредоточения. Памятны бои на завершающем этапе войны, где военным водителям тоже пришлось поработать наславу. Сколько трудностей и опасностей таил в себе бросок через Рудные горы из Германии в Чехословакию. Пришлось совершить многокилометровый марш, чтобы достичь исходных позиций. И это по весенней распутице, по бесконечным объездным путям, через леса и горы, под огнем противника, так как враг оказывал еще отчаянное сопротивление. Если подсчитать весь путь, пройденный автомобилистами за годы Великой Отечественной войны, то окажется, что они свыше девяноста тысяч раз обогнули земной шар по экватору и перевезли более ста миллионов тонн различных грузов. В условиях тяжелых фронтовых дорог многие из них делали все, чтобы не только сохранить материальную часть, но и значительно повысить межремонтный пробег автомобилей. Я знаю шоферов, которые с автомобилями ЗИС-5, ГАЗ-АА приходили на фронт из городских и сельских автохозяйств и, провоевав всю войну, на этих же автомобилях возвращались обратно в свои города и села, наездив по фронтовым дорогам по 150—200 тысяч километров! Великая Победа. Великий подвиг. О н совершался не только на фронте. Вспоминаю, какие письма из тыла получали яи мои товарищи по оружию . Общеизвестно, что трудовой героизм тыла был под стать ратному подвигу фронтовиков. Заводы страны, среди них и автомобильные — Московский, Горьковский, Ульяновский, — танковые и оружейные предприятия снабжали армию оружием , техникой, колхозы и совхозы — продовольствием. Л юди недосыпали, трудились в холоде и голоде. И вот что поразительно: в письмах, которые мы получали, не было ни одного слова жалобы, даже тихого ропота. Из тыла писали только отом , что могло помочь солдату выстоять, одолеть ненавистного врага, достичь долгожданной победы. Подвиг... Он многогранен и разнолик. Во имя великой цели его способен совершить как отдельный гражданин, так и весь народ. Миллионы советских людей, до конца верные своей матери-Родине, ее идеалам, воплощенным в ленинизме, шли на подвиг. Только ленинизм — всепобеждающее учение трудящихся — мог стать и стал незыблемой основой преобразования некогда отсталой царской России в могучее государство рабочих и крестьян. Только под водительством Коммунистической партии, созданной Лениным и воплотившей его идеи в реальность, наш народ мог построить на древней земле отцов общество социальной справедливости. И именно это общество, нашу советскую государственную систему любой ценой готовы защищать русский и грузин, украинец и таджик, белорус и узбек, представители всех народов и национальностей страны Советов. В трудный час испытаний личное всегда отступает у подлинного патриота на самый последний план. Те, кто прошел Великую Отечественную войну, хорошо знают это. Никто из нас не ведал в эти суровые дни, доведется ли ему дожить до светлого дня Победы. Но каждый знал: выстоит Родина, будет шелестеть на ветру далеких эпох алое коммунистическое знамя. И это было главным, без чего невозможно было бороться и победить. Двадцать три года минуло с тех пор, как отгремели залпы войны. Стали взрослыми наши сыновья, дети наших фронтовых друзей, погибших на полях сражений. Мы пристально и порой ревниво вглядываемся в лицо молодого поколения. Мы ищем в нем свои черты. Нам радостно сознавать, что дети стали настоящими продолжателями наших дел, активными строителями коммунизма. Командуя в послевоенные годы соединениями, я видел, с каким рвением, с какой верой в свое дело, с каким желанием молодые люди в солдатских шинелях выполняют свой долг перед Родиной. В течение шести лет мне довелось быть рядом со старшиной Анатолием Носковым. Старшиной-то он стал потом, а когда мы впервые познакомились, он был солдатом, ш оферомв подразделении, куда пришел после окончания автомотоклубе) Д ОСААФ . За три года срочной службы он получил звание старшины и стал водителем первого класса. Парень смелый, решительный, до самозабвения влюбленный в автомобиль, он впитал в себя и многие другие ценные человеческие качества — всегда готов придти на помощь товарищу, строг к себе, дисциплинирован, трудолюбив, обладает высоким чувством ответственности за порученное дело. За шесть лет я не знал случая, когда бы он хоть ненамного опоздал подать машину по вызову, выехал бы на грязном или неисправном автомобиле. Не помню, чтобы работники автоинспекции хоть раз остановили Анатолия и сделали ему замечание. Теперь Анатолий Носков — о фицер , заместитель командира автороты по технической части. Такие ребята, как Анатолий Носков, верные воинскому долгу, самоотверженные, настойчивые, отлично знающие технику, уверенно водят армейские автомобили, тягачи, мощные машины специального назначения. Глядишь на них и думаешь: такие орлы не подведут в настоящем бою, сумеют постоять за Родину! Чувство долга перед Родиной — великое чувство. Через всю историю нашего государства — от героических дней Октября, через бои гражданской войны, трудные годы первых пятилеток и суровые испытания последней войны против фашизма до наших дней — советская молодежь пронесла горячую любовь к своему народу ик своей Родине, искреннюю преданность и верность Коммунистической партии, идеалам коммунизма. И когда мы говорим: держать равнение на подвиг людей старшего поколения, то прежде всего думаем о том, чтобы наши юноши и девушки, вся наша молодежь всегда носили в своих сердцах это великое чувство любви к своему социалистическому Отечеству, отдавали все свои силы, молодую энергию и знания делу беззаветного служения народу. Равняться на подвиг в наши дни — значит беречь славу отцов, приумножать ее своими славными делами. За последнее время миллионы юношей и девушек прошли по местам сражений, создали десятки тысяч музеев, комнат и уголков боевой славы, поставили памятники и обелиски тем, кто отдал жизнь за победу над врагом, кто завоевал нам счастье. Встречаясь с ветеранами войны и труда, изучая документы боевой славы, молодежь как бы сердцем прикасается к героике, к нашей славной истории. И мы , ветераны, зовем вас, молодых патриотов: продолжайте поиски. Нынешний год — год пятидесятилетия комсомола. А это значит, что маршруты поведут вас, красных следопытов, по его боевому пути, неразрывно связанному с героическим прошлым Родины ис победой в минувшей войне. Это значит, что вы пройдете замечательную школу патриотизма, школу гражданственности. На подвиг держать равнение — это любить труд, закалять себя в деле, в строительстве новой жизни, помня, что ратный подвиг — родной брат трудовому. Возмужание молодого человека, его закалка, его подготовка к подвигам ратным постигается в армии, в наших славных Советских Вооруженных Силах. Скажу откровенно, я несколько настороженно отношусь к молодому мужчине, не имеющему хотя бы одной военной специальности. Такой человек, случись невзгода, не сможет защитить не только своих товарищей, но и самого себя и тем самым исключает свои силы из общебоевого арсенала страны. Вот почему в новом Законе о всеобщей воинской обязанности записано: «Все мужчины — граждане СССР, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образования, оседлости, социального и имущественного положения, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР». У вас, молодых, широкие, я бы сказал, безграничные возможности учиться военному делу, овладевать техникой, закалять себя физически еще до службы в армии. Автомото- и другие клубы, учебные пункты, курсы — все в вашем распоряжении. И уже тысячу раз проверено опытом: юноша, овладевший военно-технической специальностью, увлекшийся техническими видами спорта еще до призыва на военную службу, в армии быстро становится отличным солдатом, ему доверяют сложную технику, грозное оружие, которые должны всегда находиться в полной боевой готовности. Последнее обстоятельство приходится подчеркивать особо. Ведь нынешние стратеги Пентагона и всяческих империалистических агрессивных блоков готовятся развязать новую мировую бойню. И ответственность наших Вооруженных Сил за безопасность Родины возрастает нынче как никогда. Это чувство ответственности за судьбы родной страны присуще всем, кто стоит в армейском строю. Оно мобилизует воинов, вдохновляет их на ратный труд и усердную службу, воспитывает высокую моральную готовность кбоюи подвигу. Шагает по советской стране замечательный месяц май. Шелестят на ветру красные трудовые и боевые знамена. Среди них плещутся победные стяги — свидетели славного подвига, совершенного советским народом в_ годы Великой Отечественной войны, длившейся тысяча четыреста семнадцать дней и ночей. Знамена Победы! Они хранят память о героях. Они зовут молодых быть достойными своих отцов, они зовут к подвигу. р ис0Вук6Ловалюдях этой важной в войсках профессии, приводит много примеров, называет рядовых, сержантов, офицеров, составляющих гордость наших автомобильных частей и подразделений. Автор убеждает юных читателей в том, как важно овладеть техническими знаниями, автомобильным делом еще до призыва на воинскую службу. Опыт показывает, что молодые люди, научившиеся водить автомобиль в автомотоклубах ДОСААФ, придя в армию, быстро становятся классными специалистами, им доверяют мощную боевую технику. А эта техника скаждым годом все усложняется. Сейчас нет ни одного рода войск, ни одного вида Вооруженных Сил, пишет автор, которые могли бы обойтись без автомобиля. Революция в военном деле, вызванная оснащением нашей армии мощным ракетно-ядерным оружием, еще выше подняла роль автомобильных войск и значительно расширила круг решаемых ими задач. В книге приводится много сведений об автомобилях, находящихся в наших войсках, — боевых, строевых, учебных, транспортных; новейших большегрузных, высокопроходимых, быстроходных машинах, таких, к ак МАЗ-535, ЗИЛ-137, КрАЗ-214, «Урал-375», ЗИЛ-131. Широкое применение в нашей армии находят автомобили, на которых устанавливаются пусковые ракетные и реактивные установки, зенитные пулеметы ипушки ; тягачи для буксировки ракет, артиллерийских систем, самолетов; самоходные прожекторные, радиолокационные станции и другие. В большинстве это мощные четырехосные автомобили. Имея все восемь ведущих колес, они обладают проходимостью на уровне лучших образцов гусеничных машин. Многоосные автомобили снабжены системой регулирования давления воздуха в шинах, лебедкой, самоблокирующимися мостами, гидроусилителем руля, пусковым подогревателем и другими устройствами, повышающими проходимость и боевую готовность. Описанию жизни и задач автомобильных войск предшествует большой раздел, посвященный революционным, боевым и трудовым традициям военных водителей. В составе Советских Вооруженных Сил прошли славный боевой путь наши автомобильные войска. Революционые солдаты автомобильных подразделений смело пошли за большевиками, за Лениным в дни Октября, они храбро защищали молодую Советскую республику на фронтах гражданской войны. Большая часть этого раздела посвящена героизму и мужеству военных автомобилистов в годы Великой Отечественной войны, выполнению тех задач, которые выпали на долю автомобильного транспорта, обеспечивавшего боевые операции по разгрому гитлеровских захватчиков. Несомненно, что книга «Военные автомобилисты» с удовлетворением будет прочитана не только в армейских подразделениях, но и курсантами автомотоклубов, будущими воинами. Она поможет глубже познать очень нужную и ответственную профессию военного водителя, профессию, овеянную романтикой. Б. АНДРЕЕВ