ПОЧЕТНЫХ ЗВАНИЙ УДОСТОЕНЫЗа один только 1967 год 143 авто- и мотоспортсменам, тренерам и судьям присвоены почетные спортивные звания. Г. Драугсу (Рига, СКА), В. Дубинину (Новосибирск, автомотоклуб), В. Циброву (Московская область, автомотоклуб) и Ю. Чекранову (Уфа, «Труд»), показавшим высокие спортивные результаты в международных соревнованиях, присвоено звание «Мастер спорта СССР международного класса». Кроме того, за стабильные высокие спортивные показатели шесть человен награждены Почетным знаком мастера спорта СССР. 106 спортсменам присвоено звание мастера спорта СССР. Высокого звания заслуженного тренера СССР удостоен Е. Субботин (Моснва), а еще семь человек получили звание заслуженного тренера РСФСР. Три судьи всесоюзной категории за долголетнюю и безупречную работу награждены Почетным знаком; 16 человек стали судьями всесоюзной категории.ПРАЗДНИК СТОЛИЧНЫХ СПАРТАКОВЦЕВНа московском ипподроме состоялись автомобильные гонки, посвященные 30летию автоспорта в обществе «Спартак». Соревнования проводились с открытым стартом. Для спартаковской номанды. показавшей лучший результат, был учрежден приз памяти П. Р. Горлова, выдающегося автомотоспортсмена, одного из лучших гонщиков общества. Мемориальный приз завоевала номанда десятого таксомоторного парка г. Москвы. В личном зачете по группе автомобилей «Москвич» победу одержал армеец Ю. Козлов, по группе автомобилей «Волга» — спартаковец Ю. Марков.Вид сзади на двигатель со спитыми левым цилиндром и карбюратором.АВТОР-ВАЛЕРИЙКАТОМИНМОСКВА, УЛИЦА КАЗАКОВАВ 1962 году в Государственном Центральном ордена Ленина институте физической культуры и спорта было создано отделение автомотоспорта. Будущие тренеры проходили специализацию на базе Центрального автомотоклуба СССР. С тех пор отделением подготовлено 27 тренеров по автомобильному и мотоциклетному спорту. Все они направлены на работу в республиканские и областные автомотоклубы. Сейчас проводится новый набор как на это отделение, так ив шнолу тренеров. Принимаются автомотоспортсмены (не ниже первого разряда) с законченным средним образованием, имеющие тренерский стаж не менее трех лет. Срок обучения в институте — четыре года, в школе — год и десять месяцев. Прием заявлений с1 июня по 31 июля. Адрес института: Москва, К-64, ул. Казанова, д. 18.Шесть раз армеец Валерий Катомин выигрывал почетный титул чемпиона страны. Он выступал в кольцевых и ипподромных гонках, соревнованиях на ледяной дорожке. Катомин не только опытный спортсмен, но и талантливый конструктор — не одну победу одержал он, выступая на машинах собственной конструкции. В прошлом году на первенстве СССР по «кольцу» он выступал на «самоделках» двух классов — 125 и 175 см'. Но наибольший интерес у спортсменов вызвала третья машина, которую Катомин привез на соревнования. На этом 350-кубовом спортивном мотоцикле выступал заслуженный мастер спорта Н. Севостьянов. Он уверенно выиграл первый этап первенства в Риге, однако на таллинсной трассе его ждало разочарование — не завелся двигатель. Сейчас конструктор занят дальнейшей доводной этого интересного мотора. Коротко расскажем о нем. Его два цилиндра охлаждаются водой. Впереди двигателя — внушительный радиатор. Система циркуляции воды — термосифонная. Диаметр цилиндров и ход поршня те же, что у подвесного лодочного мотора «Дельфин» — 60,5x60 мм. В отличие от многих высокофорсированных моторов распределение здесь осуществляется не вращающимся золотником, а, как обычно, поршнем. Продувочные каналы тщательно обработаны и снабжены отъемными крышками . Двигатель развивает 13 тысяч оборотов в минуту и безболезненно выдерживает кратковременную работу без нагрузки до 18 тысяч оборотов. Чтобы обеспечить надежность системы зажигания на таких режимах, конструктор переделал обычное двухискровое магнето в генератор переменного тока. Представляет интерес и четырехступенчатая коробка передач, которую можно снять и разобрать, не демонтируя двигателя. «Начинка» коробки в значительной мере состоит из деталей ижевского мотоцикла. Следует ожидать, что в соревнованиях нынешнего сезона на мотоцикле с этим двигателем будут достигнуты высокие результаты.НА ПЕРВЕНСТВОМАРКИПомимо чемпионата мира по автогонкам (на машинах формулы 1) проводится серия гонок на мировое первенство среди автомобильных фирм. Это очень интересные соревнования, цель которых выделить сильнейшую марну спортивного автомобиля. Начиная с 1968 года, в них принимают участие три группы машин. Во-первых, это так называемые прототипы. Они строятся лишь в единичных экземплярах с использованием всех новейших достижений гоночной техники и служат прообразами тех спортивных автомобилей, которые могут в будущем претендовать на серийное производство. На прототипах разрешено применение любых несерийных узлов и агрегатов, и только рабочий объем двигателя не должен превышать 3 литра. Естественно, что все они являются уникальными машинами и по существу представляют собой гоночные автомобили, снабженные двухместными обтекаемыми кузовами с фарами и крыльями. * Вторая группа — спортивные автомобили, выпускаемые мелними сериями (не менее 50 штук в год). Для них предельный рабочий объем установлен в5 литров. И наконец, третья группа — машины Большого туризма. Для них нет ограничений по литражу, но годовой выпуск их должен быть не меньше 500 штук. Считается, что отдельные модели прототипов переродятся (в той или иной форме) в мелкосерийные спортивные машины, а те, в свою очередь, смогут лечь в основу новых моделей автомобилей Большого туризма. Следовательно, все эти машины должны продемонстрировать в соревнованиях прежде всего высокую надежность и стабильность скоростных показателей. Поэтому мировое первенство среди фирм разыгрывается только в гонках на длинные дистанции. Это 24-часовые соревнования в Ле-Мане (см. «За рулем, 1966, № 10) и Дайтоне, 1000-километровые гонки в Спа, Монце и на Нюрбургринге, труднейшие состязания «Тарга Флорио» на 720 км , 12-часовые гонки в Себринге, 500-мильные (800 км) соревнования в Брэнде Хэтч. Во веяном случае, в восьми этапах первенства каждая гонка должна длиться не менее шести часов или же ее дистанция не должна быть короче 1000 километров. Каждая фирма имеет право выставлять любое число автомобилей различных моделей. Гонщики могут пересаживаться с одной машины на другую в ходе гонки. В зачет каждого этапа идет тольно один, лучший результат, показанный на автомобилях данной марки. Как ив личном чемпионате мира, очки за первые шесть мест на наждом этапе начисляются по системе 9 — 6 — 4 — 3 — 2 — 1. Из результатов восьми этапов в зачет первенства идут пять лучших. Гонки 1967 года принесли победу спортивным машинам «Феррари». На втором месте — «Порше» и на третьем — «Форд». Спортивный автомобиль «Феррари» — 330П4 1967 юла . 12 цилиндром. 3976 см^, 450 л. с. при 8000 об/мин. Непосредств енныйвпрыск топлива. Пить передач. База 2100 мм. Трубчатая рама. Вес 850 кг. Скорость 320 км 'час. Расход горючего 41 л/100 км.В ЛАТВИИ СТРОЯТ КАРТОДРОМЫКартинг имеет в Латвии давнишнюю прописку. Именно в этой республике были построены группой энтузиастов первые машины. А летом 1961 года на велотреке «Динамо» в Вентспилсе состоялись первые в нашей стране гонки на микро автомобилях. За прошедшие семь лет картингисты Латвии добились значительных успехов. Не раз они выигрывали золотые медали чемпионов страны (К. Шлейтерс, В. Бортниекс, Р. Вейс), команда республики заняла первое место в финальных соревнованиях по картингу на IV юбилейной Спартакиаде народов СССР. Достижению этих успехов во многом способствует наличие в республике специальных картодромов. Трассы для соревнований по нартингу построены не только в столице Латвии, но ив районных центрах Талсах и Тукумсе, городе Смилтене. Еще три новых картодрома (в Елгаве, Кандаве, Лиепае) намечено ввести в строй в этом году. В 1969 году предполагается закончить строительство новой трассы в Вентспилсе.26