По письму приняты меры ВОЛОКИТА ПРЕКРАЩЕНАРедакция получила письмо, в котором сообщается, что жители Лихославльского района Калининской области, сдавшие в ГАИ экзамен на право управления мотоциклом, никак не могут получить удостоверения. В ответ на неоднократные обращения начальник районной ГАИ тов. Максимов ссылался на отсутствие бланков (?!). Мы поставили в известность об этом областную автоинспекцию и получили ответ от начальника ГАИ тов. Переверзева: Лихославльскому райотделу милиции направлены бланки и дано указание незамедлительно выдать удостоверения мотолюбителям. Аналогичное положение, но уже с регистрацией транспорта сложилось в ГАИ г. Казани. Группа читателей сообщает: «В городе Казани регистрация транспорта занимает 15—20 дней. Сначала необходимо придти в пять часов утра и записаться в очередь на определенный день, в который можно сдать документы. Это занимает примерно неделю. После сдачи документов назначают день, когда можно получить номера и технический паспорт — это обычно еще 10—15 дней. Причем регистрация производится только в центральной ГАИ, а не в районных, как это делается, например, в Москве. Дорогая редакция! Мы надеемся, что с содержанием письма будут ознакомлены органы ГАИ г. Казани». Редакция, конечно, выполнила просьбу — направила письмо в ГАИ Министерства охраны общественного порядка Татарской АССР. Вот, что нам пишет заместитель начальника ГАИ тов. Черенков: «...факты, указанные в письме в части продолжительного оформления документов на транспортные средства, имели место. В настоящее время этот недостаток устранен».Автомобиль Яковлева и Фрезе постройки 1896 года.КОГДА РОДИЛСЯ АВТОМОБИЛЬКогда появился первый в России автомобиль? Такой вопрос задают в своих письмах многие наши читатели. Мы пригласили в редакцию преподавателя Московского автодорожного института Валерия Ивановича Дубовского. Он уже много лет собирает материалы по истории отечественного автомобилестроения н охотно согласился ответить на этот (вопрос. С появлением двигателя внутреннего сгорания в Европе одна за другой стали предприниматься попытки создания самодвижущегося экипажа с таким мотором. Почти в каждой стране был свой изобретатель автомобиля. Австрийцы утверждали, что это был Маркус, французы считали им Деллямар-де-Бутевилля, англичане верили в приоритет Батлера, а немцы придерживались мнения, что первым оказался Бенц. А кто же в России был первым? Имеются сведения, что в 1882—1884 годах Путилов и Хлобов построили коляску с бензиновым мотором. Но кроме этого факта ничего больше не известно. Может быть, дальнейшие исследования позволят найти дополнительные доказательства в пользу этих изобретателей? Инициатором автомобильного дела в нашей стране был лейтенант военноморского флота Евгений Александрович Яковлев. Еще в 1884 году он начал эксперименты с двигателями внутреннего сгорания, а в 1891 году основал в Петербурге первый русский завод керосиновых и газовых двигателей. Его продукция демонстрировалась в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго. На ней Е. А. Яковлев и П. А. Фрезе, владелец каретной мастерской в Петербурге, познакомились с автомобилем «Вело». Эту необычную на первый взгляд машину представил на выставку немецкий завод «Бенц». Оба изобретателя загорелись идеей постройки автомобиля. Работа над ним началась в 1895 году. Двигатель и трансмиссию изготовил Яковлев, а ходовую часть и кузов — Фрезе. Автомобиль Яковлева представлял собой обыкновенный двухместный экипаж типа «фаэтон». Внушительный кожух, громоздившийся в задней части машины, скрывал под собой четырехтактный горизонтальный одноцилиндровый двигатель. Его конструкция не отличалась сложностью: зажигание осуществлялось от батареи сухих элементов, а карбюратор был простейшего, испарительного типа. При рабочем объеме около 860 см 3 мотор Яковлева развивал мощность полторы-две лошадиных силы. От двигателя вращение передавалось на дифференциал посредством двух резиновых ремней. Эти ремни при помощи двух рычагов можно было перемещать с одних шкивов на другие, достигая таким образом перемены двух передач и холостого хода. Заднего же хода не было. Подвеска колес (на полностью эллиптических рессорах) и сами колеса (с деревянными спицами) имели много общего с тогдашними каретами. Правда, отдавая дань времени, Фрезе снабдил колеса сплошными резиновыми шинами. «Безлошадный экипаж» можно было остановить либо ручным тормозом (к шинам задних колес прижимались тормозные колодки), либо ножным, который действовал на трансмиссию. Машина Яковлева и Фрезе весила 300 кг; ее оборудование включало складной кожаный верх, два керосиновых фонаря и сигнальный рожок с резиновой грушей. Несмотря на маломощный мотор, она могла развивать скорость до 20 верст в час, а запаса горючего хватало на 200 верст пути. Стоила эта машина 1500 рублей серебром. Постройка первого русского автомобиля была закончена в 1896 году, и тогда же он с успехом демонстрировался на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде. К сожалению, сам Яковлев через три года умер. Его моторный завод в 1906 году перешел в собственность общества «Вулкан», строившего двигатели внутреннего сгорания. Экипажная фабрика «Фрезе и К°» в 1900 году взялась за выпуск, правда, в малых количествах, электромобилей и грузовиков. Там даже был построен опытный троллейбус и небольшой автобус. Но возможности этого предприятия были ограниченными, и с 1906 года оно делало только легковые кузова, которые ставились на шасси импортных легковых машин. Четыре года спустя кузовное производство Фрезе перешло в собственность Петербургского отделения Русско-Балтийского завода. Но какова бы ни была судьба его создателей, «безлошадный экипаж» Яковлева и Фрезе явился по существу первым в России бензиновым 'автомобилем.ПОДОСОБЫЙ КОНТРОЛЬЧитатель журнала А. Ильин из г. Кемерово сообщил редакции о том, что в городе крайне плохо обстоит дело с отпуском горюче-смазочных материалов. Редакция направила письмо тов. Ильина в Главнефтеснаб РСФСР. Заместитель начальника Главнефтеснаба В. Разумов в ответ на наш запрос сообщил: «Отпуск нефтепродуктов на АЗС в г. Кемерово и других городах области производился с перебоями ввиду неравномерного поступления горюче-смазочных материалов на нефтебазы с нефте перерабатывающих заводов. Главнефтеснабом РСФСР принимаются необходимые меры к обеспечению бесперебойного отпуска нефтепродуктов на АЗС. Выполнение плана поставки автобензина взято под особый контроль».КАКБЫТЬ С КОЛЯСКАМИ!Группа мотоциклистов г. Алма-Аты пишет в редакцию: «Желая иметь мотоцикл с коляской, мы приобрели — каждый из подписавшихся здесь — и мотоцикл и коляску. В ГАИ же нам регистрируют только мотоциклы и не регистрируют коляски лишь из-за того. что они другого цвета. Положения, запрещающего регистрировать коляску отличной от мотоцикла окраски, нам не приходилось читать. Начальник ГАИ на наш недоуменный вопрос ответил, что такого положения действительно нет, но это его личное желание, и посоветовал ездить без колясок». Письмо подписали пять человек. Редакция попросила разъяснения на этот счет у республиканской ГАИ. которая сообщила: «Коллективное письмо группы граждан по вопросу регистрации мотоциклов рассмотрено Госавтоинспекцией УМ МООП Казахской ССР. Госавтоинспекции УООП г. Алма-Аты дано указание о регистрации мотоциклов». Казалось бы, все в порядке, но обращает на себя внимание то обстоятельство, что в ответе не упоминается о регистпации колясок. Может быт, не случайно?29